ВЛАДИМИР МОЛОЖЕН:
- Скоро исполнится год, как возглавляемое Вами ведомство существует в качестве министерства. Этот статус дает как новые полномочия, так и новую ответственность. С Вашей точки зрения, насколько успешно удавалось Мининформразвития реализовать новые полномочия и как оно справлялось с поставленными передним задачами?- Создание такого министерства – инициатива президента страны. Полтора года назад глава государства присутствовал на заседании коллегии тогда еще Департамента информационных технологий (ДИТ), Прошедший год был временем становления. Нужно было многое сформулировать, определить механизмы влияния. Сейчас все утряслось: есть положение о министерстве, есть структура. Причем выстроена она неординарно, не идентична структурам других министерств или существующих в иных странах ведомств, аналогичных нашему. Министерство информационного развития построено по методологической структуре, то есть мы не курируем отдельно связь, предприятия или отрасли. Мы создали механизм, в котором есть два крупных сектора: один занимается разработкой механизма построения информационного общества, другой определяет техническую и технологическую политику. Внутри секторов также складываются интсрументарии, которые позволяют влиять на все процессы в других министерствах и ведомствах, в общем в стране. Предполагаемая нами схема должна сработать довольно быстро. Еще одно существенное отличие Министерства информационного развития Молдовы от подобных министерств. Оно состоит в том, что у нас совершенно иные полномочия. В других государствах в их компетенцию входит в основном связь и, предположим, информатизация. У нас весьма конкретная задача, мы генерируем и поддерживаем государственные регистры населения и правовых единиц, разрабатываем национальную географическую информационную систему, или электронную карту Молдовы. Мы плодотворно сотрудничаем с другими министерствами и ведомствами, в частности осуществляя программное обеспечение. - Что означает предполагаемая схема, посредством которой Министерство собирается влиять на процессы в структурах власти и стране? - Стратегия, политика в информатизации - разработка и внедрение стандартов. Она оговаривает, какие рычаги как разработаны с точки зрения стандартов РМ. Посредством стандартизации будет выработан механизм влияния на процессы развития в стране в ходе построения информационного общества. - Известно, что Министерство информационного развития приступило к разработке еще нескольких регистров… - Президент страны и правительство поручили нам быть идеологами в разработке целого ряда концепций. Одна из таких задач, например, создание государственной информационной системы правоохранительных органов. Мы разрабатываем общую идеологию и определяем пути реализации, а самой реализацией занимаются министерства, входящие в круг правоохранительных органов – прокуратура, МВД, Минюст и т.д. Каждому министерству предстоит создать систему и «держать» ее у себя, но она будет взаимоинтегрирована, взаимосвязана со всеми другими. Таким образом мы преодолеем недостаток информационных систем, которые уже пытались строить: их было очень много, но они не состыковывались… Сегодня мы говорим о построении механизма, значит о построении взаимосвязей. - Какие сегменты есть еще в этой системе? Насколько я понимаю, речь идет об «электронном правительстве».- Совершенно верно. «Электронное правительство» (е-правительство) – это комплексный элемент информационного обеспечения системы правительственного управления посредством внедрения/применения информационных технологий. Базовые задачи е-правительства - обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам; улучшение качества публичных услуг; повышение эффективности деятельности органов публичного управления; консолидация демократических принципов. Основные принципы применения/внедрения е-правительства устанавливает Концепция «электронного правительства». Ее главная цель - определение возможностей по разработке базовых критериев и важнейших приоритетов государственной политики в области внедрения е-правительства.Среди основных задач внедрения «электронного правительства»: - обеспечение прозрачности деятельности органов публичного управления и участия населения в политической жизни страны – посредством применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); предоставление публичных услуг при помощи электронных технологий для граждан и частного сектора; создание и внедрение информационных систем и приложений, предназначенных для поддержки процесса политической, социальной и экономической реформ; развитие государственной и информационной инфраструктур электронного правительства; повышение уровня квалификации госслужащих в области ИКТ; развитие правовой базы электронного правительства и демократии. А еще одна его составляющая - система «электронной медицины». Сектор здравоохранения, медицинское страхование – это отдельные, мощные и очень перспективные программы. Так с 1 сентября внедряется автоматизированная информационная система количественно-качественного учета лекарственных средств «Государственный регистр лекарств». Эта система повысит эффективость обеспечения граждан Молдовы безопасными, качественными и доступными лекартсвами. Она создает коридор для легального продвижения медицинских препаратов в страну, контролирует их ввоз, сопровождает по пути к месту назначения и отслеживает реализацию, а значит производится отсев контрафактной продукции, контрабанды. Создание информационной системы сопровождения лекарств – одна из эффективных систем борьбы и профилактики попадания на фармацевтический рынок страны подделок и просроченного товара. - Но мы сейчас говорим о государственных интересах. А если коснуться применения информационных технологий на более широком поле конечного потребления? Как МИР участвует в формировании спроса на продукт информационных технологий? - У нас есть сектор, который называется «система электронных услуг». Эта система предназначена не только для государственных организаций, но и для населения. Что она дает гражданам? Первое: она защищает его интересы – с того момента, как он попал в информационную базу под названием Государственный регистр населения, который охраняется законом. Система его сопровождает, идентифицирует, освобождает от необходимости постоянно носить с собой целый ворох бумаг. Второе: информационная система дает возможность оказать целый ряд услуг, экономя массу времени как получателей услуг, так и тех, кто их предоставляет. Взять, к примеру, те же адресные компенсации. Раньше, чтобы их получить, нужно было представить массу справок и документов. Сегодня право на их получение доказывает информационная система. Люди должны прекратить носится по республике, чтобы решить тот или иной вопрос; бегать должна информация, а человек - прийти в одно окно, сказать, что ему нужно и через несколько дней получить на дом требуемый документ или справки. Мы провели эксперимент на Регистрационной палате. Раньше для регистрации предприятия нужно было собрать кучу бумаг, отстоять несколько раз в очередях, сбегать в налоговую, статистику… Эта процедура занимала подчас два месяца, теперь три дня. А недавно мы ввели новую услугу по оформлению документов, благодаря запуску автоматизированной консультативно-информационной системы «DOC-service card». Граждане не будут выстаивать очереди в Бюро учета и документирования населения для получения необходимого документа, его дубликата или выписки из него. Приобретя карточку «DOC-service card», заинтересованное лицо может заказать по телефону необходимый документ и в назначенный день получить его в одном из бюро. - Первым большим испытанием для Государственного регистра населения (ГРН) должно было стать использование ГРН в переписи в позапрошлом году. Окончательные результаты переписи до сих пор не оглашены. И все же - использовался тогда ГРН? - Да.- Как это испытание прошло?- В принципе пока не прописано, что ГРН в полном объеме используется при проведении переписи населения. Дело в том, что в бюллетени для переписи значится гораздо больше показателей, чем предусмотрено в ГРН. Во время проведения переписи списки Государственного регистра населения были взяты за основу. В перспективе, когда система разрастется, и мы станем охватывать все параметры, требуемые в этой ситуации, вот тогда перепись можно будет проводить утром, днем и вечером.- Иногда продукты МИРа напоминают больше искусство ради искусства. Паспорт с микрочипом, например, за 60 долларов. В чем все-таки приоритет?- Только Государственный регистр населения сэкономил для государства громадные деньги. В частности те, которые тратились на хранение огромного количества информации. Если раньше в каждом министерстве и ведомстве, которое имело базу данных населения, хранилось одно и то же, притом оно каждый день теряло актуальность, содержало массу ошибок и требовало рутинного обновления, то и стоимость была несравнимо выше, чем сегодня, когда вся информация хранится только в одном месте, постоянно актуализируется и обслуживается круглые сутки. Экономия очевидна. Что касается паспортов с биометрическими данными. Вы сказали, что он будет стоить 60 долларов. Я, например, об этом не знаю. Потому что мы еще не определили стоимость. Это прогнозы. Российские и западные компании полагают, что такой документ будет стоить в пределах от 30 до 60 долларов. Почему такое большое колебание цены? Да потому что информационные технологии слишком быстро развиваются, соответственно и цена меняется. Пока не решено и то, на базе каких микрочипов, будет создаваться этот документ. Да, в мире уже есть движение, американцы два-три раза заявляли, что они вводят такие паспорта, но на самом деле все происходит пока в рамках пилот-проекта и отнюдь не означает, что все государства перейдут на новые документы и нам тоже придется все менять. Пока это новшество дойдет до стран с переходной экономикой, пройдет очень много времени, Мы полагаем, что ждать придется лет семь. На машиночитаемую строчку мир переходил 15 лет.Да, если США решат переходить на новый паспорт, они будут делать это постепенно: сначала такой документ станет обязательным для граждан, пребывающих из стран с которыми США поддерживают безвизовый режим, потом для стран Востока. Но если они объявят, что будут впускать к себе исключительно на основе документов с биоидентификацией, то мы должны быть готовы предоставить нашим гражданам такую услугу. И если вам нужно будет поехать в Америку, вы приобретете этот паспорт. А то, что там говорят, мол паспорта с микрочипом вводятся с первого апреля, так с этого дня лишь вступил в силу закон, который разрешил биоидентификацию. - Да и электронная подпись у нас в Молдове года два рождалась?- В банковской системе электронная подпись применяется давно. Сейчас полтора года как принят закон об электронном документе и электронной подписи, созданы специальные организации, службы, которые готовят этот проект к реализации. Думаю, в текущем году мы создадим первый собственный информационный центр по электронной подписи и начнем ее внедрять. За этим будущее, потому что дальше предстоит развивать электронные услуги в коммерческой и банковской системах, системе налогообложения… - Информационное общество это, прежде всего, люди, которые умеют пользоваться возможностями информационных технологий и понимают преимущества страны, общества, где существуют такие возможности. Насколько известно, МИР активно участвует в программах воспитания молодежи, в частности программе SALT. На Ваш взгляд, сколько Молдове еще потребуется времени для достижения уровня информационной развитости? - Разрыв между городом и селом действительно велик. В каждом районе, каждом селе должна появиться потребность доступа к знаниям. Это главное, что потом становится двигателем всего того, о чем мы с Вами говорили. Поэтому президентская программа SALT направлена именно на обучение детей компьютерной грамоте в школах. Буквально через пять лет, те, кто сегодня сидит за партой, придут в сферу услуг, в государственные организации и они должны быть готовы к новому уровню работы. Без этого не будет будущего. Но уже растет потребность в знаниях и навыках общения с информационными технологиями. Сегодня нет ни одного ребенка, который бы не задал не попросил у родителей компьютер или не попросился бы в компьютерный класс. Из сел приезжает молодежь в город и толпится возле нтернет-кафе Да, сначала это игры, но когда появляется навык общения, развивается и потребность в чем-то большем.- Спасибо за интервью. Успехов в большой и важной работе.