Этот день в истории
Такую информацию можно найти на многих сайтах. Предлагаю собирать все вместе.12 мая - 18 мая 12 мая 1940 года состоялся Гран-при Триполи, который, как и в прошлом году, проходил в малом классе (с рабочим объемом до полутора литров), но теперь тому были более веские причины, ибо уже шла война, Германия забросила гонки (хотя были слухи об участии немцев в этой гонке), и трехлитровый класс оказался "осиротевшим". Накануне гонки фашистские войска открыли западный фронт, войдя в Бельгию и Нидерланды. Италия пока что оставалась в стороне и одна из немногих стран проводила соревнования. Именно в самых последних предвоенных гонках началось доминирование "Альфа-Ромео-158" в полуторалитровом классе независимо от его названия, которое продолжится и после войны. В Триполи первыми финишировали трое гонщиков заводской команды "Альфа Корсе": Фарина, Бьондетти и Тросси. 12 мая 1957 года состоялась последняя "Милле Милья". Гордость итальянского автоспорта, тысячекилометровая гонка по дорогам общего пользования из Брешии через Рим обратно в Брешию, была одним из главных автоспортивных событий каждого года. В 1957 году на гонку был заявлен 301 участник в 25 (!) классах автомобилей. Основная борьба ожидалась между "Мазерати" и "Феррари", и каждая из фирм выставила по четыре машины с лучшими гонщиками (Мосс, Герман, Скарлатти, Бера и Коллинз, Таруффи, фон Трипс, де Портаго соответственно). К сожалению, неприятности "Мазерати" начались еще на тренировках, когда Бера разбил свою машину и не смог стартовать в гонке. Старт давался в 11 вечера с минутным интервалом с тем расчетом, чтобы более слабые машины, стартовавшие первыми, и самые быстрые, уходившие в бой последними, финишировали примерно в одно время. Соответственно, лидеры стартовали уже под утро. На первых же этапах сошел Мосс, а лидерство захватил Коллинз. Все утро участники ехали вдоль восточного побережья, затем перевалили через горы и прибыли в Рим. Порядок оставался тем же: Коллинз, Таруффи, фон Трипс, де Портаго. На пути возвращения у Коллинза начались проблемы с трансмиссией, и в Парме он сошел. В лидеры вышел Таруффи, но его подгонял фон Трипс, стартовавший через три минуты. На каждом контрольном участке у фон Трипса была информация о разнице во времени с Таруффи, а у самого Таруффи - нет, ведь он шел впереди. Но ему удалось сохранить разрыв и даже увеличить его до 3 минут. К сожалению, на последнем участке, как считается, от усталости де Портаго не справился с управлением и погиб в аварии. Эта и еще одна авария со смертельным исходом поставили вопрос об опасности проведения "Милле Милья" и в конечном счете привели к закрытию гонки. 12 мая 2002 года состоялся скандальный Гран-при Австрии, в котором команда "Феррари" заставила Рубенса Баррикелло честно заработанную победу отдать Михаэлю Шумахеру. Баррикелло выглядел в Шпильберге явно быстрее и заработал поул, а затем и уверенно лидировал с самого старта. На трети дистанции на стартовой прямой замер БАР Оливье Пани, и на трассу выехала машина безопасности. После рестарта в шпильке "Ремус" Ник Хайдфельд на "Заубере" протаранил "Джордан" Такумы Сато, которого потом долго вызволяли из машины, и все тревожно ожидали вестей о самочувствии японского гонщика. Обошлось. Опять машина безопасности, опять рестарт - и Баррикелло снова уходит в отрыв. На последних кругах он стал терять ход, и Михаэль Шумахер стал к нему подтягиваться. На самом последнем круге казалось, что даже если у бразильца какие-то проблемы, он сможет удержать лидерство, но после выхода из последнего поворота он просто "встал", Шумахер юркнул под отмашку клетчатого флага, и только после этого финишировал Баррикелло. Комментарий Алексея Попова: "...на ста пятидесяти Рубенс Баррикелло выходит из последнего поворота и... и... (недоуменная пауза). Ну что ж, я поздравляю всех болельщиков Красного Барона Михаэля Шумахера с его очередной БЛЕСТЯЩЕЙ ПОБЕДОЙ!!! Я думаю, что радость с их стороны сейчас не знает границ. После подписания двухлетнего контракта Рубенсу Баррикелло показали его место в самом последнем повороте. Ну что ж, Михаэль Шумахер восполнил то самое пятно в своей биографии, и у него теперь хватает победы в Австрии". Болельщики на трибунах освистали Шумахера и продемонстрировали красноречивыми жестами свое отношение к случившемуся. Младший брат Ральф встретил появление старшего в закрытом парке гримасой, словно говорившей: "Ну ты отчебучил!" На подиуме Шумахер затащил Баррикелло на первую ступеньку и даже вручил ему свой приз, и именно эти эпизоды стали формальным поводом для наказания команды, ведь в правилах отсутствуют пункты о командной тактике и спортивном поведении, потому что такие действия очень трудно обнаружить и доказать. Хотя "Феррари" и заявляла, что полностью уверена в своем праве поступать в командных интересах как угодно, возмущение мирового сообщества было столь велико, что команде пришлось как-то выкручиваться и подарить в течение сезона Баррикелло несколько гонок, в которых он явно проигрывал Шумахеру, а апофеозом стала гонка в Индианаполисе, в которой шоу превратилось в откровенный абсурд, когда Михаэль Шумахер настолько замедлился, якобы для того, чтобы вместе с товарищем по команде пересечь линию финиша, что даже нечаянно пропустил того на первое место. 13 мая 1950 года состоялся очередной британский гран-при, который в этом году получил почетный статус европейского. Это означало, что в гонке должны были принять участие самые лучшие гонщики и команды. Правда, "Скудерия Феррари" сочла, что в высшем классе у нее в этом году шансы невысокие, и вместо Сильверстоуна отправилась в бельгийский Монс на гран-при в малом классе, который уверенно выиграла, заработав кое-какие деньги. Зато в Сильверстоун приехала непобедимая команда "Альфа-Ромео", которая предложила свой четвертый автомобиль одному из самых опытных местных гонщиков - Реджу Парнеллу. Также приехала "Тальбо", заводская "Мазерати" заявила Луи Широна, и несколько серьезных частных команд выставили преимущественно "Мазерати" 1948 года. Впервые на автогонках появилась королевская семья. Сначала король с королевой познакомились со всеми гонщиками, а потом отправились на одну из нескольких приготовленных для них тентованных площадок для просмотра гонки. Со старта в лидеры вышел Фарина, и в конце первого круга он уже значительно опережал боровшихся друг с другом Фанхио и Фаджиоли. Парнелл шел четвертым. Затем Фаджиоли удалось настичь Фарину и обогнать его. За время 70-круговой дистанции гонщики "Альфа-Ромео" планировали дважды останавливаться для дозаправки, и первый пит-стоп прошел в районе 15 круга, после которого Фарина вернул себе лидерство. На трассе происходили какие-то события: гонщики сходили, обгоняли друг друга, - но все это было где-то позади, а главными действующими лицами были четверо гонщиков "Альфа-Ромео". После второго пит-стопа в районе 38 круга на вторую позицию вышел Фанхио и постепенно настиг лидера. На 60-м круге разница между ними была всего пол-секунды, но уже на 63-м круге Фанхио сходит из-за отказавшего бензонасоса. Фарина спокойно довел гонку до победного финиша. Победителей и участников награждали королевские особы, которые мужественно выдержали два с лишним часа непонятных мельканий разноцветных рычащих чудовищ. Редж Парнелл оказался лучшим британским участником со своим третьим местом. Эта гонка шла в зачет объявленного ФИА чемпионата мира среди гонщиков. 13 мая 1956 года состоялся Гран-при Монако. Картина гонок гран-при в этом сезоне сильно изменилась после ухода "Мерседеса" и "Лянчи". Фанхио ушел в "Феррари", Мосс - в "Мазерати". "Скудерия Феррари" выкупила у "Лянчи" ее превосходные автомобили и, слегка модифицировав их, стала выставлять их на гонки под своим флагом. В Монако свою последнюю гонку в более чем тридцатилетней карьере собрался провести Луи Широн, но в тренировках на его "Мазерати" сгорели оба имевшихся в наличии двигателя, и стартовать знаменитый монегаск так и не смог. Мосс со старта вырвался вперед и ни разу не уступил лидерства. Фанхио в отчаянной погоне сильно рисковал и в столкновениях со стенами и ограждениями помял нос своей "Лянчи" и повредил одно из передних колес. Машина стала терять свои возможности, и лидера команды пересадили на машину Коллинза, с которой Фанхио удалось обращаться более осторожно. Он медленно сокращал отставание от Мосса, но при надежной езде последнего шансов у аргентинца не было. На финише их разделило 6 секунд. 13 мая 1960 года на тренировках перед гонкой на "Международный приз" в Сильверстоуне погиб известный в Европе американский гонщик Харри Шелл. Его "Купер" вылетел с трассы в "Эбби", гонщика выбросило из машины, и он погиб мгновенно. Сама машина не пострадала, и гонщик остался бы жив, будь он пристегнут ремнями безопасности. Но, к сожалению, тогда они еще не использовались. 14 мая 1949 года состоялся второй послевоенный британский гран-при, на который приехали несколько ведущих европейских команд на новых "Мазерати" и "Тальбо". Ну и, конечно, собрались все ведущие местные гонщики - кто на довоенных ЭРА, кто на современных итальянских "мазерати" и "феррари". Со старта вперед вырвалась четверка на "мазерати": Бира, Виллорели, де Граффенрид и Парнелл. Бира и Виллорези вскоре стали отрываться и обгонять друг друга. Первым не выдержала "мазерати" Виллорези - он один раз заехал в боксы, другой - и сошел в конце концов. Бира вышел в лидеры, за ним следовали Парнелл и де Граффенрид. Настала очередь плановых пит-стопов, и де Граффенрид с Парнеллом после своих дозаправок оставались на прежних позициях. Тут не повезло Бире: перед шиканой отказали тормоза, и он врезался в тюк соломы. Доковыляв до боксов со смятым носом, гонщик счел продолжение борьбы бесполезным. Таким образом, в лидеры вышел Парнелл, за ним шел де Граффенрид, а на третье после схода Уокера на ЭРА вышел Боб Джерард на такой же машине 12-летней давности, который всю гонку ехал относительно медленно, но стабильно. В боксы заезжает Парнелл - проблемы с топливным насосом. После короткого ремонта вернулся на трассу, но вскоре заехал окончательно - забарахлила задняя ось. Так на первой позиции оказался де Граффенрид. Его еще ожидал второй пит-стоп, на котором за 25 секунд машину дозаправили, а уже отдыхающий Виллорези подал товарищу стакан воды, чтобы тотосвежился. На заключительном отрезке гонки Джерард начал сокращать отставание от де Граффенрида, но затем несколько замедлился, и на последних кругах разрыв между ними не менялся. Так они и финишировали, и швейцарский аристократ одержал первую в своей карьере победу в гран-при. 14 мая 1961 года состоялся Гран-при Монако, в котором одну из лучших побед в своей карьере завоевал Стирлинг Мосс. Он выступал на "Лотосе" Роба Уокера, а в том сезоне новые "ноздреватые" "Феррари" были, как потом окажется, наголову выше всех остальных соперников. "Лотос" тоже построил хороший автомобиль, и молодой Джим Кларк, еще в прошлом сезоне бывший лидером команды в формуле "Юниор", смог в первой же тренировке показать настолько хорошее время, что его хватило для того, чтобы попасть на первый ряд на старте. Правда, он довольно скоро попал в аварию, и машину восстанавливали до самого дня гонки. Со старта вперед вырвался Ричи Гинтер на "Феррари", но вскоре его обогнал Мосс и не уступил лидерства до самого финиша. Позади него менялись местами три "Феррари" и затесавшийся в эту компанию Йокаим Бонньер на "Порше". После некоторого провала на 5 место Гинтер вернул себе вторую позицию и пытался поднажать, чтобы догнать Мосса, но тот все время отвечал еще более уверенным ускорением, и максимум, чего удалось достичь Гинтеру, - сократить однажды отставание до 2,8 секунд. А на финише он отстал на 3,7 секунды. 14 мая 1972 года состоялся Гран-при Монако, в котором в сложных дождевых условиях свою единственную победу в гран-при одержал Жан-Пьер Бельтуа на БРМ. 15 мая 1922 года началось строительство автодрома в Монце. 15 мая 1938 года состоялся Гран-при Триполи, в котором впервые собрались вместе все первые модели трехлитровой формулы гран-при. Правда, отсутствовал "Ауто-Унион", испытывавший технические и кадровые проблемы (в том числе и гибль Бернда Роземайера), но зато присутствовали все три варианта "Альфа-Ромео" (8-, 12- и 16-цилиндровый), "Мазерати-8-чи-ти-эф" и "Мерседес-Бенц-В154". В составе "Мазерати" появился Акилле Варци, который приобщился к наркотикам и где-то пропадал аж с осени прошлого года. На этот раз в гонке разрешили стартовать малому классу вместе с большим, и пока губернатор Триполи Бальбо не обошел всех участников для знакомств и коротких бесед, старт не давали, задержав его на полчаса. В самой гонке разница в скоростях автомобилей разных классов привела к двум авариям со смертельным исходом. Сначала Сьена на заводской 12-цилиндровой "Альфа-Ромео", выходя из "слепого" поворота, обнаружил прямо перед собой более медленного Кортезе на полуторалитровой "Мазерати" и, выполняя экстренное торможение, не удержал машину на трассе и врезался в здание, мгновенно погибнув. В другой аварии впереди уже оказался венгерский гонщик Ласло Хартманн на личной полуторалитовой "Мазерати", который срезал поворот и, возвращаясь на трассу, столкнулся с еще одной 12-цилиндровой "Альфа-Ромео", которой управлял Джузеппе Фарина. Оба автомобиля перевернулись, их обломки были разбросаны по дороге, и гонщики "Мерседеса" еле избежали столкновения с ними. Фарине повезло, а вот Хартманн умер на следующий день. В главном классе в итоге победу одержал Герман Ланг, а в малом - Пьеро Таруффи. 15 мая 1986 года в тяжелую аварию на испытаниях в Ле-Кастелле попал Элио де Анджелис на "Брэбэме". От полученных ранений он скончался на следующий день. 16 мая 1948 года состоялся первый за 11 лет Гран-при Монако, проводившийся среди автомобилей новой международной формулы гран-при, названной "формулой-1". Как обычно, дистанция этого гран-при была значительно меньше других - всего 195 км, - но из-за извилистого ее характера участники тратили на ее преодоление обычные три с лишним часа. В гонке участвовал один из первых клиентов "Феррари" князь Трубецкой, но он сошел из-за аварии. А победил на заводской "Мазерати" Джузеппе Фарина, который весь 1947 год занимался получением докторской степени и в гонках не участвовал. 17 мая 1925 года на французской трассе "Монлери" состоялся Гран-при Открытия. На самом деле открытие трассы состоялось годом ранее гонкой с этим же названием, что было вполне объяснимо. Гонка была успешной, и в 1925 году подобное соревнование решили повторить. Это был самый настоящий гран-при, хоть и для автомобилей малого класса, так называемых "вуатюретов" (с рабочим объемом до 1,5 литров): дистанция была ровно 500 километров. Гонка стала знаменита курьезным случаем, который случился на самом финише. Дело в том, что из 16 стартовавших на трассе смогли остаться до конца гонки лишь шестеро, из которых четверо не смогли преодолеть полную дистанцию и проиграли лидерам от пяти до пятидесяти двух кругов. А вот двое первых до самой отмашки клетчатого флага боролись друг с другом и на мокрой от дождя трассе на финишной прямой столкнулись. Победителем был объявлен Джордж Даллер, а его соперника, Коберто Конелли, унесли с трассы на носилках. 17 мая 1937 года в Бруклендсе состоялись традиционные праздничные гонки. В Великобритании всегда были несколько дополнительных выходных в году, которые были, в основном, по понедельникам после основных христианских праздников. В такие дни проводились различные увеселительные мероприятия, в том числе и автогонки. В марте-апреле был период, на который выпадали пасхальные гонки, а в мае наступал черед Духова дня, который отмечался через семь недель после Пасхи. Понедельник после Духова дня 1937 года и выпадал на 17 мая. В программе дня был традиционный набор коротких гонок-гандикапов. На соревнования была заявлена купленная Остином Добсоном у "Скудерии Феррари" двухмоторная "Альфа-Ромео Бимоторе", но на предыдущей гонке она испытывала кое-какие проблемы с задней осью, и заявитель решил отказаться от участия. Организаторы даже опасались, что многие зрители, узнав об этом, потребуют назад деньги за билеты. Сначала проходили гонки на внешнем кольце: два коротких гандикапа, один длинный и 7-круговая гонка на приз "Золотой звезды". Именно в последней должна была выступить "Альфа-Ромео", а в ее отсутствие за победу боролись Кобб на "Нэпир-Рэйлтоне", Даллер на "Дюшенберге", Гамильтон на "Альфа-Ромео", Додсон на "Диксон Спешл", но выиграл Бейкер-Карр на 4,5-литровом "Бентли". Джон Кобб стартовал "с нуля", пропуская вперед с огромным преимуществом менее мощных соперников, и на первом круге улучшил свой личный рекорд прохождения круга со стартом с места, а потом побил личный абсолютный рекорд, но достать Бейкер-Карра так и не смог, заняв третье место. Программа гонок закончилась гандикапами на горном кольце: в результатам трех предварительных заездов определялся состав финалистов, которые в решающей гонке боролись за Коронационный приз. В первом заезде Гордон Бреттелл на "Остине" слишком быстро зашел в вираж и сорвался с края, но остался жив, хотя и сломал руку. Позже, во время войны, он будет среди расстрелянных фашистами британских офицеров. А в финале победил Сэмюэл на "Фрэзер-Нэше", удержавший позади себя Биру на ЭРА. 18 мая 1895 года в Италии состоялось второе в истории автомобильное соревнование, проходившее по маршруту Турин - Асти - Турин. Известно о нем очень мало - только короткая статистика: победитель Симоне Фидерманн на "Даймлере" преодолел 93 километра за 6 часов. Через месяц пройдет французская гонка из Парижа в Бордо, а в ноябре состоятся две первые гонки в Америке. 18 мая 1958 года состоялся Гран-при Монако. В этом сезоне больше не выступала заводская команда "Мазерати", так что честь Итальянской автопромышленности отстаивала одна "Феррари". Зато значительно выросла роль британских автомобилей. Стирлинг Мосс уже выиграл на заднемоторном "Купере" аргентинский гран-при, быстрыми машинами обладали БРМ и "Вэнуолл". Британские машины показали лучшие времена в тренировках, стояли на старте выше и сразу захватили лидерство: впереди был Жан Бера на БРМ, за ним - Тони Брукс и Стирлинг Мосс на "Вэнуоллах" и Джек Брэбэм на "Купере". Хоторн на "Феррари" был очень быстр и начал постепенно обгонять соперников, выйдя на третье место. И тут началась цепочка сходов: Брукс сошел со второго места, Бера - с первого, Мосс - с первого, Хоторн - с первого! Не прошла и половина гонки, а в лидерах оказался державшийся в тени Морис Тринтиньян. Ему удалось не подпустить к себе близко Муссо и Коллинза на "Феррари" и финишировать первым, доказав, что его победа в Монако в 1955 году не была случайностью, и он знает, как правильно вести машину по узким улочкам средиземноморского княжества. 18 мая 1967 года родился Хайнц-Харальд Френтцен.