898

ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ПУТЬ МОЛДОВЫ

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения,"сухой закон" и высокие цены на спиртное являются наиболееэффективными способами борьбы с алкоголизмом.В Швеции (напомним, Швеция - одна из стран, столетиямивходящих в "великий водочный пояс", соединяющий Россию соСкандинавскими странами) в 1955 году была введенагосударственная монополия на торговлю алкоголем и созданагосударственная торговая компания System bolaget сразветвленной сетью магазинов. В 1995 г. шведы приняли закон"Об алкоголе", в котором были систематизированы всепредыдущие запреты и ограничения. Шведские власти борются салкоголизмом, устанавливая в System bolaget высокие цены наспиртное, короткое время работы ее магазинов и высокийвозрастной ценз. До 2001 г. магазины System bolaget посубботам не работали. Программа-минимум шведской системы -приучить потребителей интересоваться качеством продукции, апрограмма-максимум - сформировать у них привычку потреблятьтолько хорошие напитки.Ежегодно из бюджета страны выделяются немалые деньги напропаганду в СМИ здорового образа жизни. Этим вопросом вШвеции занимается множество социальных служб. Рекламаспиртного запрещена. Если 100 лет назад каждый швед выпивал,в среднем, 50 литров спиртного в год, то в начале 1990-х -4,9 литра. Это один из самых низких показателей в Европе.Для сравнения: в Португалии, Ирландии, Франции, Германии,Дании, Австрии местные жители выпивают по 9-10 литровспиртного в год. Однако после вступления страны в ЕС ивынужденной либерализации алкогольной политики, в 2002 году,например, каждый житель Швеции старше 15 лет выпивал уже неменее 9,25 литров алкоголя в пересчете на чистый спирт (посравнению с 8 литрами в 1996 г.). Дальше может быть ещехуже: когда-то шведам было разрешено привозить с собой из-заграницы не более 1 литра крепких алкогольных напитков, 5литров вина и 15 литров пива, а с 2004 года эти лимитывозросли до 10, 90 и 110 литров соответственно.Для нас опыт Швеции интересен применительно к водке. Молдова- страна винодельческая, глубоко заинтересованная вмаксимальном развитии этой традиционной для нашей экономикиотрасли. Наши интересы в области алкогольной политики должнылежать, в первую очередь, в ограничении производства ивнутреннего потребления крепких спиртных напитков иповышении культуры потребления вина. Однако статистикапроизводства и потребления крепких спиртных напитков испирта в республике свидетельствует о росте популярностисреди местных жителей крепкого спиртного в ущербвиноградному вину.Даже если не все произведенные в прошлом году отечественныенапитки, как и не все импортированные были выпиты нами загод, все равно мы потребляем около 5% производимого за годотечественного вина и почти всю водку (для сравнения,Франция выпивает 60% отечественного винодельческогопродукта). Впрочем, несовершенная молдавская статистика неучитывает объемы домашнего виноделия: любое крестьянскоехозяйство ежегодно производит, в среднем, тонну виноградноговина. И, соответственно, выпивает. Тем не менее, молдавскиеспециалисты сходятся во мнении: в Молдове утеряна культурапотребления вина. Многие склонны считать, что за счет ростапотребления водки. Причем, отмечают специалисты, в то времякак потребители вина требовательны к его качеству,большинство любителей водки интересуются, как правило, ееценой. Доля высококачественной молдавской водки (которую,тем не менее, не сравнить с аналогичной по классу и ценероссийской и украинской) составляет всего около 30% отобщего объема производства отечественной водки. Приотсутствии "алкогольной" статистики, все остальные данныесвидетельствуют о том, что если в Молдове и есть проблемаалкоголизма, то это проблема "водочного алкоголизма".Соотношение цен на вино и крепкие спиртные напитки в разныхстранах различно. Кто еще помнит, в СССР оно составлялопримерно 1:4. В России вино несколько дороже, чем водка, иотносится, скорее, к элитному питью. На рынке крепкогоалкоголя России уже на протяжении пяти лет наблюдается спадспроса на водку по 3-5% в год. По статистике, все большероссиян отдают предпочтение вину, хотя объем потреблениявина все равно значительно ниже водки.В странах Северной Европы весь алкоголь стоит дорого, вЮжной Европе - наоборот (и уровень жизни на Севере и ЮгеЕвропы тоже разный). Например, средняя стоимость банки пивав Испании равна 0,49 евро, в Ирландии - 1,79 евро. Бутылкаводки в Испании стоит в среднем 7,65 евро, следом подешевизне идет Италия (8 евро), а, например, в Норвегии онауже стоит 45 евро. Кроме того, цены на отечественные вина наюге невысоки, и это неудивительно для традиционновинодельческих Испании, Италии, Португалии и др.В винодельческой Молдове цены на вино и водку примерноодинаковые. Дешевое вино стоит до 15-20 леев за бутылку 0,7л. В следующей категории - вина от 20 до 35 леев, затем от40-50 до 80 леев и элитные вина стоимостью свыше 100 леев забутылку. После некоторого увеличения акциза на водку сначала этого года дешевая водка будет стоить до 15 леев за0,5 л. В среднем ценовом сегменте - водки от 20 до 40 леевза пол-литра, затем более дорогие - до 80-100 леев и водкивысокого ценового сегмента - от 120 леев. Водки класса"премиум" (в основном, импортные), разумеется, еще дороже.Правда, новая несколько подорожавшая водка еще не началапоступать в розничную сеть: водочники запаслись старой нанесколько месяцев вперед.Ничто пока не говорит о том, что позиции молдавскихводочников в общегосударственном масштабе начнут слабеть.Как подсказывают специалисты, доля акциза в цене пива у наседва ли не выше таковой в цене водки. Этот факт онирекомендуют проанализировать и увеличить акциз на водку так,чтобы его доля в цене водки была на 2-3 порядка выше, чем вцене пива и вина. Чиновники не реагируют. Минсельхоз еще в2003 году предлагал ввести минимальные цены на крепкиеспиртные напитки и конфисковывать всю не отвечающую ценовымограничениям крепкую алкогольную продукцию. Предложение непрошло. Виноделы несколько лет выступают за повышение акцизана водку и другие крепкие напитки до достижения соотношения1:4 в ценах на вино и водку. Акциз на водку начал расти, нонезначительно. Реклама водки процветает во всех СМИ. Говоритли это о сильном лобби водочников? Скорей всего. Иногдакажется, что в ущерб государственным интересам.Хотя в сфере государственных интересов - сохранение иувеличение отчислений в бюджет от акциза на водку, несмотряна зачет акциза на спирт, используемый при производстве.После повышения акциза на водку некоторые ее производителипереориентировали предприятия на производство менее"акцизоемких" крепких напитков. В определенном смысле, можноговорить об успехе принятого решения. Однако потерятьстабильную статью бюджетных доходов, "распугав" и "загнав втень" водочников высокими ценами и налогами в условияхжесточайшей конкуренции на рынке, государству невыгодно. Вначале года, сразу после увеличения акциза на водку,контролирующие органы обнаружили нарушения порядкареализации крепких алкогольных напитков несколькимипредприятиями по их производству и реализации. Опасениячиновников в возможном уходе водочного бизнеса в тень приустановлении минимальной цены на крепкие спиртные напиткиимеют под собой вполне реальную основу. Значит, в условияхотсутствия государственной монополии надо ужесточатьконтроль частного производства и реализации. От последнихвысокотехнологичных нововведений в области производства иучета акцизных марок ожидают большой отдачи, но процесс ихвнедрения еще не закончен.
0