У колыбели Буратино
Ее ожившие куклы - целое явление в нашем театре. "Оловянный солдатик", "Карлсон", "Фэт-Фрумос", "Приключения Каштанчика", "Волшебник страны Оз"... Персонажи самых ярких в репертуаре театра кукол "Ликурич" спектаклей - дело ее талантливых рук. Но об этом мало кто знает. По крайней мере в зрительном зале. Так выходит, что художники театра кукол находятся тени. Но это их не тяготит. Потому что давать жизнь кукольным детям - гораздо важнее, чем принимать человеческую славу. В этом году главный художник театра кукол "Ликурич" Нина Забродина отмечает золотой юбилей. Кукольная философия- Почему после учебы и успешной работы в России вы вернулись в Кишинев? - В Кишиневе я живу с двух лет. Это не просто место обитания. Это мой микромир. Все самое светлое в жизни происходило здесь. Я вернулась, потому что для меня важны человеческие отношения. Бывает, идешь по центру города и через одного встречаешь знакомых. Причем людей, с которыми общаешься по тридцать лет. Если удается не утратить взаимопонимания десятилетиями, значит, ты нашел свое место в жизни. На празднование юбилея я пригласила в театр всех коллег и друзей, с которыми когда-то училась и работала. Их приход стал самым замечательным подарком ко дню рождения. За что я им очень благодарна. - Скажите, с чем связан выбор спектакля для юбилейного вечера?- Сказка Андерсена "Гадкий утенок", по которой Титус Жуков поставил "Лебединый полет", универсальна. Ее одинаково любят и дети, и их родители. Мы постарались донести до наших зрителей глубокую жизненную философию Андерсена.- Не слишком ли глубокую для ребенка?- Хотя некоторые считают Андерсена писателем для взрослых, дети отлично понимают и любят его "недетские" сказки. Если говорить конкретно о "Гадком утенке", каждый ребенок знает, что непременно вырастет прекрасным, сильным и достойным человеком. А происходящее сегодня - жизненная школа. Тот же птичий двор для маленького лебедя. - Существуют какие-то возрастные ограничения в театре кукол? - Считается, что до трех лет детей в театр водить нежелательно. Но здесь все индивидуально и зависит только от развития ребенка. Если он хорошо воспитан, у него сильная нервная система - добро пожаловать. В любом случае театр для трех- и даже четырехлетнего малыша - колоссальная эмоциональная нагрузка. Поэтому спектакли, адресованные самых маленьким, короче и персонажей в них меньше. А постановки для ребят школьного возраста уже приближены к постановкам для взрослых. Я имею в виду кукольные театры для взрослых, которые за рубежом достаточно популярны. Ведь кукла может донести до зрителя то, что не в состоянии передать драматический актер. - Передает кукла или актер через куклу?- Кукла повторяет образ человека. Единственное, чем отличается от своего прототипа, - тем, что движется и говорит при помощи актера. Мы смотрим на нее как на живое существо, в которое каждый добавляет частичку своей души.- Выходит, все вы - приложение к кукле?- Когда образ уже готов, мы действительно для куклы - лишь опора. Выходя на сцену, она получает самостоятельность. Как это объяснить? Наверное, все замешано на философии и психологии. Я думаю, дело в магии кукол. Поэтому даже в повседневности с ребенком легче общаться через куклу. Малыш воспринимает не реальный, а выдуманный мир. И больше доверяет сказочным персонажам, чем обитателям действительности. Когда моя маленькая дочь капризничала, я брала любую куклу и начинала через игрушку ее уговаривать. Она жаловалась кукле на жизнь, объясняла, чего хочет, и все налаживалось. - Сколько времени занимает создание куклы?- По-разному бывает. Одни рождаются быстро и безболезненно. Другие до появления на свет здорово измучают и художника, и себя. Помните сказку о Буратино? Так вот, это именно тот случай, когда сюжет реален. В театре есть профессиональные скульпторы, но я стараюсь лепить кукол сама. Моей кукла будет, только если пройдет через мои руки. Если я сделаю эскиз, а исполнит его другой художник, персонаж покажется мне чужим. - Меняется ли техника создания кукол?- С появлением новых материалов она не может не меняться. Папье-маше остается только потому, что это очень удобно. Несколько десятилетий назад мы даже не представляли себе, что можно будет работать с поролоном, несколькими видами специальных клеев или аэрозольными красками. Теперь все это - самые естественные вещи. Новые возможности создают иллюзию волшебства. - Каждый художник живет в собственноручно созданном мире. Мой мир - мир куклы и сцены. - А образ куклы тоже изменился?- Образ куклы неизменен. Она как человек. Меняется мода на одежду, аксессуары, увлечения и образ жизни. Но суть остается прежней. Наверное, поэтому куклой, и не только театральной, сейчас стали интересоваться больше. Я думаю, никакие виртуальные игрушки не заменят ее. Поэтому пока будут люди, будут и куклы.Мир коровьими глазами- Считается, что хороший актер театра кукол в душе всегда остается ребенком. А каким должен быть художник-кукольник?- Сохранить детское восприятие мира удается лишь настоящему мастеру. Когда я занималась в художественном училище им. И.Репина, педагоги учили нас охватывать мир взглядом коровы. Мы удивлялись, что бы это могло означать. "Смотреть по сторонам широко распахнутыми глазами. Так, чтобы одновременно видеть всю картину целиком и различать каждый ее фрагмент", - отвечали они. Корова - замечательное животное, очень доброе и наивное. А видеть мир глазами коровы - дар божий для любого художника. Если его нет, нет и художника театра кукол. - Вам как художнику не обидно за недолговечность своих произведений? Ведь когда спектакль снимают, куклу отправляют пылиться в хранилище. - Не обидно. Кукла оправдывает свое существование одним выходом на сцену. Она наполняет детей новыми впечатлениями, дарит им положительные эмоции и учит отличать добро от зла. А ведь редко какой персонаж появляется на сцене лишь однажды. Каждый выход куклы - это новые зрители, которых она заражает добром. Поэтому художник-кукольник должен быть очень добрым человеком. В Санкт-Петербургской театральной академии, которую я окончила, профессор Коротков говорил нам, что даже страшный и злой персонаж в детском театре выглядит глупым и смешным. - Создавая куклу, вы даете волю собственной фантазии или осуществляете режиссерский замысел? - Есть моменты, когда художник может что-то подсказать режиссеру конкретно по какому-то персонажу. Но дело режиссера - видеть картину целиком. А художника - реализовывать это видение. Причем, в рамках конкретного образа. А еще надо помнить о декорациях и не забывать об актере. Ему должно быть удобно управлять куклой и передвигаться на сцене. В общем, мелочей достаточно. Без хорошей школы легко в них запутаться. Театр - лабиринт. И передвигаться в нем можно лишь ориентируясь по знаниям. Тогда твои действия осознанны и свободны. Вот такое состояние зовется профессионализмом.- Вы достигли этого состояния?- Не знаю. Мне кажется, все самое хорошее и интересное у меня еще впереди. А вообще, жизнь - большая сказка. Только надо в ней разобраться. Справка "НМ"Нина Забродина окончила Кишиневское художественное училище им. Репина. После учебы временно работала в телевизионном театре кукол "Прикиндел". Затем окончила кафедру театра кукол в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Несколько лет проработала по распределению в России. А потом вернулась в Кишинев. В "Ликурич" попала в 1989 году. Аксиния ГАЛКИНА. Фото автора.