731

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРИПЕТИИ

Вопрос стабильного движения поездов на этом участке пути находится под большим вопросом все последние 15 лет - ровно столько, сколько сепаратистский режим Приднестровья пытается использовать Бендерский железнодорожный узел в качестве инструмента политического давления. Правда, никогда раньше тираспольские лидеры не блокировали движение транзитных поездов. Ведь по направлению из Кучурган в порты Рени и Галац, как правило, шли грузы из Украины, России и чуть меньше составов из Казахстана. По большому счету, все они везут стратегический товар – руду, уголь, кокс, мазут. С тех пор как была сдана в эксплуатацию линия Ревака - Кайнары, товарные составы, принадлежащие молдавским экономическим агентам, перестали пересекать приднестровский регион. И, казалось бы, возможностей для шантажа правительства Молдовы у приднестровских лидеров нет. Поэтому в связи с возникшими трениями по вопросу о режиме пересечения молдавско-украинской границы руководство железной дороги Молдовы, в принципе, не допускало мысли, что приднестровские лидеры пойдут на столь категоричные меры - остановку грузов соседних стран. Но первая ласточка появилась еще 4 марта: ночью приднестровские власти остановили состав с рудой, следовавший из России в Рени. Через некоторое время молдавская железная дорога получила сообщение о том, что было остановлено несколько порожних поездов, движущихся уже в обратном направлении из украинского порта. Еще два года назад такой поворот событий был бы настоящей катастрофой для молдавских железнодорожников, но сейчас нет повода для паники. Вновь все надежды обращены к дороге Ревака - Кайнары. Конечно, по периметру границы Украины и Молдовы в настоящее время скопились грузовые составы - около 30 поездов. Но на молдавской железной дороге уверяют, что восстановление нормального движения - вопрос нескольких дней. По просьбе экономических агентов из Украины в Кишиневе уже определили стоимость провоза грузов за один километр, и эта цифра осталась такой же, как и тарифная ставка по приднестровскому участку. “Расстояние немного больше, но не существенно, - рассказал нам Мирон Гагауз. - Конечно, чтобы перенаправить этот груз, потребуется время. Не хочу сказать, что он переключится на 100%, но, по моим оценкам, процентов 70 мы перенаправим. Мы не видим проблем ни для Украины, ни для Румынии”. Вопрос стал ребром, когда так называемое руководство приднестровской железной дороги отказалось пропускать пассажирские поезда. 5 марта оно заявило о том, что остановит движение поезда Кишинев - Рени. В тот же вечер был задержан дизель из Бендер на Каушаны. Чтобы не рисковать еще несколькими пассажирскими вагонами, управление молдавской железной дороги приняло решение развернуть этот поезд. И лишь 6 марта в Кишиневе получили что-то наподобие официального уведомления. “Раньше так называемое руководство железной дороги уведомляло нас посредством официальных документов о том, что по различным техническим причинам движение блокируется. Но сейчас они пошли простым путем: дорожный мастер сделал запись в обыкновенном журнале дежурного подстанции, что связи с деформацией пути на таком-то участке станции Бендеры-2 движение поездов закрывается”, - объяснил Мирон Гагауз. Когда отменят это решение, неизвестно. По словам кишиневских чиновников, приднестровские лидеры просто не выходят на связь. Вот почему было принято решение разворачивать все пассажирские поезда и направлять их через север республики. Молдавская железная дорога от этого не сильно страдает. Например, расстояние до Москвы останется прежним. Разве что поездка займет больше времени из-за увеличившегося количества остановок во время пути. Большие неудобства терпят, конечно, жители Приднестровья. Раньше в Россию и Украину ежедневно выезжали сотни пассажиров из Левобережья. Теперь же, для того чтобы воспользоваться железнодорожным транспортом, им придется отправляться с Кишиневского вокзала. Похоже, от новой схемы движения поездов руководство молдавской железной дороги отказываться не собирается. Несмотря на то что движение через приднестровский участок было удобным по техническим параметрам, в течение полутора лет никто не мог на 100% гарантировать его безопасность. Одно дело, когда Кишиневу на словах сообщают, что с дорогой все в порядке, другое дело - воочию в этом убедиться. Такая возможность отсутствует уже более года, с тех пор как сепаратистские лидеры объявили о создании собственного предприятия “Приднестровская железная дорога”. Но даже если проблема будет решена, для восстановления движения по приднестровскому участку в управлении ГП “Железная дорога Молдовы” намерены выдвинуть жесткие условия, а именно - подвергать детальной проверке исправность путей. Пойдут ли на это в Приднестровье - вопрос риторический. Но рисковать безопасностью пассажиров в Молдове больше не хотят. Если официальный Тирасполь по-прежнему категорично будет стоять на своем, приднестровский участок железной дороги ждет плачевное будущее. “Это станет местом для выпаса скота. Так как там нечему будет двигаться. Разве что из Тирасполя до Бендер. Думаю, это место зарастет травой, а люди с болью будут наблюдать, как рушится один из лучших участков железной дороги Молдовы и один из лучших железнодорожных узлов СССР. Ведь Бендерский железнодорожный узел входил в состав 120 лучших узлов”, - сказал генеральный директор государственного предприятия “Железная дорога Молдовы” Мирон Гагауз. Ирина ДмитриеваНа встрече предпринимателей со Смирновым им было заявлено, что те предприятия, которые согласились на легализацию, будут насильственно отобраны и переданы новым владельцам. Бизнесмены Приднестровья возмущены: “Обидно, что Смирнову удается успешно дезинформировать некоторых чиновников в Москве об истинном положении дел в регионе. Нас собрали у Смирнова и потребовали остановить все предприятия и вывести всех работников на улицу. Смирнов думает, что мы его крепостные”.Украина обвинила власти Приднестровья в “блокировании движения транспорта через пункты пропуска на границе Платоново и Кучурган”. Украинский МИД в четверг распространил сообщение, где указывается, что власти Тирасполя искусственно создали ситуацию, которая означает не что иное, как “самоблокаду”. “Действия Украины направлены на обеспечение эффективного контроля на границе с Молдавией и легализацию внешнеторговых связей приднестровских предпринимателей”, - подчеркивается в сообщении МИДа Украины. Выражена надежда, что “искусственные препятствия на пути нормализации международной торговли будут в ближайшее время сняты, а таможенный режим упорядочится”.
0