772

Маршальский жезл Титуса Жукова

Этот театр, кажется, обходят стороной все кризисы, экономические и социальные. Но скорей всего их просто оставляют за кулисами, куда из зала не заглянешь. И уж, конечно, никто не станет посвящать нас, пришедших на спектакль, в тонкости творческих разногласий или межличностных трений, случающихся порой в "террариуме единомышленников". Но здесь, вопреки установившемуся мнению, избегают скандалов и дрязг, не имеющих отношения к искусству. Потому-то в Республиканском театре кукол всегда царит особый приподнятый дух праздника и радости, который бросает теплый отсвет на лица маленьких зрителей и их взрослых родителей. Эта атмосфера рождается совместными усилиями всех, кто здесь работает (а хочется сказать, как встарь, - служит). И не в последнюю очередь благодаря тому, что вот уже много лет "Ликурич" возглавляет генеральный директор (а хочется сказать - маршал) Жуков.Театр навсегдаНаш брат журналист питает неизменную слабость к "Ликуричу", его актерам и художникам. Не раз мои коллеги писали и о Титусе Жукове. Рассказывая о творческом пути режиссера, некоторые называют его "баловнем судьбы". Эта броская характеристика, извините, ну никак не подходит человеку, которому никогда ничего не доставалось "на блюдечке", но всю жизнь приходилось бороться с обстоятельствами. Однажды в село приехал театр... И ребенок, впервые увидев сценическое действие, всем своим существом испытал настоящее потрясение. Таких детей было немало. Но именно для Титуса раннее и очень яркое впечатление стало решающим. Переехав учиться в Бельцы, он становится завзятым театралом, а вскоре поступает в актерскую студию при драматическом театре имени Василе Александри. И работает так, что ему доверяют главную роль в одном из спектаклей. После десятого класса он, золотой медалист, подает документы в столичный вуз, но, вопреки желанию родителей, не в политехнический, а в институт искусств. И уже через полторы недели преподаватель предложил талантливому пареньку, не слишком хорошо изъясняющемуся по-русски, попытать счастья в Москве. Огромный город без родных и знакомых... А на руках - только адрес Георгия Георгиевского и рекомендательная записка от кишиневского педагога. Никакая сверхъестественная удача не помогла бы бездарному или не слишком уверенному в себе человеку. А Титус за одну ночь расположил к себе известного режиссера, прямо с порога показав все, что к тому времени знал и умел. Так он стал студентом Московского государственного института культуры.О театре кукол Жуков тогда еще не думал. Всеми его помыслами владело драматическое искусство. Он не пропускал ни одной репетиции Театра на Малой Бронной, видел, как работает с актерами Анатолий Эфрос, не раз беседовал с ним. Сегодня портрет выдающегося режиссера, которого Титус считает своим учителем, висит у Жукова в кабинете рядом с "крестным отцом" Георгиевским. А также Виктором Сударушкиным и Сергеем Образцовым, потому что с выдающимися кукольниками питерской и московской школ связан еще один "крутой поворот". Свободный голос свободного человекаВернувшись в Молдавию и поставив в Бельцах дипломный спектакль, Титус неожиданно для себя получил от министерства культуры предложение стать режиссером "Ликурича". Согласие дал, но при условии стажировки в ленинградском Большом театре кукол - чтобы приобрести опыт и получить знания из первых рук, у "асов" профессии.Тридцать пять лет назад он вошел в старое здание театра, еще не зная, что останется здесь навсегда. И уже через несколько лет вступил в должность главного режиссера. Правда, первые годы в документах она сопровождалась добавлением "и.о.": советская идеология не дозволяла без оговорок доверить дело воспитания подрастающего поколения сыну священника. А на сцене, осененной фонариком нашего "светлячка", получила путевку в жизнь первая кукольная постановка Жукова - "Поросенок Чок". За ним последовали "Волшебная булава" по Ливиу Деляну и "Золушка" по Евгению Шварцу, "Маленькая Баба Яга" и "Страна Мераликундия"...На дворе стояли семидесятые. В Москве давно завинчивали гайки, а в Кишиневе продолжалась оттепель: мы читали уже запрещенные (но только что дошедшие до нас) книги и смотрели спектакли, которые допускались разве что "в глухой провинции у моря", говоря словами Иосифа Бродского. Притом дискуссии вспыхивали не только на кухнях. Под эгидой ЦК комсомола появились две "открытые трибуны" - клубы научной и творческой молодежи. Благодаря актерам Славе Полтавцу и Матусу Гинзбургу, художникам Володе и Гале Канторам клуб творческой молодежи едва ли не в полном составе вошел в число поклонников "Ликурича". Мы горячо обсуждали, как непривычен "Белый Арап" по Иону Крянгэ. Здесь Жуков впервые вывел на сцену актеров живого плана, добавил маски и элементы театра теней. А за "Джельсомино в стране лжецов" по Джанни Родари Титус рисковал поплатиться головой. Ведь героем этой недетской сказки стал свободный голос свободного человека в условиях тотальной несвободы.И в дальнейшем, ставя Пушкина, Шолохова и Шукшина, "Гадкого утенка", "Волшебную лампу Аладдина" и "Маленького принца", режиссер Титус Жуков оказывался созвучным и вечности, и своемувремени, актуальным для детей и взрослых. Потому что всегда был верен невидимому внутреннему компасу, который вел его в жизни. И фортуна тут вовсе ни при чем.Для чудес рожденныйОн мог бы стать священником, как отец. Мог закончить политех и осуществлять прорывы в технике. Мог стать драматическим актером. А превратился в доброго и мудрого волшебника, которому подвластно любое чудо: и души врачевать, и совершать открытия, и завораживать зрительный зал.Описывать творческий процесс - дело неблагодарное. Но как появился на свет спектакль "Планета в росе", мне известно по рассказу самого Титуса Жукова. Как и многие из нас, давно и преданно он любит стихи Григоре Виеру. Как-то, возвращаясь из поездки, застрял на несколько дней в Болгарии: сломалась машина и нужно было ждать, пока ее починят. Две недели он жил жизнью наших добрых соседей. Однажды в темноте вышел на открытую веранду, засмотрелся на звезды - и увидел отчетливый зрительный образ будущего спектакля. Это было не наитием (стихи давно теснились в душе, ища выхода), а скорее подарком ночных небес. Не случайно "Planeta de roua" получила несколько наград на недавнем фестивале гала-премий-2006.Этапным стал и "миллениумный" "Фэт-Фрумос, из слезы рожденный" по Михаю Эминеску. А дал он о себе знать гораздо раньше. Наверно, уже тогда, когда Титус ставил "Белого Арапа", он чувствовал, что хочет когда-нибудь увидеть на сцене произведение поэта, столь дружного со сказочником Крянгэ. Но знал об этом до поры до времени только он. И точно так же только Жуков сейчас знает, что рано или поздно - "может быть, через год" - в театре кукол он воплотит "Лучафэрул". "Ликурич" уплывает вдальПохожий на доктора Айболита или выросшего Гарри Поттера, Титус Жуков, при внешней мягкости, обладает всеми свойствами лидера. Возглавляя одного из ведущих наших театров, он недрогнувшей рукой ведет его сквозь бури, минуя рифы и мели. Не так давно случился казус: только-только назначенный на высокий пост "главнокомандующий", наслышанный о трениях во многих труппах, сочувственно поинтересовался у Титуса Жукова:- А вы со своим худруком ладите?При этом даже не подозревая, что в театре кукол и генеральный директор, и художественный руководитель - одно лицо. И одна железная рука. Конечно, совмещать творческие порывы и организаторские функции нелегко. Но Титус Дионисович убежден, что театр - это монархия, и предпочитает "не делить карандаш", точнее, не делить маршальский жезл. А еще он успевает преподавать в Академии искусств, и его вчерашние студенты пополняют коллектив "Ликурича". А еще проводит вот уже третий фестиваль театров кукол, куда съезжаются друзья нашего "светлячка" из многих стран. А еще выпускает книги. Самую свежую, "Miracolul papuseresc", я держу сейчас в руках. Она рассказывает не только о прошлогоднем юбилейном фестивале, но и о тех, кто стоял у истоков молдавского кукольного театра. А еще Титус Жуков участвовал в организации и проведении Первого форума творческой и научной интеллигенции стран-участниц СНГ, недавно прошедшего в Москве.Впервые за пятнадцать лет существования Содружества здесь собрались те, кто много и плодотворно работает для Отечества, как бы оно ни называлось. Ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор Тбилисской консерватории Манана Доиджашвили. Академик Борис Патон. Писатели Чингиз Абдуллаев и Олжас Сулейменов. Драматурги Виктор Мережко и Алексей Дударев. Легендарные "музейщики" Михаил Пиотровский, Евгений Богатырев и Генрих Игитян. Кинематографист Рустам Ибрагимбеков и художница Татьяна Голембиевская. Артисты Кирилл Лавров, Владимир Гостюхин и Богдан Ступка... Многое говорит сердцу только перечисление этих имен. Без титулов, потому что превыше любого звания всенародная любовь и всенародное почитание. Кроме безусловного авторитета всвоей сфере деятельности, участников Форума объединила общая забота о сохранении культурного и интеллектуального пространства, которое резко изменилось после развала СССР.Титус Жуков играл далеко не последнюю роль среди делегатов этого представительного собрания. В прошлом году он вошел в инициативную группу, приложившую немало усилий для созыва Форума. А в нынешнем апреле вместе с крупнейшими деятелями искусства, образования и науки из бывших союзных республик вырабатывал стратегию сохранения, использования и популяризации культурного наследия народов Содружества.Последние пятнадцать лет сопряжены для искусства с немалыми сложностями: границы, таможни, проволочки. Случается и так, что театр приезжает на гастроли, а декорации прибывают с запозданием в несколько дней, когда праздник уже закончился. Но главное - не дать прерваться единой театральной традиции. Эти и другие проблемы, общие для всех постсоветских государств, можно решить только совместными усилиями."Ликурич" не замыкается в собственных стенах. И дело не только в творческих контактах с коллегами из разных городов и стран. Вот уже сорок лет наш "светлячок" - полноправный участник международного союза кукольников UNIMA. Его пространство - вся планета. Планета росы и счастья, а не войн и распрей. И наши дети, с восторгом глядящие на эту сцену, первые шаги в мир делают именно отсюда.Плыви, "Ликурич", не знай печалей. У тебя, наш любимый театр, отличный капитан. Или все-таки маршал? Александра ЮНКО.
0