828

Arcturus - The Sham Mirrors (2002)

копипаст с metallibrary.ruафтар Blackпредупреждаю, букв много, но прочесть стоит"Порой бывает, что однажды найденная золотая жила, становится доступной куче старателей, так новое направление превращается в тенденцию, одну и ту же музыку начинают играть сотни групп, безумно конкурируя между собой и доказывая что они, на самом то деле, ни на кого не похожи. Ты теряешься в изобилии однотипных альбомов, среди которых становится тяжело выделиться наидостойнейшим. В конце концов, месторождение превращается в опустошённый карьер, всё золото уже найдено, но на дне отчаянно роются те, кто пришли позже и пытаются откопать ещё никем не сыгранные ноты, либо выдают отработанную породу за самородки. К счастью есть музыканты, подражать которым невозможно, их золотая жила не настолько поверхностна и остаётся не под силу для освоения другими, как бы ни старалиcь, их музыка – дар, которым обладают избранные. Среди таких групп в памяти возникают Lacrimosa, Arcturus, Therion, у руля которых стоят абсолютно разные личности, но единые в своём неисчерпаемом идейном запасе. То что сотворили Сверд и Кнут с сотоварищами на данном релизе, иначе как музыкальным сюрреализмом не назовёшь. "The Sham Mirrirs" – это путешествие в мир безграничных, моментами довольно мрачных, музыкальных фантазий, альбом уготовил такой набор сюрпризов что только успевай удивляться. Из динамиков льётся очень атмосферный блэк, наполовину состоящий из длинных клавишных пассажей, все треки наполнены каким-то невообразимым многообразием, должен сказать что с момента выхода "The Sham Mirrors", ничего более, или хотя бы настолько же, цепляющего и гипнотического в блэк металле я не слышал. На его фоне со временем меркнут многие работы впечатлявшие не меньше, но их воздействие оказалось сиюминутным, а "The Sham Mirrors" хочется слушать снова и снова. Весь альбом спет чистым вокалом, гибкий голос Трикстера легко поддаётся любым трансформациям и преломлениям, особенно на "Ad Absurdum", "Collapse Generetion" и бесподобной "Radical Cut", единственной, кстати говоря, композиции на которой задействован блэковый скриминг, в исполнении Ишана (Emperor). Это самый безумный номер из семи представленных в альбоме, тандем Трикстер/Ишан вызывает восхищение, а концовка выливается в грандиозную музыкальную феерию. Однако это ещё не финал, точку в работе ставит умопомрачительная "For The End Yet Again", погружающая на 10 минут в мир контрастов, то и дело что сменяя звучание, жонглируя настроениями и медленно унося в мрачные глубины вселенной, где в итоге ожидает совершенно непредсказуемый поворот событий. Такую работу надо сходу причислять к классике (а состав Arcturus – к лику святых)), как единственную в своём роде и не повторимую. Да не оскуднеет творческий потенциал таких команд, ибо они не дают превратиться блэку в бесплодный карьер."и ещё одна классная рецензия .. афтар Hatebreeder"Arcturus (Alpha Bootis, греч. arctos – медведь, ouros – страж). В ряду самых ярких звёзд, светящих мягким оранжевым светом, именно эта торжествует на весеннем северном небе, являясь одним из трёх светил, которые делят северный небосвод на области, двое других – летняя Vega и зимняя Capella. Arcturus – чётвертая по яркости звезда после Сириуса, Канопуса и Альфы Центавра, находящаяся на расстоянии в 37 световых лет от Земли, обладающая температурой поверхности в 4290 градусов Кельвина и светящая в 113 раз ярче, чем наше Солнце. Музыкальный Arcturus также далёк от обыденной индустрии, также горяч, как свой космический прародитель, так же ярок в творческом плане. Коллектив продолжает резкое, интенсивное, местами нелогичное движение вперёд, разрывая все возможные данности и постоянно стараясь надругаться над канонами всех известных жанров. Продолжает движение зигзагами, бросаясь из огня да в полымя, тем не менее обгоняя своих соперников и конкурентов, если такие есть, на целую вечность. Постоянные экспериментаторы, пытающиеся показать миру, что вполне возможно и теперь, когда узнаваемость стёрта в пыль музыкальным клонированием, быть на голову выше многих, если не всех, при этом не вплетать в ткань повествования падаль некоторых весьма любимых жанров, мягко говоря, тяжёлой пунктуации, как это делают... Впрочем, вы сами догадываетесь, о чём я. История эта, достойная быть занесённой в анналы мировой музыкальной культуры, началась давно – в 1995 году, с пластинки оригинального – всуе более не упоминайте этого слова – авангардного блэк метала, отличавшегося от однородного пакета пресномясых сатанинских напитков как небо от земли. Arcturus остался не только и не столько в голове, сколько в сердце. Особенно после гениальной и шедевральной во всех возможных ипостасях фрески с красивым названием "La Masquerade Infernale", в работе над которой музыканты разменяли на мелочь купюру блэка и, взяв ссуду в банке тяжёлой музыки под процент оригинальности, создали нестандартную компанию, куда продолжают инвестировать свой талант и время по сей день. Казалось, такой праздник более не повторится – в крайнем случае, повторится, но не более. "The Sham Mirrors" – это нечто вроде нового, не побоюсь этого слова, прорыва, дальнейшее скольжение в сторону глубокого авангарда. Блэку суетливо помахали ручкой ещё в 1997 году, теперь – его не видно вовсе. Кое-где проглядывают смягчённые совершенно иным звучанием быстрые блэковые пассажи и риффы, но на этом всё и заканчивается. Что вам больше всего напоминает "The Sham Mirrors"? Хорошо, скажем по-другому. Представьте, что большинство серьёзных писателей начинают свои произведения, зная наперёд, что произойдет в любом конкретном эпизоде, т.е. досконально продумав сюжетную линию. Другие же пишут книги с чистого листа, нечто вроде эссе на заданную тему, есть канва, есть цель, но нет чётко проработанной нити повествования. Так вот Arcturus в данном случае напоминает как раз музыкальное эссе. Кажется, что "Мнимые зеркала" развиваются в стиле jam'a, – будто музыканты просто пришли в студию и начали мысленно джемовать – что придёт в голову, то и обретёт законное место на пластинке. "The Sham Mirrors", по сути, представляет собой на редкость пёстрый ковёр, сплетённый из многих стилей и направлений, при этом не содержащий затасканных клише и в совокупности несовместимых элементов смотрящийся невероятно органично. Выдержанный в рамках одной космической атмосферы с присущей глубиной и музыкальной мировоззренческой концепцией, содержащей как мрачные краски, так и светлые оттенки монолитно великолепных и чрезвычайно душевных настроений, выраженных в клавишной симфонике, сопровождающей полёт мысли музыкантов на всём протяжении записи, и фортепьянных реквиемах, имевших возможность вырасти в отдельные композиции, альбом становится живой классикой, мерилом оригинальности и авангардного-реформистского подхода к уже поднадоевшим ходам и инсинуациям. Тяжёлые риффы сменяются гитарной тишиной, которую заполняют прекрасные клавиши, космическая симфоника дополняется индустриальными вариантами обогащения музыкального пространства, водоворот диссонанса и рваных вокальных линий, затягивающий с головой, даёт время порезвиться органичной структуре, позже внезапно оттесняя её восвояси, агрессия ничем не напоминает о себе за исключением нескольких не слишком злобных отрезков на "Radical Cut" – другими словами, она на "The Sham Mirrors" и не ночует, уникальность и самобытная узнаваемость каждой композиции не поддаётся сомнению. Примеры? Сколько угодно. Бесподобная фортепьянное вступление "Star-Crossed", романтика космической бездны "Ad Absurdum", многозначительный реквием "For To End Yet Again", переходящий в гимн, а в заключении в нечто большее. Рассказывать об Arcturus'е невероятно сложно – напоминает те мгновения, когда ты чувствуешь какой-то приятный аромат (духов, например), но не можешь мысленно восстановить его составляющие, кажущиеся такими знакомыми, но в то же время такими отстранёнными. Музыканты Arcturus – стопроцентные экспериментаторы, авангардисты, декаденты, нонконформисты, диссиденты музыкальной обыденности, некий вариант оппозиции для безоппозиционной тяжёлой индустрии. "The Sham Mirrors" – следующий блестящий этап их движения на вершину, к звёздам и выше. Дотронувшись руками до звёзд и не обжегшись, они, я верю, продолжают поступательное движение вперёд. Гениальное безумие!"
0