781

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВ

До 1 апреля 2006 года во всех аптечных учреждениях Молдовыдолжны быть этикетированы продаваемые лекарства имедицинские препараты. Начинает действоватьавтоматизированная информационная система учеталекарственных препаратов. Внедряя эту систему, государствоставит перед собой две основные цели. Главное: необходимоискоренить контрабанду и фальсификацию лекарств. В своюочередь, гражданам Республики Молдова предоставляется правопокупать качественные лекарственные препараты со специальнойлатентной полосой, которая свидетельствует, что данныепрепараты прошли процедуру сертификации контроля качества. Латентная полоса представляет собой этикетку из фольги(юниграмму), которая наклеивается на упаковку лекарства. Ужесейчас в розничной сети все продаваемые упаковки лекарствдолжны быть только с этикетками, а покупатели вправеспрашивать об их наличии.Законодательная основа для преобразованийВ июне 2005 года Правительство РМ издало постановление "Онеобходимости создания государственного регистрамедикаментов". В этом постановлении были определены срокиначала внедрения пилотного проекта - с 1 сентября 2005 года.В июле того же года решением Правительства был упраздненНациональный институт фармацевтики, после чего на базеинститута и других ведомств создано Агентство по лекарствам.В январе 2006 года появилось постановление Правительства № 85"О внедрении государственного регистра медикаментов". В этомпостановлении Правительства четко описаны механизмыреализации предыдущего постановления: что должны сделатьМинистерство информационных технологий, Агентство полекарствам, а также экономические агенты, занятые в сферепроизводства, импорта и реализации лекарств. Тогда жеМинистерство здравоохранения, Министерство информационныхтехнологий и Агентство по лекарствам подписали совместныйприказ, в котором обозначен график внедрения информационнойсистемы у каждого экономического лица.К настоящему времени подведомственное госпредприятие"Registru" организовало производство этикеток с латентнойполосой в Республике Молдове. Была спроектированаинформационная система и начался процесс обученияспециалистов - фармацевтов для работы с этой системой.Мотивации к действиюТеперь ни для кого не секрет, что во второй половине 1990годов фармацевтический рынок был полностью дезорганизован.Неизвестно точно, какое количество лекарств завозилось вМолдову, нет данных об их номенклатуре. Естественно, что втой ситуации невозможно было отслеживать путь от моментаввоза лекарственных препаратов в страну и до их реализацииконечному потребителю. Именно покупатели лекарствоказывались "крайними" в этой схеме.Впрочем, подобная ситуация была характерна для многих странСНГ. По данным статистики, даже сейчас доля контрабанды нароссийском фармацевтическом рынке составляет около 40%. Внастоящее время Россия активно начала внедрять системуучета лекарственных препаратов, предлагая свои разработкидругим странам СНГ, в частности, Белоруссии. Здесь следуетподчеркнуть тот факт, что Молдова самостоятельно разработалаавтоматизированную систему учета лекарственных препаратов.Следует сказать и о том, что прежде молдавские организации,занимающиеся реализацией медпрепаратов, иногдазлоупотребляли с ценовой планкой: оптовая надбавкасоставляла 15% и в розничной сети - еще 25%. В результатедля конечного покупателя цена лекарственного препаратаполучалась на 40% выше по отношению к складской цене. Иногданадбавка цены могла доходить до 50 и даже 80 процентов.При наличии информационной системы учета повышатьбесконтрольно стоимость лекарств будет невозможно. Такимобразом, обеспечивается защита покупателя от завышенных цен.Внедрение в фармацевтический рынокПилотный проект предусматривает, что в первом полугодии 2006года информационная система учета лекарственных препаратовбудет внедрена в Кишиневе, а во втором полугодии - во всейстране. Согласно утвержденному графику, 13 февраля этогогода начался процесс внедрения автоматизированной системынепосредственно на местах, и до 6 марта этого года она ужедействовала у производителей лекарств и основных импортеровна их оптовых аптечных складах.До 1 июля 2006 года Агентство по лекарствам должнопроанализировать, с какими положительными и отрицательнымифакторами происходит внедрение в Кишиневе информационнойсистемы учета лекарственных препаратов. После корректировкивыявленных замечаний система будет внедряться по территорииМолдовы.Что представляет собой фармацевтический рынок Молдовы? Внастоящее время в стране действуют 24 производителялекарственных препаратов и 117 оптовых складов. Наиболеекрупными оптовиками на рынке медпрепаратов Молдовыявляются компании: "Vinamex", "Richpangalfarma","Sanfarm-Prim", "Tetis" (они выразили готовность к внедрениюавтоматизированной системы учета). Количество аптек вреспублике - 2054, из них число публичных аптек составляетпримерно 1100, больничных аптек - около 900. В Кишиневе вотрасли производства, импорта и реализации лекарствнасчитывается 498 хозяйствующих субъектов. Количествоаптек с филиалами - 185, а всего аптек в Кишиневе - 360.Для обеспечения рынка госпредприятие "Registru" организоваловыпуск и поставки латентных полосок Агентству по лекарствам.Согласно ориентировочным расчетам, оборот внутреннего рынкаМолдовы составляет около 140 млн штук упаковокмедпрепаратов в год.Схема работы автоматизированной системыИмпортер завозит в Молдову лекарственный препарат иразмещает его на складе. Этот препарат должен пройтипроцедуру контроля качества в лаборатории Агентства полекарствам. После прохождения контроля экономическому агентувыдается сертификат, в котором обозначена серия и количествовыданных латентных полосок. Причем количество наклеек точносоответствует количеству упаковок лекарств в данной партии.Оптовый покупатель этикетирует свою продукцию на складе.Далее от оптовиков упаковка попадает в розничную сеть. Длясчитывания данных латентной полоски у экономических агентовдолжно иметься в наличии соответствующее оборудование:фискальный принтер, подключенный к нему сканер и др.Параметры оборудования должны быть не ниже установленныхтребований.Как уточнил генеральный директор Агентства по лекарствамВладимир Вердеш, проба берется по каждому лекарству, заисключением тех, которые освобождены от сертификации (этопримерно 1/3 от общего объема медпрепаратов, поступающих вМолдову). Не требуется вторично проходить сертификациюпродукции соответствующей европейским требованиям попроизводству лекарственных препаратов, которая подтвержденасертификатом GMP.В Агентстве по лекарствам РМ сертификация лекарственныхпрепаратов проводится по компонентам, качеству и количеству.Длительность проверки - максимум 20 дней. Стоимость однойлатентной полоски составляет 26 банов. Сумма сравнительнонебольшая, она позволяет производителям и реализаторамлекарств взять эти расходы на себя. Сейчас многиебеспокоятся - не приведет ли внедрение автоматизированнойсистемы учета к повышению цен? Специалисты утверждают, чтоэтого не произойдет: нет такого нормативного акта, которыйбы позволил повысить стоимость лекарств для покупателей.Владимир Вердеш отметил, что "те экономические агенты,которые хотят остаться на рынке, должны будут шаг за шагомвнедрять у себя автоматизированную систему учеталекарственных препаратов. Естественно, что произойдетконсолидация рынка. Останутся наиболее добросовестныепроизводители и реализаторы медпрепаратов, которые обеспечатих качество и доступность".Что выигрывает потребитель?Очень важное уточнение для покупателей: при продаже лекарствпроисходит считывание данных на латентной полосе и ее"гашение". Это еще одна степень защиты, которая не позволяетвторично использовать ту же этикетку. То есть,переклеивать латентную полосу на другую упаковку и сновапускать ее в продажу невозможно.Благодаря латентной полосе потребитель будет гарантирован,что он покупает качественный медпрепарат, а не какую-либопищевую добавку. Случается, больной думает, что он принимаетантибиотик, а эффекта никакого. При наличии латентнойполоски потребитель в любой момент может обратиться вАгентство по лекарствам и узнать, какая фирма и когда ввезлав Молдову именно эту партию лекарств. Кроме того, он вправеобратиться в общество по защите прав потребителей. Употребителя на чеке при покупке должен быть прописан номерэтой латентной полосы.Недобросовестная фирма не сможет сказать, что это не онапоставила на рынок данный медпрепарат, поскольку каждаяупаковка персонифицирована и код на ее латентной полосесодержит всю необходимую информацию.
0