Портрет музейщика в интерьере
Какой должна быть штатная единица современного музея? Это не"случайный" сотрудник, а человек, работающий, что называется, излюбви к искусству, на огромном энтузиазме. Ведь средняя зарплатамузейщика - 500-600 леев. Сохранится ли эта редкая профессия втретьем тысячелетии?Мало кто знает, сколько сил и времени уходит, например, наатрибуцию портретов 16-18-го веков. Кроме исторических ифилологических знаний, требуется умение удержать в памятиогромный сравнительный ряд, все время пополняя его из "своей"коллекции, а также из специальных альбомов, каталогов, фондовдругих музеев. Но и этого мало! Надо научиться распознавать рукухудожника, владеть широким диапазоном генеалогических познаний. Всовершенстве знать особенности различных художественных техник.Кроме того - постоянно консультироваться со знатоками из другихмузеев. А работа в архивах и библиотеках?..Мы любим свое дело и гордимся тем, что являемся своеобразнымипроводниками в мир искусства для посетителей, особенно для детей.В музейном пространстве мы вместе учимся чувствовать и пониматьдруг друга, переживать тончайшие эстетические и нравственныеощущения.Сегодня Национальный музей искусств насчитывает более тридцатитысяч произведений мирового и отечественного изобразительногоискусства. Наш золотой запас - Якоб Йорданс и Луини Бернардини,Кипренский и Левитан. Но, любуясь полотнами, посетители порой недогадываются, какой кропотливый труд нужен для сохранениядостояния республики. Все три здания, в которых хранятся ивыставляются экспонаты, - бывшая женская гимназия Дадиани(архитектор Бернардации, 1900), дом Херца (1903) и Клигмана(конец 19-го - начало 20-го веков) - нуждаются в серьезной исрочной реставрации.Наш музей основан в 1939 году. Его основу заложили 160произведений живописи бессарабских и румынских художников,собранные скульптором Александру Плэмэдялэ для Кишиневскойпинакотеки. После второй мировой войны музей восстановил своюдеятельность на базе фондов Третьяковки и ГосударственногоЭрмитажа. Ныне в нем существуют разделы универсального искусства,средневекового искусства Молдовы и современного молдавскогоискусства.Особой духовностью привлекает посетителей собрание молдавских ирусских икон 16-19 вв. Стоя перед сиаринными "досками", люди чащезадумываются о добре и зле, о любви и милосердии, о смысле жизни.И на все вопросы находят ответы у нас, музейщиков. Людей,возможно, вымирающей, но столь необходимой профессии. Полина ГРИДНЕВА,научный сотрудник Национального музея искусств.