738

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ВИДИТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ РОСТА ЦЕН

В Молдове нет энергоемких производств, поэтому увеличениетарифов на природный газ не должно привести к росту цен повсей линейке товаров и услуг. Это мнение высказал в средупосле заседания Правительства министр экономики и торговлиВалериу Лазэр, комментируя возможные последствия принятогово вторник решения о повышении тарифов на газ для конечныхпотребителей.Тем не менее, как признался министр, последние события немогут не сказаться на ценообразовании в стекольнойпромышленности, где в структуре расходов природный газзанимает 20%. По расчетам экспертов минэкономики,максимальный рост цен на данную продукцию составит не более8%. В Правительстве также считают, что для сохраненияконкурентоспособности продукции, стекольные заводы должныиспользовать и другие возможности, так как "есть резервы почасти рентабельности". Аналогичная ситуация и в АО"Чимент". Министр отметил также, что предприятия этихотраслей не смогут пойти на существенное повышение цен напродукцию из-за конъюнктуры на соседних рынках - Румынии иБолгарии. Хотя, с другой стороны, в этих странах цены наприродный газ тоже возросли. В общем, особых причин длябеспокойства в Правительстве не видят.Кабинет готов согласиться и с повышением тарифов натеплоэнергию. По-другому и быть не может. В остальныхслучаях, как сказал Валериу Лазэр, любая попытка существенноподнять цены на товары и услуги будет носить спекулятивныйхарактер. Конечно же, государство намерено пресекать их.Конечно же, как сказал министр, не административнымиметодами. Ситуацию можно контролировать иначе. Например, спомощью налоговой инспекции:Несмотря на определенную долю оптимизма, министр все-такипризнался, что в Правительстве осознают негативное влияние,которое окажет рост тарифов на природный газ намакроэкономические показатели текущего года. Но оно готовосгладить эффект реализацией ряда заготовленных мероприятий.Каких именно, он не сказал. Но подчеркнул, что будутприложены все усилия для сохранения годового уровня инфляциина запрограммированном уровне 10%. Удастся ли это чудоисполнительной власти - станет ясно в январе следующегогода. А пока Правительство должно определить размер адресныхкомпенсаций, которые будут выплачиваться социальнонезащищенным слоям населения (к расчетам уже приступили),увеличить расходы бюджетных учреждений на оплатукоммунальных услуг и найти деньги на их покрытие. Задача неиз легких, но реализуемая, так как обязательная.Заседание кабинета министров 15 февраля началось с кадровыхвопросов. Сначала было поддержано предложение об увольнении(по собственному желанию) замминистра внутренних делВладимира Ботнаря. После этого на должность заместителяначальника Таможенной службы был назначен АнатолийБарбэрошие. Премьер Василий Тарлев в связи с этим отметил,что таможня является очень важной структурой и приход г-нБарбэрошие должен радикально изменить ситуацию к лучшему. Вчастности, глава кабинета обратил внимание на необходимостьминимизации человеческого фактора в рабочем процессе искорейшего завершения внедрения автоматизированной системыASICUDA.Дискуссии об эффективности управления государственной долейв ряде акционерных обществ ведутся давно. И вот на заседаниив среду Министерство экономики и торговли представило нарассмотрение Правительства проект поправок в некоторыезаконодательные акты, призванные устранить существующиенедостатки. Прежде всего, в этом направлении предполагаетсяусовершенствовать Регистр публичной собственности. Вчастности, речь идет о сборе более полной и правдивойинформации о результатах деятельности экономическихсубъектов, в которых государство владеет долями.По мнению авторов, в законодательстве нужно предусмотреть иправило о передаче полномочий по управлению госдолями в АОотраслевыми органами центральной власти на основанииконтракта (практика, применяемая с 2001 года, но незакрепленная в нормативных актах). Сегодня это необходимосделать и в связи с тем, что в процессе реорганизацииисполнительной власти, в большинстве случаев не оговорено,кому будут переданы права и обязанности той или инойструктуры. Предлагается утвердить на законодательном уровненеобходимость согласования с Агентством по приватизациилюбых решений об изменении доли государства в АО или размерауставного капитала. Эти изменения предложено внести в связис выявлением случаев, когда в результате проведениядополнительных эмиссий акций доля государства в уставномкапитале существенно сокращалась без его ведома. Известны ислучаи, когда в результате эмиссий с увеличением госдоли(внесение имущества), акции записывались на счета другихструктур. В пояснительной записке к проекту решенияобращается внимание на то, что поправки были предложеныпарламентской комиссией по экономической политике, бюджету ифинансам и Счетной палатой.Вокруг проекта начались бурные обсуждения. Члены кабинета,вникнув в его суть, пытались отстоять свои интересы. Назамечания Валериу Лазэр ответил, что все обоснованныепредложения уже были учтены, а проект предлагаетоптимальную форму повышения эффективности управлениягосдолями и ответственности представителей государства в АО.В итоге Василий Тарлев призвал министров утвердить документ,учитывая его важность. До публикации изменений минэкономикипоручено провести дополнительные консультации и устранитьвыявленные шероховатости.Правительство единогласно и без замечаний проголосовало завнесение поправок в Закон о предотвращении и борьбе сотмыванием денег и финансированием терроризма. Изменениепредусматривает снижение лимита операций, осуществляемыхфизическими и юридическими лицами, о которых должен бытьпроинформирован Центр по борьбе с экономическимипреступлениями и коррупцией. В случае одобрения нововведенийПарламентом, "подозрительными" будут считаться операции всумме, превышающей 200 тыс. леев. До сих пор под этукатегорию подпадают сделки в сумме свыше 300 тыс. леев дляфизических лиц и более 500 тыс. леев - для юридических.Внесение изменений осуществляется по рекомендациимеждународных организаций, в частности FATF.ЦБЭПК обращает внимание и на тот факт, что в соответствии снациональным законодательством в области борьбы с отмываниемденег, информация о "подозрительных" сделках, осуществляемыхнерезидентами страны, не предоставляется в центр. Этоправило противоречит положениям Конвенции об отмыванииденег, выявлении, секвестрировании и конфискации доходов,полученных в результате преступной деятельности. То есть,этот международный документ не оговаривает никакихограничений в процессе борьбы с вышеназванными явлениями. Помнению авторов поправок, наше законодательство предоставляютнерезидентам возможность использовать финансово-банковскуюсистему страны для перевода своих незаконных доходов,сокрытия источников их происхождения, что, естественно,может повредить имиджу республики на международном уровне.Об этом нашим экспертам намекнули их иностранные коллеги. Ивсе бы ничего, однако, если рекомендации не будут учтены иотражены в законодательстве, то международные структурымогут применить по отношению к Молдове санкции. А чтобы доэтого не дошло, ЦБЭПК предложил применять международныестандарты и у нас.Предложенные Министерством экологии и природных ресурсовпоправки к Кодексу о недрах направлены, как отметил министрКонстантин Михайлеску, на устранение несоответствий,существующих в законодательстве. По словам специалистов,изменения предусматривают перераспределение функций междугосударственными органами по управлению природнымиресурсами, защите окружающей среды и горному надзору.Другими словами, министерство настаивает на передаче емуряда полномочий, которые в настоящее время принадлежатСлужбе стандартизации и метрологии, которая с этим, конечноже, не согласна. В частности, речь идет о государственномгеологическом контроле.Пытаясь убедить министров в необходимости утвержденияпроекта, Константин Михайлеску сказал, что предлагаемыепоправки нужны для установления порядка и прозрачности впроцессе использования недр. А, учитывая тот факт, что новаяредакция кодекса, которая будет соответствовать всемстандартам, по плану должна быть представлена аж в 2007году, а утверждена может быть и в 2008, то это тем болееважно. Поток последовавших к проекту замечаний остановилпремьер. В итоге, согласившись с необходимостью принятияпроекта, но более качественного, он поручил главеминэкологии провести специальное заседание с представителямиотраслевых министерств и ведомств, Счетной палаты,Экономического совета и найти оптимальный вариант решенияпроблемы. Законопроект приняли за основу, но, судя по всему,он претерпит серьезные изменения.Согласились министры и с необходимостью улучшитьзаконодательство по лицензированию видов деятельности. Дляэтого утвердили специальный план, в соответствии с которымЛицензионная палата разработает предложения о внесенииизменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс обадминистративных правонарушениях (естественно, в частиужесточения наказаний). А для лицензирования таких видовдеятельности, как экспертиза товаров, проектирование садовыхи виноградных плантаций, импорт, хранение, использованиевзрывчатых веществ, защита информации и пр. будутразработаны отдельные регламенты. Список лицензируемых видовдеятельности может быть сокращен.
0