686

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ МОЛДАВСКОГО ЭКСПОРТА

Выставка "Expovin Moldova" сегодня по праву в центревнимания деловой жизни страны. Но традиционно перед главныммолдавским винным форумом представители республики участвуюттакже в крупнейшей выставке-ярмарке продовольственныхтоваров и напитков "Продэкспо" в Москве. В этом году онапроходила с 13 по 17 февраля в 13-й раз и собрала 2200 фирмиз 61 страны мира, которые разместились на площади свыше 40тыс. кв. м. О значимости и масштабности этой ярмарки говорити тот факт, что 30 государств участвовали в ней со своиминациональными экспозициями, под которые занимали по 2-2,5тыс. кв. м.Наше участие было относительно скромным - на общем стенде в150 кв. м была представлена продукция 17 предприятий. Кромеэтого, три десятка молдавских компаний представили своюпродукцию на московской выставке через своипредставительства в России или постоянных деловых партнеров.- Участвовать в "Продэкспо" стремятся производителипродовольственных товаров и напитков из многих стран, таккак все хотят обосноваться на необъятном и быстрорастущемроссийском рынке, - говорит директор выставочной фирмы"Axar" Владимир Яниев, который неизменно выступаеторганизатором участия молдавских компаний в этой выставке. -С прошлого года "Продэкспо" проводится по салонномупринципу, что сделало его более привлекательным и удобнымименно для целевых групп - производителей, продавцов,дистрибьюторов.- "Продэкспо" убедил нас в необходимости расширения спектраупаковки, чтобы она была не только хорошо оформленной, нотакже практичной и удобной, - говорит менеджер по продажамКаменского консервного завода "Авив" Иван Лесник. -Наблюдается явная тенденция возврата к стеклотаре, носовершенно иного качества и дизайна. Сегодня в модеоригинальная стеклотара, которую удобнее перевозить. Скоромы первыми в Молдове начнем разливать соки в упаковку"bag-in-box" емкостью по 3, 5, 10 и 20 литров. Это оченьудобно и экономно, особенно для баров, кафе, а также длясемейного потребления. Кроме того, участвуя в выставке вМоскве, а до этого в Киеве и Петербурге, мы убедились внеобходимости концентрации усилий на выпуске небольшогоспектра продукции, но очень высокого качества. Если раньшемногие компании пытались производить как можно более широкийассортимент, стремясь удовлетворить спрос на продукциюлюбого качества, то теперь очевидно, что каждый долженработать в своей нише и для своего конкретного потребителя.Молдавская продукция на "Продэкспо" отмечена 15 золотыми, 16серебряными и 18 бронзовыми медалями в дегустационномконкурсе "Лучший продукт". Владимир Яниев подчеркнул, чтохотя коллективный стенд Молдовы занимал очень небольшоеместо, наша продукция отнюдь не затерялась в этоммногообразии. Российские бизнесмены проявили видимыйинтерес не только к выставленной продукции, но и квозможному сотрудничеству по совместному выпуску болееширокого ассортимента товаров.Из основных тенденций и ориентиров, отмеченных на"Продэкспо", для молдавского бизнеса особенно значимымипредставляются несколько. Прежде всего, заметно ослабли нароссийском рынке позиции болгарских и венгерскихконсервщиков. Они переориентировали свои усилия наевропейский рынок, что сразу же сказалось. Но свято местопусто не бывает. Поэтому в освободившуюся нишу тут жеринулись производители других стран. И в первых рядах -консервщики Прибалтики, Польши, западноевропейских стран.Производители из балтийских стран вначале тоже качнулисьбыло в сторону Европы, но быстро поняли, что там ихперспективы не столь очевидны. Поэтому поспешили обратно нароссийский рынок. В этом плане молдавские консервщики"попали в струю" и очень своевременно показали россиянамсвои новые возможности - как по ассортименту, так и покачеству продукции. Кстати, многие посетители молдавскогостенда с нескрываемым удивлением констатировали, что нашапродукция ни в чем не уступает европейским образцам нетолько по качеству, но и по упаковке, оформлению, дизайну.Второй значимый момент, четко обозначенный на "Продэкспо" -повышенный интерес к продукции на "целевого" потребителя.Особой популярностью пользуются товары, которые предлагаютсяпод марками "диетический", "экологически чистый","лечебный", "здоровая пища" и т.д. Еще одна явная тенденция- стремление россиян заключать контракты с поставкой товаровна условиях "франко-порт", т.е. до ближайшей станции кпотребителю. Объясняется это сложностями при транзите грузачерез территорию Украины, поэтому импортеры не хотят иметь сэтим дело. И, наконец, "Продэкспо" со всей очевидностьюпоказало, что большинство стран решают вопрос продвижениясвоих товаров на российских рынок на государственном уровне.Об этом говорит и обилие национальных экспозиций, и участиев выставке представительных официальных делегаций, ифинансовая поддержка со стороны многих государств участиекомпаний в выставке. Молдавские производители в этомотношении оказались предоставленными сами себе, хотя иотмечают солидную поддержку со стороны посольства в Москве идеятельное участие в выставке представителей "Молдова-вин".Если мы намерены и впредь серьезно присутствовать нароссийском рынке, то должны консолидировать усилиячастного бизнеса и всех заинтересованных структур впродвижении своей продукции, - считают молдавские участники"Продэкспо".
0