762

АРТУР КОЗМА: «КУЛЬТУРА – ЭТО КАК АЛГЕБРА. ЕЕ НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ»

Как известно, чем выше уровень культуры в государстве, тем оно весомей на мировой арене. С появлением талантливых и известных певцов, композиторов, хореографов и актеров страна обретает новый статус. Так почему же, несмотря на плеяду известнейших во всем мире деятелей культуры и великолепные традиции, мы являемся все же аутсайдерами в кинематографе или музыке? Уже подзабытая ситуация с отбором на музыкальный конкурс «Евровидение» показала, что у Молдовы действительно существуют большие проблемы с исполнителями. А уж мечтать о том дне, когда мы попадем в списки финалистов, например, Каннского кинофестиваля, пока не приходится вообще.Стоит ли этому удивляться, если государственные культурно-образовательные центры финансируются куда меньше, нежели экономические факультеты. И такое происходит несмотря на то, что культура, вопреки сложившемуся мнению, нуждается в постоянных инвестициях. В современном мире ситуация, когда никому не известный исполнитель-самоучка выбивается в мировые звезды, точно не пройдет. Понятно, что государство не может покупать для консерватории скрипки или виолончели за десятки тысяч долларов. Понятно и то, что вряд ли в нашу Академию искусств приедет читать лекции преподаватель из французской Академи де Бо Арт. И, безусловно, это не самая большая проблема молдавских школ и академий. Они гораздо прозаичней, что намного осложняет их решение.Именно проблемы культурно-образовательных заведений страны, хотя и в более позитивном настроении, обсуждались вчера на совместной коллегии Министерства культуры и туризма и Министерства просвещения, молодежи и спорта. Ввиду окончания учебного года представители министерств посчитали необходимым сначала представить результаты их работы, а потом перейти к обсуждению проблем. Так, Министерство культуры и туризма за прошедший учебный год разработало документы, которые регламентируют образовательный процесс в учебных заведениях Молдовы. Это постановление об изменении постуниверситетского образования по специальности и решение правительства о длительности обучения, квалификации в вузах республики. На факультетах вузов расширился также по сравнению с другими годами круг специализаций. Сегодня в государственных институтах можно, например, получить диплом звукорежиссера, модельера или управляющего театра. Кроме того, работа была проведена в структуризации образования для учебных заведений всех уровней, что сделало образовательный процесс более гибким. Докладчики отмечали успехи наших учеников и студентов на международных музыкальных, театральных конкурсах, олимпиадах и выставках в Украине, Москве, Корее, Румынии, Франции и других странах. Однако наряду со всеми успехами, достигнутыми за последние годы, представители министерств указали на самую больную проблему молдавских учебных заведений – нехватку финансирования. При этом упомянули о том, что все же шаг в сторону решения проблемы был сделан огромный. Например, только на покупку музыкальных инструментов и другого оснащения для Академии музыки, театра и изобразительных искусств из бюджета был выделен один миллион леев. Более того, значительную помощь получил Колледж искусств в Сороках. Ему было предоставлено 50 тысяч леев на пошив костюмов и 445 тысяч леев - на новые духовые инструменты.По мнению докладчиков, еще одной острой проблемой учебных заведений стала разработка единого учебного плана. Данный вопрос был внесен в план действий, разработанный на 2006-2009 годы министерствами в сотрудничестве. Среди основных действий в нем предусмотрены разработка стандартов для среднего образования, изменение некоторых нормативных актов, регламентирующих процесс бесплатного обучения первого цикла, а также создание нового центра непрерывного образования, где будет проходить переподготовка преподавательских кадров. После представления отчетов слово было предоставлено ректорам университетов и директорам школ. Их мнения о проблемах учебных заведений несколько отличались от мнений работников министерств. Это и понятно, потому что, работая непосредственно в школе или лицее, директор знает все внутренние проблемы заведения. Например, ректор Академии искусств Молдовы указала на низкую заработную плату преподавателей. По ее словам, ситуация, когда преподаватель с двумя или тремя высшими образованиями получает зарплату учителей обычных школ или даже работников детских садов, неприемлема. В этом вопросе министр культуры и туризма Артур Козма согласился с ректором и пообещал, что положительные изменения произойдут уже в скором будущем. Поднимались и вопросы критерия отбора учеников и студентов в музыкальные, театральные и другие учебные заведения страны. Некоторые преподаватели считают недопустимым поступление в вузы детей с оценками «5» или «6». Высказывались мнения о том, что такие посредственные ученики вряд ли станут в будущем мировыми звездами. Конечно, все проблемы нельзя устранить в одночасье, но все же есть надежда на то, что совместными усилиями руководителей учебных заведений, министерств и государства в целом будут найдены оптимальные решения. Тем более что обсуждение вопросов, связанных с культурой, все чаще выносятся на правительственный уровень. Мы будем следить за тем, какие учебные планы будут приниматься и какой путь выберут министерства в приближении молдавского образования к европейскому уровню. Елена Семенова
0