880

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДАЙВИНГ “ANN’SANNAT”

Ансамбль существует уже 13 лет. За эти годы происходило многое. Приходили и уходили люди, менялись вкусы и музы музыкантов, рождались новые и умирали старые произведения. Но все внешнее растворялось и оседало где-то на дне группы. Себя и себе “Ann’Sannat” не изменил. О природе музыкальной глубины, сказках и современном искусстве рассуждает основатель “Ann’Sannat” Олег Сухарь. ИЗ СКАЗКИ В МУЗЫКУ И ОБРАТНО- Олег, откуда пришло ваше увлечение старинной музыкой?- В детстве мне очень нравились сказки. И не только в детстве. В 18 лет я продолжал читать Андерсена. Затем познакомился с творчеством Толкиена. Прочел все его произведения. Кстати, в переводе с эльфийского языка Д.Р.Р. Толкиена “Ann’Sannat” означает сказки, отображенные в песнях. В общем, все начиналось сказкой. - А когда сказка воплотилась в музыку? - То, что мне хочется заниматься музыкой, я понял только в 19 лет. Тогда и решил поступать в Тираспольский музыкальный колледж. Но для этого обязательна музыкальная школа, которой за моими плечами не было. Единственное, чему можно было учиться без подготовки, - игре на контрабасе. Тогда контрабас казался инструментом громоздким. Но выбора не было. Меня взяли в колледж, поэтому пришлось учиться. Учеба особого интереса не вызывала. С каждым днем становилось все тоскливее. Я так и не справился с нотной грамотой. Через полгода меня исключили. С этого момента я всерьез занялся музыкой. Работал по семь-восемь часов в сутки. Выучил ноты. В то время я встречался с девушкой, которая играла на виолончели. А мой учитель как раз преподавал и контрабас, и виолончель. Я попросился в класс виолончели. Меня взяли на первый курс. В виде эксперимента. Эксперимент завершился удачно. За два года я прошелся по верхам программы музыкальной школы. Потом перевелся в музыкальный колледж им. Штефана Няги, который благополучно окончил. Но продолжать образование в вузе не стал. - Как же вы осваивали все те инструменты, на которых играете? - Самостоятельно. Дудочки, флейты, мандолина, кобза… Все это было параллельно учебе. На нашем последнем диске я играю на шести инструментах. - Какой из них самый любимый?- Арфа. Она нравилась мне с детства. Поначалу арфа с ее нетрадиционным расположением струн казалась алогичной. Я постигал этот инструмент года три. Сейчас играю в группе на очень редкой ирландской арфе. Раньше она считалась исключительно мужским музыкальным инструментом. Когда-то в Ирландии существовала особая каста бардов - народных певцов. Через свои произведения они распространяли знания, проповедовали любовь, добродетель, уважение к старине. Бардами становились образованные люди, которые учились по 20-30 лет. Они владели несколькими языками, законами стихосложения и музыкальной композиции. Каждый бард бесподобно играл на арфе, с которой не расставался всю жизнь. Хотя само слово “бард” со временем изменило свое значение, арфа осталась в истории Ирландии как символ музыкального и поэтического искусства. КЛАССИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ- А как появляются композиции “Аnn’Sannat”? Вы пишите музыку,опираясь на народные традиции?- Нет, мы и опираемся на классические традиции, и пишем одновременно. Пропускаем окружающее сквозь внутренний мир. Бывает, человек заглянет в небо, подивится его голубизне, а потом возьмет зеленую краску, добавит золотых лучей и нарисует свое впечатление. Вдохновленный голубым небом, он видит мир именно в таких тонах.- Значит, вдохновленная традициями, “Аnn’Sannat” создает свой мир?- Наверное. Берется какая-то музыкальная тема, обычно из народного творчества. Мы обсуждаем ее, импровизируем, обрабатываем. Так рождается то, что рождается, - наша музыка. - А вообще,насколько некоммерческая музыка нужна нашему слушателю?- Вы имеете в виду нашу музыку?- Да.- Я думаю, такая музыка находит слушателя во всех возрастных и социальных категориях. Это люди, которые, озираясь вокруг и видя «радости» прогресса, не совсем понимают, почему оказались здесь и сейчас. Сегодня атмосфера свободы, царившая в Европе до образования государств с их жесткими границами, кажется раем. Ностальгия заставляет нас создавать музыкальную машину времени. Мы пытаемся вернуть и удержать дух ушедших времен. Представьте себе ту Европу, когда человек еще не знал ужасов техногенной революции. Зеленые леса, чистые реки и озера, пение птиц… За полтора часа нашего концерта мы предлагаем слушателям медитативно перенестись в тот девственный мир. - Но многим такое предложение покажется наивным. - Какое время люди считают самым счастливым в жизни? Конечно, детство. Только в детстве мы ощущали полную гармонию с окружающим миром. И сейчас с грустью вспоминаем то чудесное время. Разве ностальгия - это наивно? Я думаю, то, что мы делаем, для многих важно. - Скажите, как живется вашей некоммерческой музыке в Молдове?- Нелегко. И мы очень от этого страдаем. У многих есть дети, которых надо кормить. Приходится жертвовать семьями ради творчества и наоборот. Некоторые не выдерживают испытания и прощаются с музыкой. Но кто-то должен заниматься искусством. Люди культуры всегда были на шаг впереди от остальных. Не задумываясь о деньгах, они очень часто умирали в нищете. Признание приходило после смерти. Потому что при жизни никто не понимал их новаторства. Зато сегодня именно благодаря этим людям мы владеем таким богатым спектром художественных форм. СКАЗКИ ПО ДОСТОЕВСКОМУ- Как вам удается сочетать любовь к сказкам с увлечением творчеством Ф. Достоевского? - А что здесь удивительного? Сказка - выдумка о событиях, которые возможны в реальности. О чудесах. А о чем, как не о чудесах, писал Достоевский? Только чудеса эти происходили в плоскости психики. Поэтому и Достоевский - тоже сказка. Можно сказать, что сказка - все окружающее.- Ваше отношение к современному искусству? - Я не понимаю, что такое современное искусство. Каждый человек рано или поздно достигает потолка в своем понимании искусства. По большому счету, сегодняшний мастер пытается повторить шедевры предыдущих эпох. Но отточенное искусство музыкальных жанров прошлого так высоко, что музыкальный интеллектуал наших дней может только пытаться приблизиться к его уровню. Правда, в одном нам повезло. Мы находимся на рубеже времен, когда параллельно существуют идеи разных эпох. То же самое можно сказать о современной живописи и литературе. К сожалению, то «современное искусство», которое растиражировано на экранах, не имеет духовной подпитки. В условиях рыночной экономики искусство не стоит на шаг впереди, как это должно быть. Поэтому мы наблюдаем вырождение музыкального олимпа. И не только музыкального - культурного вообще. - Кто в этом виноват?- Каждый виноват. Вместо того чтобы отдаваться любимому делу, мы зарабатываем деньги. Вместо того чтобы стремиться к чему-то важному и глубокому, скачем по поверхности. Вместо того чтобы смотреть внутрь, копошимся снаружи. - Вы занимаетесь музыкой по призванию или ради признания?- Я занимаюсь музыкой, потому что это - мое. Одному хочется строить дома, другому - делать скрипки, третьему - готовить. Все естественно. Каждый должен находиться на своем месте. - А если через десять лет выяснится, что вы были не на своем месте?- Это выяснится посредством того, чем я занимался десять предшествующих лет. Ты не можешь достичь чего-то, не пройдя определенный путь. Вообще, человек - существо странное. Его по всякому поводу одолевают сомнения и страхи. Но любой опыт бесценен. Надо делать то, что делаешь, а там будь, что будет.Аксиния Галкина
0