916

Подмосковная сага

Не успели утихнуть страсти вокруг сериала "Московская сага", какпервый канал "Останкино" один за другим стал выпускать в эфирновые сериалы на российские темы. Наибольший интерес, как мнекажется, представляет многосерийный телефильм "Любовь каклюбовь", в создании которого принимали участие многие моисокурсники по ВГИКу: режиссер Владимир Краснопольский, операторТимур Зельма, актеры Сергей Никоненко и Лариса Лужина.Вспомнились студенческие годы, поздние посиделки, где версталисьпланы будущих фильмов, формировалось творческое братство будущихкинематографистов. Вчитываясь в титры многих отечественныхкартин, радуешься, когда встречаешь знакомые имена. Например, обарежиссера сериала "Любовь как любовь" сумели покорить миллионызрителей такими известными многосерийными картинами, как "Тениисчезают в полдень", "Вечный зов", отмеченный Большим призом наX Всесоюзном фестивале телефильмов в 1983 г. Большое количествокартин, в том числе и сериалов, на счету у оператора Т.Зельмы, ауж картин, в которых играли С.Никоненко и Л.Лужина, не счесть.Радует и то, что Лариса Лужина начинала свою творческую карьеру ина киностудии "Молдова-филм", снявшись в роли садовницы в фильме"Человек идет за солнцем". В разное время и режиссеры сериала"Любовь как любовь", и актеры Л.Лужина и С.Никоненко бывали унас в Молдавии на различных фестивалях и Неделях, которых в тевремена было великое множество. И вот новая встреча на телеэкране.Как человек, проживший долгую жизнь в кино, скажу, что, несмотряна моду на латиноамериканские сериалы, то, что научились делатьроссийские кинематографисты, особенно в телевизионном варианте,значительно превосходит зарубежные и по мастерству режиссуры, ипо актерской игре.Наверное, здесь не последнюю роль играет тематика, очень близкаявсем тем зрителям, которые в недавнем прошлом составляли (да исейчас составляют благодаря телевидению) единое зрительскоепространство. Проблемы по сути дела те же: трудности эпохирыночной экономики, имеющей еще одно параллельное название: эпохадикого капитализма.Слава Богу, наши кинематографисты постепенно начинают отходить отнадоевшей всем тематики бандитизма и мафиозных разборок, хотя вжизни еще часто встречается и это, и переходят к отображению чертэпохи через семейные отношения, которые, конечно, зависятнапрямую от того, что происходит в современном обществе.Не случайно одним из первых декретов советской власти был "Декрето земле". Земля и сейчас служит не только источником нашегосуществования в продовольственном плане, но и порой средствомобогащения различного рода дельцов и мафиозных кланов.В телесериале "Любовь как любовь" земля - это тот оселок, накотором проверяются отношения в семье, и который способствуетдраматизации конфликта, движет сюжетную пружину. Но авторы не зряназвали свой фильм "Любовь как любовь". Просматривая ежевечернесерию за серией, проникаешься любовью к этим простымлюдям-труженикам, которыми тоже движет любовь: к детям и внукам,к нелегкому крестьянскому труду, к земле, которая их кормит ипоит.Меня особенно радует атмосфера картины. Несмотря на отдельныевсплески эмоций, происходящие в семье Лобовых, все-таки основнаялиния картины - это линия на показ доброты, сердечности,взаимопонимания, стремление воспитать подрастающее поколение втом же ключе доброты и доверия к людям. Порой многие члены семьиЛобовых кажутся беспомощными в жизненных ситуациях, но они всегдастараются выйти из любого трудного положения с достоинством, нетеряя своих человеческих качеств.К изображению в реалистическом ключе атмосферы картины я бы отнеси детали быта, которые знакомы многим семьям, где есть дети ивнуки и где родители всегда готовы помочь всем, чем могут, разветолько пустые баночки и корзинку возьмут обратно, чтобы вследующий раз было в чем принести гостинцы.Покоряет своей достоверностью игра главных героев картины -Платона и Татьяны Лобовых, будто всю жизнь они игралиподмосковных селян. Между тем в послужном списке Сергея Никоненкои Ларисы Лужиной практически не было подобных ролей. Сергей игралЕсенина, милиционеров, матросов, а Лариса больше бывала в образелирических героинь, начиная с ленты "На семи ветрах"С.Ростоцкого, "Вертикали" С.Говорухина и кончая многочисленнымигероинями 80-х.В картине "Вертикаль" Лариса играла вместе с Владимиром Высоцким,который посвятил ей стихи. Там были таки строки:Куда мне до нее,Она была в Париже.Ей сам Марсель МарсоЧегой-то говорил...Многие ошибочно считали, что эти строки он посвятил Марине Влади.Но сама Лариса в одном из своих интервью опровергла это, сказавбуквально следующее: "Во время работы над "Вертикалью" уВысоцкого был бурный роман с Таней Иваненко. А я в то время былавлюблена в другого. Поэтому между мной и Володей ничего не было,к сожалению".- Вы сказали "к сожалению"? - удивилась корреспондент АннаБлинова. - Так и писать - "к сожалению"?- Да, так и пишите! К сожалению!Нам, однокурсникам по ВГИКу (С.Никоненко и Л.Лужина учились напараллельном актерском курсе у С.Герасимова и Т.Макаровой), былолестно, что с нами в общежитии живет восходящая звезда. В товремя я всегда носил с собой фотоаппарат и фотографировал многихсокурсников с разных факультетов. Снял я и Ларису. Мояфотография получилась не очень удачной, и я не стал ее даритьактрисе. А вот Сережа Никоненко даже обрадовался, когда яподарил ему его фотографию. В то время - 1961 год - он впервыеснялся в фильме "Жизнь сначала". Поэтому он написал прямо налицевой стороне своего фото: "Честному фотографу. Просто так.С.Никоненко. 19.IV. 61 г." За три дня до этого ему исполнилосьровно 20 лет. А сейчас - 16 апреля 2006 г. - ему будет уже 65. Такчто Платон Лобов, которого он сыграл в фильме "Любовь каклюбовь", точно соответствует его нынешнему возрасту.Лариса в общежитии всегда была "своим парнем". В нашей комнате,где поселились три киноведа, жил парень из Батуми - НугзарАмашукели. Ему постоянно передавали посылки из дома, где былибанки с вареньем, а главное по килограммовой пачке отличногогрузинского чая. Зная об этом, к нам на огонек часто заходилиактрисочки, которые занимали весь пятый этаж: Тамара Семина,Лариса Лужина, Людмила Марченко, Светлана Светличная. Нугзар былдобрым хлопцем. В ароматной заварке и варенье никому не отказывал.Когда Лариса в 1962 году снялась у С.Ростоцкого в картине "Насеми ветрах", ей такую шутливую эпиграмму:На семи ветрах стояла,Не продрогла ты нимало,Даже не простуженаНаша Лорхен-Лужина.Позже она действительно снялась в одной из картин ГДР "ДокторШлютер" и получила за этот фильм Национальную премию ГДР,оправдав немецкий вариант своего имени - Лорхен.С картиной "На семи ветрах" она ездила в Париж, где руководителемсоветской делегации был ее педагог Сергей Герасимов. Однажды онтам со своими бывшими студентами решил угостить французоврусскими пельменями собственного приготовления. Главнойпомощницей была Лариса. Пельмени получились отличными. И теперь,глядя, как она привычно работает на кухне Лобовых в роли ТатьяныАндреевны - хозяйки дома, вспоминаешь, как она, еще будучистуденткой, учила нас готовить разные блюда на просторной кухнеобщежития на Яузе.Сергей Никоненко, как и его сокурсник Николай Губенко, оканчивалВГИК дважды. Параллельно с нами - актерскую мастерскую, а позже,у того же С.Герасимова, - курс режиссуры.Когда я сдавал вступительные экзамены во вгиковскую аспирантуру,мы как-то встретились в вестибюле института. Он ходил хмурый, сэкзаменационной ведомостью, и вздыхал.- О чем печалишься, Сережа? - спросил я его.- Да вот. Многие предметы по специальности мне перезачли, а"Основы научного коммунизма" никак не хотят перезачитывать. Уменя там в зачетке тройка.- Да, я тоже вот в аспирантуру поступаю. Снова надо сдавать и поспециальности, и по иностранному.Он только вздохнул и пошел дальше.Через день мы снова встретились. Он шел сияющий.- Опять тройка?- А мне больше и не надо, - улыбнулся он.Нынешним студентам не приходится изучать "Научный коммунизм" -предмет, который особенно тяжело давался актерам, но без этоговажного экзамена диплом никому не выдавали.Как режиссер Сергей Никоненко снял около десятка картин.Актерских работ у него раз в пять больше, среди которых ленты"Это случилось в милиции", "Звонят, откройте дверь", "Краснаяплощадь", эпопея "Освобождение", "Инспектор ГАИ" и другие, неговоря уже о многочисленных сериалах с Каменской.В свои 65 лет С.Никоненко остается одним из самых востребованныхактеров российского кино. Пожелаем же ему новых удач на еготворческом пути. Виктор АНДОН.
0