900

Любовь и бизнес

Судя по названиям в репертуаре Государственного Русского драматического театра им.А.П.Чехова любовная тематика присутствует постоянно. И не на последнем месте. Назовем только - "Дверь в комнату любви" Р.Тома. "Свободная любовь" Л.Герша, "Сердцу не прикажешь" И.Гете, "Пришел мужчина к женщине" С.Злотника, "Интимная история Н.Коурда, "Я не могу без тебя, дрянная моя девчонка" К.Шанцевой, "Халам - бунду, или Заложники любви" Ю.Полякова, "Дорогая Памела" Дж.Патрика. И наконец, согласно афише, - безНравственная история "неНормальная" Н.Птушкиной. Все четыре последние постановки осуществлены Виктором Казаченко. И теперь ему по праву к званию "Maestru in arta al RM" может быть присвоен титул "режиссер-сексолог N 1 чеховского театра". Проведенный предпремьерный пиар "Ненормальной" притягивал. Автор пьесы Надежда Птушкина - одна из самых ставящихся из ныне живущих драматургов России. Ее пьеса "Я очень люблю тебя, мама " (режиссер Б.Аксенов ) с успехом на протяжении пяти сезонов идет на сцене чеховского театра. Анонсовые заметки в популярных газетах с интригующими заголовками и словами режиссера, не раскрывающими секретов пьесы. Замелькали по городу оригинальные афиши с рекламным лицом кишиневского бизнеса обаятельной Верой Марьянчик. Приглашенный известный молдавский балетмейстер Дмитрий Танмошан. Солидные деловые и медиа-партнеры, которые бесперспективными пустышками не занимаются. Все это создавало интригу. Хотя пьеса не девственница. По ней снят кинофильм, и она уже более десяти лет под разными названиями шествует по театрам России. Например, "Мужчина, постойте" в Петразаводске, "Я только хотела спросить" в Красноярске. В спектакле только два героя. Она - Марина (Вера Марьянчик) - врач-инфекционист бальзаковского возраста. Он - Алексей (Алексей Дудко) - тридцатилетний преуспевающий бизнесмен полусредней величины. Пьесы с двумя действующими лицами насколько организационно и технически удобны и выгодны для театра, настолько же сложны в постановке. В таких, казалось бы, "упрощенных" условиях от режиссера и актеров требуется двойное умение в стремлении покорить зрителя драматургическими и собственными задумками. Для чеховцев подобные спектакли не новинка. Среди них "Варшавская мелодия" Л.Зорина, "Пришел мужчина к женщине" С.Злотника, "Скамейка" А.Гельмана, "Он и она" А.Штейна, "Счастливого рождества" Л.Герша, "Обещание на рассвете" И.Гриншпун (на малой сцене). И вот, "опять двойка". В пересказе, и тем более в газетном, сюжет выглядит пошловатым и простым, как мыльница. В нем нет прихотливых изгибов людских судеб. Части спектакля зеркальны в выражении желаний героев. В первом акте Она безуспешно просит его переспать с ней за сто долларов. Ей это нужно для того чтобы свою неудавшуюся подростковую первую любовь воплотить в сыне. Марина убеждает себя, что Алексей удивительно похож на того мальчика, которого она любила ...в 13 лет ( ? ! ) Во втором акте, получившемся слабее первого, подобное неудовлетворенное желание возникает уже у Алексея. Он восхищенно благодарен Марине. Она помогла ему успешно провести деловые переговоры с голландскими партнерами. И теперь он сам мгновенно влюбляется. Но Марина вдруг повзрослела: " Как могла я надеяться родить любимого сына от нелюбимого мужчины". И хэппи энд не получился. Конечно, Птушкина - не уровень Пушкина. Но около тридцати ее пьес идут на сценах российских и зарубежных театров. В чем же секрет такой востребованности драматурга? Тем более в нынешних условиях неравной борьбы театра за зрителя с такими гигантами идеологического воздействия, как телевидение, кино, видеопродукция. Виктор Казаченко верно обращает внимание на хрустальность пьесы. Сохранена ли она? Роль Марьянчик - хождение по канату на большой высоте. Малейшая неточность - и падение в яму вульгарности. Актриса не сорвалась. Сначала ее "ненормальная" вызывает недоумение. Затем иронические, снисходительные улыбки, постепенно добреющие. И мы не замечаем, как начинаем ей сочувствовать, признавать, что ее целомудренная любовь могла породить столь нелепую просьбу, а позже отказ от слепого наваждения, когда она стала "нормальной". Героине Вере Марьянчик веришь. Это и есть один из критериев актерского мастерства. Любовь делает человека непобедимым. Невозможно сдержать страстно влюбленного. И голландцы уступили героине, но не герою. Любовь победила бизнес. К сожалению, Алексей Дудко не стал нормальным партнером "ненормальной" . В отличие от других спектаклей, где он интересен, в этой постановке выбранная им манера игры неубедительна. Предприниматели не такие. Наш герой зажат и картонный какой-то. Почему большие спортсмены, артисты, бизнесмены неотразимы ? Они покоряют своим талантом и харизмой, с помощью которых в борьбе достигают поставленной цели. Наш герой... увы. И режиссер не помог ему найти поведенческий стиль человека бизнеса. Я спросил после спектакля у сидевшей рядом молодой пары мнения о героях. Парень сказал: "В такую чистую женщину я бы влюбился". Девушка, ревниво посмотрев на своего бой-френда, добавила : "В такого героя влюбиться нельзя. Нет в нем ни мачо, ни личности". Трудно не согласиться с такими репликами. Спектакль стоит на одной ноге. Желая придать постановке зрелищность, что, безусловно, заслуживает одобрения, режиссер вводит танцевальные номера. И Дмитрий Танмошан с актерами успешно справились с поставленной задачей. Они в определенной мере компенсировали отсутствие глубины постановки, но обнажили слабо выстроенную внутреннюю линию спектакля. В первом акте оживающие на заднике сцены манекены выглядят находкой, выпукло оттеняя чувства героев, и работают на достижение сверхзадачи спектакля. Во втором акте танцы начинают жить самостоятельно. Особенно когда танцующие выходят на авансцену, перетягивая одеяло на себя, вызывают аплодисменты зрителей и ... разрушают цельность и структуру спектакля, превращая его в концерт. Аналогичное произошло с музыкальным оформлением. Песня в магнитофонной записи Патрисии Каас, задуманная драматургом, органически входит в спектакль, усиливая высокую мораль финального поступка героини. Остальные музыкальные мотивы то лакируют, то размывают атмосферу спектакля. Уводят от драматургии. Музыкальный ряд оказался явно перегруженным. Жанр пьесы, задуманный автором как яркий выигрышный трагифарс с обнаженно шокирующей ситуацией, со смешным текстом, превращен режиссером в легковесную лирико-комедийную постановку, несущую даже элементы искусственности и фальши. И заметим, тут образовался парадокс. С одной стороны, зритель своей реакцией показывает, что он не против этой легковесности. А с другой стороны (как свидетельствует наш мини-опрос), через час после спектакля у зрителя улетучиваются театральные впечатления. И возникает вопрос: "На что потрачено два часа времени?". Подобная ситуация зачастую характерна для нынешней культуры. Основная, более молодая публика смотрит с интересом, аплодирует и быстро забывает увиденное. Интеллектуалы и театралы скептически улыбаются, всем своим видом выражая оскорбление эстетических чувств. Почему это происходит? Культура - явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. Пришедшая к нам рыночная экономика уже во многом поменяла менталитет людей. И с каждым годом углубление этого процесса все заметнее и ощутимее. Однако мы все ретрограды в той или иной степени. Не будем подчеркивать, что материальный лидер современного мира - США - исповедует пуританскую мораль. Зритель в большинстве своем тоскует по чистому, морально устойчивому. Недаром великий Гоголь писал, что "театр - кафедра, с которой можно много сказать миру добра".Театр лишь тогда выполняет свою великую общественно воспитательную функцию, когда возвышается над средним зрителем, подтягивая к себе, а не опускаясь до его уровня. Поэтому переполненные театральные залы не всегда являются художественным критерием спектакля, как произошло в нашем случае. Спектакль "Ненормальная" - проект длиною в 4 года, как назвал его Виктор Казаченко, - требует явной доработки. Иначе пройдет угар рекламного воздействия и останется от театрального действа только анекдот, который быстро устареет. Не выручат и микрофоны, повешенные над сценой. Зритель перестанет слышать. Сергей ЕВСТРАТЬЕВ.
0