738

КЛЮЧ К ПРЕФЕРЕНЦИЯМ - КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

В рамках торгового режима Генеральной системы преференцийGSP plus, предоставленного Евросоюзом с 1 января 2006 года,более 80% молдавского экспорта в страны ЕС пользуютсясвободным допуском. Это значит, что при экспорте молдавскихтоваров придется платить меньше таможенных пошлин наевропейском рынке и что возрастет уровень ихконкурентоспособности. Такие преимущества в торговле с ЕСмогут стать мощной мотивацией продвижения молдавских товаровна новые рынки. Но для этого экспортеры должны понять, чтоих продукция перейдет границу этого союза только при условиисоответствия требованиям, стандартам и директивам ЕС.Сегодняшним потребителям, особенно из стран ЕвропейскогоСоюза, недостаточно традиционных гарантий безопасностипродуктов. Они все больше требуют дополнительныхподтверждений и гарантий того, что потребляемые продуктыконтролируются по всей цепочке от выращивания дореализации. А эта цепочка включает в себя весь переченькомпаний - от производителей кормов и сырья, изготовителейпищевых продуктов, организаций по оказанию транспортных илискладских услуг, субподрядчиков и оптовиков, до магазиноврозничной торговли или предприятий общественного питания.Добавьте к этому такие взаимосвязанные с приведеннойцепочкой структуры, как производители оборудования,упаковочных материалов, моющих средств, пищевых добавок иингредиентов. Все это свидетельствует о том, чтонедостаточно получить торговые преференции в торговле, вданном случае с ЕС. Необходимо также досконально знать итщательно выполнять все требования и нормы, действующие наэтом рынке, чтобы технические барьеры или низкое качествопродукции не стали препятствием для пользования этимильготами. Например, с 1 января этого года в ЕС запрещенареализация продуктов питания, если нет подтверждения овнедренной в процессе производства системе анализа опасныхфакторов в критических контрольных точках HACCP/ИСО 22000. ВМолдове эта система действует только на шести предприятиях:"Franzeluta", "Codru ST", "Resan", "Free Fisheries", "PintoMold" и "Orhei-Vit". Крупнейшие международные компаниирозничной торговли создают собственные стандарты, даже болеестрогие, чем законы, защищающие права потребителей. Этимагазины, например, принимают к продаже в свои сети толькофрукты и овощи, сертифицированные согласно стандартуEUREPGAP независимыми, аккредитованными в этой системеорганами по сертификации. EUREPGAP (Euro-Retailer ProduceWorking Group (EUREP) - организация, представляющаяведущие компании розничной торговли Европы и имеющая цельюпродвижение передовых способов ведения сельского хозяйства,применяя химические препараты по определенным правилам, нообеспечивая с уверенностью безопасность конечной продукции.Полная сертификация фруктов и овощей может быть получена напротяжении одного аграрного сезона сроком на три года. Болеетого, сертификация продуктов может быть предоставленасогласно схеме одной компании или ассоциации хозяйств.В Молдове около трех лет активно пропагандируется применениеэтого стандарта, подготовлены местные аудиторы изарегистрированы в EUREPGAP. Проект CNFA, финансируемыйUSAID, начал оказывать содействие по внедрению стандарта длятех фермеров, которые решили продавать фрукты и овощи нарынке ЕС. Но несмотря на это и на сравнительно несложныепроцедуры, а также на малые затраты на внедрение EUREPGAP ина сложности c экспортом сельхозпродукции на рынки СНГ,пока ни один производитель фруктов и овощей не проявилзаинтересованность пройти сертификацию по этому стандарту.Таких примеров существование нетарифных барьеров на путинашей внешней торговли можно привести множество. Однако изсложившейся ситуации есть выход. Кроме обычных товаров, мыдолжны начать производство тех продуктов, которые особопозиционируются на международных рынках и пользуютсяповышенным спросом покупателей. В Молдове можно выращиватьвысококачественную сельхозпродукцию без интенсивногоиспользования химических препаратов и удобренийнеорганического происхождения.Мировое потребление экологических продуктов к концу прошлогогода достигло $ 30 млрд с ежегодным ростом в 20%.Маркетологи предсказывают, что в ближайшие годы российскийрынок будет потреблять экологические продукты в объеме около$ 2 млрд в год. О стремительном росте экологических рынковмира говорят ежегодные выставки, проводимые в разных странахмира. Наиболее крупная из них BioFach открывается ежегоднов феврале в Нюрнберге (Германия), продолжается в Японии(Токио), США (Балтимор), Южной Америке (Сан-Пауло) изавершается в декабре в Китае (Шанхай). В Нюрнбергскойвыставке этого года приняли участие 2078 экспонентов из 73стран, которые разместили свои стенды на более чем 36 000кв. м. В прошлом году на молдавской выставке"Молдеко/Фермер" компания SGS совместно с местнымипроизводителями экологических продуктов, которыеобрабатывают свыше 10 тыс. гектаров земли, впервыеорганизовала совместный стенд молдавской экологическойпродукции. В числе этих компаний были "Floarea Soarelui","Monicol", "ACA-FAG", "Resеndjer", "Acorex Wine Holding" идругие экспортеры. В Молдове обрабатываются исертифицированы европейскими органами по сертификации насоответствие требованиям директивам ЕС всего около 0,6%сельхозугодий, на которых выращивается экологическаяпродукция, тогда как в некоторых странах ЕС этот показательдостигает 10-15%.Для многих компаний сертификация системы менеджментакачества (СМК) в соответствии с международными стандартамисерии ИСО 9000 является необходимым условием для подписанияконтрактов с иностранными компаниями о поставке своейпродукции или выполнении работ.Сертификация системы менеджмента, в отличие от сертификациипродукции, служит для заказчика доказательством того, чтоданный поставщик - это не компания-однодневка, и что всетехнологические процессы на предприятии соблюдаются,являются управляемыми, безопасными и контролируются состороны руководства. Такая система служит "визитнойкарточкой" компании и играет важную роль в торговле. Однакои по этому стандарту у нас сертифицированы всего около 60-70предприятий, а система действует эффективно максимум вполовине из них.Европейский Союз сформировал систему гармонизации требованийпо отношению к безопасности продукции. Эти требованияизложены в документах, которые называются Директивами новогои глобального подходов. Продукция, которая отвечаеттребованиям этих директив, может быть маркирована знаком СЕ.Эти директивы применяются также к продукции, котораяимпортируется из других стран. И в этом направленииМолдове предстоит только начинать работу.О сертификации систем менеджмента в области экологии, охранытруда, социальной защиты и других тоже очень мало известноместным производителям. Все это не может характеризоватьэкономику нашей страны положительно. В то же время, мыдолжны отдавать себе отчет, что в условиях многолетнегокризиса в нашей стране не все международные стандарты,современные системы менеджмента, не все разработки западныхи восточных лидеров движения за качество могут быть внедренына молдавских предприятиях за два-три года.Главная причина - отсутствие единой национальной программыпо продвижению экспорта отечественных товаров через качествои, как следствие, незнание хозяйствующими субъектами осуществовании этих нетарифных барьеров. Следует обратитьвнимание наших экспортеров и на то, что получениесертификата на систему производства по международнымстандартам требует времени, знаний и определенных затраты.Главное, чтобы Правительство и предприниматели заглядывалине на два - три года вперед, как мы все привыкли это делать,а гораздо дальше. Стоящие перед нашей страной проблемынастоятельно требуют достаточно длительного времени для ихвыполнения.
0