"Затерянный мир" сусака
Творческой деятельности известного гагаузского художника-графика, уникального Мастера декоративно-прикладного искусства Петра Николаевича ВЛАХА - 40 лет. Он возрождает и открывает миру утраченное искусство моделирования сусака, обработки и нанесения орнамента методом выжигательной графики. Искусство создания шедевров из тыквы, корнями уходит вглубь веков, за рамки времени в общем потоке общечеловеческой культуры и ценности красоты вечной. Обозреватель "Независимой Молдовы" Дмитрий Сидоров побывал в Комрате в творческой мастерской художника.Осторожно, чтобы не повредить коры, которая всего-то в миллиметр толщиной, Петр Влах зачищает безопасной бритвой тончайший верхний слой. После такой обработки сусак приобретает неповторимый золотистый цвет. Нелегкий труд. Ведь эта корочка необыкновенно прочна. Твердостью она сродни бильярдному шару. Не случайно, сосуды из тыквы могут служить многие десятки и сотни лет. И, наконец, тыква во много раз легче глиняного сосуда, урони ее - не разобьется.- Композиции сосудов замышляются еще в поле, на грядках, - не отрываясь от работы, рассказывает Петр Николаевич. - В зависимости от замысла, по ходу созревания плода, моделируется его форма. Прямо на грядках перевязываю тыкву лентой, и она продолжает расти. Ее горловина сжимается, принимая требуемую форму. Подвешиваю тыкву к веревке, и она вытягивается в длину под тяжестью собственного веса. Я научился выращивать тыквы круглые, как шары и овальные, как мячи для регби, маленькие - с яблоко и большие - с арбуз. Используя пластические свойства тыквы, можно создавать прихотливо изогнутые горлышки изящных сосудов, а полукружья самих объемов будут отличаться такой соразмерностью пропорций, что вызовут ассоциации с древнегреческими амфорами.На стеллажах вдоль стены - множество сусаков. Один из них исполнен в форме чертмы - гагаузской флейты. Из другого сосуда как бы выходит девушка в праздничном наряде. Есть и сусак-колокольня, к которой крадутся змеевидные драконы. Впрочем, о технике моделирования мы уже говорили и, для настоящего мастера здесь нет предела вдохновению и фантазии.Тем временем, Петр Влах берет в руку электровыжигатель со специальной насадкой из проволоки. Кору нельзя пережечь, иначе тыква - на выброс. Мастер наносит узор плавными касательными движениями. Метод словно создан для тыквы: так чудесно гармонирует солнечно-золотистый цвет поверхности сусака с иссиня-черной росписью выжженного орнамента.Мое знакомство с Петром Николаевичем длится не менее четверти века. Днями просиживал в его творческой мастерской, часами слушал его рассказы о сусаке, звучащие, словно приключенческая повесть о судьбе тыквы, затерянной в бездне ушедших тысячелетий. Меня впечатляют его энциклопедические знания по истории искусств доисторических цивилизаций, о которых широкая публика едва ли знает даже понаслышке. Я прочитал, кажется, все о сусаках, что, по крупицам собрано в обширной библиотеке Влаха. Но все известное ему о "посудной" тыкве, превосходит то, с чем пришлось познакомиться в публикациях.Еще в бытность студентом Кишиневского художественного училища, Петр Николаевич совершил свою первую поездку на Алтай. По окончанию художественно-графического отделения Львовского полиграфического института им. Федорова - вторую.- Это были две мои частные, если можно так сказать, экспедиции на Алтай, откуда и началась миграция огузов - предков нашего народа. В долинах далекого Енисея удалось собрать богатый этнографический материал - cрисованные с каменных плит языческих капищ орнаменты. В инкрустациях своих сусаков я стараюсь воскресить дух виденных мною каменных изваяний, наскальных рисунков безымянных художников древности. Это подлинные шедевры из глубины столетий. Я использую эти мотивы, но стремлюсь их не копировать, а перерабатывать и сочинять новые. В соответствии с современными традициями, с новыми эстетическими потребностями, - разъясняет собеседник.Конечно, сусак имеет не только эстетическую, но и практическую ценность. Любые напитки сохраняют в тыкве свой вкус и свежесть: пористая поверхность внутри нее не дает застаиваться влаге. Используя эффект термоса, в сосудах издревле хранят не только жидкости, но и пряности, сыпучие продукты. Вот почему "кувшины с живой водой", как назвал эти сосуды посетивший мастерскую художника американский журналист, навсегда останутся с нами.За прошедшие десятилетия многие работы Петра Влаха побывали на выставках декоративно-прикладного искусства в России и Таджикистане, Азербайджане, во Франции и в Германии, в Турции, Греции и на Кипре: Немало сусаков можно встретить в частных коллекциях и в музеях многих стран. После выставок и презентаций, появляются публикации в печати, интервью на радио и телевидении. В адрес Мастера приходит поток писем. Одни, как его коллеги-художники из Турции, благодарят за возрождение сусака - искусства, утерянного на их собственной родине. Другие просят выслать семена "посудной" тыквы. Третьих, и таких большинство, интересует техника обработки и инкрустирования самих сосудов. По мере сил и материальных возможностей, он старается не оставлять без ответа подобные просьбы. Не так давно, в Кишиневе вышла книга Петра Николаевича "Сусак с сотворения мира". В издании, богато иллюстрированном цветными фотографиями и слайдами, прослеживается исторический путь тыквенного сосуда - сусака с древнейших времен до наших дней, рассказывается об этом уникальном виде декоративно-прикладного искусства, о технологии моделирования, обработки и нанесения орнамента методом выжигательной графики. Словно приключенческая повесть, книга повествует о судьбе "посудной" тыквы, затерянной в бездне ушедших тысячелетий. Издание представляет несомненный интерес не только для профессиональных художников, но и для историков, этнографов и широкой читательской аудитории. Книга сразу же стала библиографической редкостью.В руках Петра Влаха рождается сусак. Может быть, тот самый, что с сотворения мира приносил нашим предкам утешительные мысли, являя собой вечный зов к красоте. Зов, услышанный теперь и нами. Дмитрий СИДОРОВ.