666

ЭЛЕКТРОННАЯ СКАЗКА

Помнится, цели, предусмотренные этим документом, были весьма благими. Говоря кондовым языком наших чиновников, собирались "повысить эффективность и скорость работы в ведомствах, сделать ее прозрачной, устранить бюрократические барьеры, создать механизм электронного обмена документами". А что получили?Мы проанализировали лишь малое - начальный этап деятельности в сфере высоких технологий. Кажется, в январе 2006 года, премьер-министр Василий Тарлев лично дал журналистам обещание, что каждое государственное ведомство или крупное предприятие будет иметь собственный сайт или даже портал. Многие ведомства поспешили громогласно отрапортовать о появлении интернет-ресурсов. Возьмем, к примеру, Министерство юстиции РМ. Презентация сайта по имени www.justice.gov.md была обставлена с необычайной помпой - о нем рассказалина специальной пресс-конференции и даже упредили строптивых умников. Информацию о действующем законодательстве республики можно было найти на страничке сайта - в рубрике "Центр юридической информации" (вместо кем-то прикрытого "www.lex.md"). Презентация длилась не менее часа. За это время руководители ведомстваповедали о трудностях, которые-де пришлосьпреодолевать, выполняя ну "о-очень своевременное решение" главы правительства. В запале замминистра (имя которого не будем называть из человеколюбия) посетовал, что, "как же жили-то раньше без столь необходимой информационной поддержки?". Сайт, обещали, начнет работать на двух языках - государственном и русском, буквально с завтрашнегодня. Спустя четыре месяца на названном интернет-ресурсе не обновляется ни одна из рубрик, а на пресловутой странице "Центр юридической информации" работает только "Форум". В нем, кстати говоря, в основном можно прочесть хулу граждан в адрес чиновников от Фемиды. Стоит ли сетовать на незнание населением Молдовы законов, если они не находят их там, где эти нормативные документы должны быть по определению.Теперь проанализируем сайты остальных отечественных ведомств. Их в Молдове 15, включая новое Министерство регионального развития. Номинально сайты есть у 13. Но поддерживаются они по-разному. Так, к числу не действующих можно смело отнести ресурсы Министерства иностранных дел и европейской интеграции (www.mfa.md), являющегося "евролицом Молдовы", Министерства здравоохранения (www.msps.gov.md), Министерства транспорта и дорожного хозяйства (www. mtgd.gov.md), Министерства туризма (www.turism.md) и Министерства экологии и природных ресурсов (www.mediu.gov.md). Из оставшихся восьми работают "не шатко не валко" сайты Министерства просвещения, молодежи и спорта (www.edu.gov.md), Министерства обороны (www.army.gov.md), Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности (www.maia.dov.md ) и Министерства экономики и торговли (www.mec.gov.md). Их основной недостаток - информация предоставляется только на государственном языке, несмотря на наличие ссылок на другие языки - "английский", "русский". К тому же обновляются сведения, видимо, тогда, когда у обслуживающего ресурс персонала появляется время - от случая к случаю.Практически нет претензий лишь к сайтам двух министерств – внутренних дел (www.mai.gov.md) и информационного развития (www.mdi.gov.md). Если первое систематически пополняет свои рубрики, но только на государственном языке, то в МИРе это делают еще и на русском. Прошу обратить внимание, что в этом мини-обзоре мы касаемся таких немаловажных для интернет-ресурсов вещей, как дизайн сайтов и порталов, а также правила правописания. Не берусь судить о их соблюдении в отношении государственного языка, но на русском встречаются крайне забавные ошибки. Перевирают географические названия, имена, иногда так, что приходится лишь разводить руками, понимая что - "русский "языка" - великий и могучий".Положительно можно оценить деятельность интернет-порталов www.gov.md, который курируется пресс-службой правительства, и www.prezident.md. – президента. Почти образцово обстоят дела у сайта парламента www.parlament.md. Нужно отдать должное последнему - им заправляет сейчас профессиональный тележурналист Александр Барбов. Он не понаслышке знает, что такое скудная информация и как ценно обладание знанием. И возвращаясь к идее проекта "интернетизации" деятельности отечественных ведомств. Видимо, премьер и чиновники не поняли друг друга. Первый хотел дать народу посредством современных технологий знания, а бюрократы (как обычно, для отчетности) предложили прочесть электронную сказку о своей деятельности на благо отечества.Виктор Лесин
0