660

Серебро из сундука

Под занавес театрального сезона, 29 июня, в Русском драматическомтеатре им. А.П. Чехова пройдет концерт трио "Серебряный век" -"... Из какой-то прежней жизни хоть одно живое слово"Афиша концерта многих путает, а некоторых даже отпугивает. Напытку ретро мало кто пойдет. По крайней мере, сознательно. Судяпо анонсам, зрителей ждет вечер старых романсов. Но это не так.Романс в программе всего один. Несмотря на всю ретро-мишуру,нафталина не будет. Да, тексты выудили из сундука, правда, небабушкиного, а автора проекта Бориса Амамбаева. Но, во-первых,Серебряный век - время полезных переломов и рождения новыхязыковых символов. Настолько новых, что они не утратилиактуальности даже сегодня. Во-вторых, музыкальная часть созданапо законам современности. Получилась серьезная поэзия вудобоваримой аранжировке. А это уже чистой воды постмодернизм -то, чем мы привыкли питаться.Концертных программ или дисков, песенный материал которых был быцеликом основан на лирике поэтов Серебряного века, в природе несуществовало. Борис Амамбаев оживил стихи Иннокентия Анненского,Осипа Мандельштама, Игоря Северянина, Дона Аминадо, АндреяБелого, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой,Владимира Набокова и Иосифа Бродского. Музыку к ним он написалдавно. Песням новой программы по пятнадцать-двадцать лет. Хотяначалась эта серебряная лихорадка еще раньше.В классе седьмом родители купили Борису гитару. Едва освоив новыйинструмент, он стал сочинять музыку. Подо все, что попадало вполе зрения. В ход шли стихи Сергея Есенина, Расула Гамзатова идаже Владимира Маяковского. Учеба в вузе, пускай на таком малоромантичном факультете, как экономический, изменила егопоэтические пристрастия. В конце 70-х Борис познакомился створчеством Осипа Мандельштама, Игоря Северянина и ИннокентияАнненского. Эти три поэта стали и до сих пор остаются любимымиавторами Бориса Амамбаева. Чтобы глубже прочувствовать стихи,прочел гору биографической и критической литературы. Теперь онточно знал, что волновало автора в момент создания произведения.Ошибки интерпретации исключались.Шло время. Были естественные для человеческой жизни искания,открытия и разочарования. На каждое новое впечатление памятьоткликалась стихами любимых поэтов. За ними приходила музыка. Такпоявлялись песни. Они сами собой складывались в концепцию,названия которой еще не было. Борис просто жил, творил и пел.Сначала у друзей на кухнях. Потом на концертных площадках.Естественно, он попал в бардовский круг. Но классику авторскойпесни с ее атрибутивными кострами и палатками он не любил. Вернее,любил, но намного раньше. А с приходом серьезных "серебряных"стихов, все то отошло на задний план.Правда, в какой-то момент он променял качественную серьезность навсеобщую доступность. Вернее, не променял, а просто отложил долучших времен. На горизонте появился Олег Максимов со своимипредложениями о сотрудничестве и текстами. На его стихи Бориснаписал песни, которые оказались ближе и понятнее народу, чемэстетика антикварной поэзии. Но не сразу. Выход первого дисканекоторые почитатели творчества Бориса Амамбаева восприняли какнастоящий удар. Но послушали раз, другой, третий и передумали.Музыка - вещь чудотворная. В том смысле, что в состоянииоблагородить поэзию любого сорта. Поэтому измену музыкантупростили.Борис уверен, что люди, в жизни каждого предопределены. Встреча сСергеем Бильченко - тому подтверждение. Талантливый музыкант,звукорежиссер и аранжировщик, Сергей дышал тем же воздухомпрошлого и видел то же, что видел Борис. Они стали общаться, апотом вместе выступать. Сергей тоже играет на гитаре. Следующеесудьбоносное для проекта знакомство - с Дорелом Бурлаку. Джазовыймузыкант из "Тригона" и "25-го кадра" оказался своим человеком.Тоже по-особому дышал и видел. Команда единомышленников была всборе. Осталось собрать свои идеи в одно целое и отыскатьспонсоров. И то и другое удалось.В мае состоялась презентация проекта "Серебряный век" и первогодиска "... Из какой-то прежней жизни хоть одно живое слово".Чтобы не перегружать альбом тяжелой философией, в него включилилишь самые лирические вещи цикла. Решили приучать публику ксерьезным стихам постепенно. Поэтому и начали с облегченнойверсии поэзии Серебряного века.Первый концерт в Национальной филармонии получился необычным. Посегодняшним меркам. "Серебряный век" не хотел опускаться допростого исполнения под гитару. Они создали целый спектакль.Музыканты выступали в специально созданных костюмах началапозапрошлого века. Каждую песню сопровождал видеоряд. В перерывахмежду музыкой Игорь Кэлдаре читал стихи. Только живые голоса иинструменты. Вообще жизни было так много, что столичная публикадо сих пор оправляется от ее передозировки.У проекта "Серебряный век" будет продолжение. Песен написано такмного, что в первый диск удалось вместить лишь десятую часть.Дальше выйдет альбом "Россия. Реквием. Двадцатый век". Это песнифилософского содержания, связанные с переломом в творчествепоэтов и жизни многих людей, произошедшим после революции 1917года. Но пока музыканты хотят поработать с программой "... Изкакой-то прежней жизни хоть одно живое слово".Сразу после концерта в Русском драматическом театре им. А.ПЧехова "Серебряный век" уедет на традиционны песенный фестиваль"Лица друзей" в Кагул. Организаторы мероприятия пригласили музыкантов спросветительской целью. Им хотелось, чтобы молодежь слушала иучилась. И не технике исполнения, а умению подбирать качественныетексты и писать к ним музыку. Потому что рано или поздно все мывернемся к вечным человеческим ценностям. И лучше, если этопроизойдет не слишком поздно.
0