747

АППЕТИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ И БИЗНЕС-ИНТЕРЕСЫ

Содержать государственную машину с каждым годом становится все дороже. Ежегодный отчет Агентства по материальным резервам, госзакупкам и гуманитарной помощи свидетельствует о растущих потребностях государственных заказчиков, которые удовлетворяются как за счет бюджетов всех уровней (с прошлого года к ним присоединились фонды обязательного медицинского страхования), так и за счет специальных средств и фондов, а также прямых и гарантированных внешних заимствований. Такие широкие возможности для единения государственных запросов и бизнес-интересов нельзя сбрасывать со счетов. Не пора ли устанавливать лимиты затрат? Если в 2003 году посредством проведения тендеров, запроса ценовых оферт и закупок из единого источника зарегистрировано свыше 10 тыс. контрактов на общую сумму 2,048 млрд леев, а в 2004 году - свыше 17 тыс. контрактов на сумму 2,117 млрд леев, то в 2005 году (когда вступили в силу дополнения в закон о госзакупках и государственные органы получили право самостоятельно осуществлять закупки) число зарегистрированных сделок выросло до 23,3 тыс., а сумма превысила 3,2 млрд леев. И это не считая неавторизированных закупок (без конкурса можно покупать товары и услуги, общая стоимость которых не превышает 10 тыс. леев, а также работы - до 20 тыс. леев), прямых закупок электрической и тепловой энергии, природного газа, воды, услуг канализации и связи, а также услуг по транспортировке твердых бытовых отходов у предприятий-монополистов. Только внедрив единую электронную систему отслеживания всех финансовых потоков, обеспечивающих нужды государства, можно будет говорить об эффективности и прозрачности бюджетных расходов, считают специалисты агентства. В мировой практике экономия от правильной организации закупок доходит до 25% от цены закупаемых товаров. У нас же невозможно даже проследить, сколько и чего закупается. Статистика ведется несколько по иным критериям. К примеру, можно выяснить, что в прошлом году было объявлено 1691 тендер на закупку товаров и услуг. (Тендеры объявляются при закупке товаров, стоимость которых превышает 100 тыс. леев, и работ общей стоимостью свыше 1 млн леев.) В результате на конкурсной основе было заключено 5244 договора на общую сумму 1,8 млрд леев, т.е. более половины общей стоимости госзакупок прошло "на выборной основе". Существует и приблизительная градация конкурсного "рейтинга" дорогих товаров и услуг. На первом месте - 302 тендера - лекарства, парафармацевтические товары, медицинское оборудование и комплектующие к нему, на втором месте - нефтепродукты (216 тендеров), продукты питания занимают почетное третье место (170), далее следуют по убывающей автомобили и другие транспортные средства, компьютеры и офисная техника и т.д. Среди услуг традиционно лидируют строительные работы - в прошлом году принять участие в деле государственного благоустройства бизнесмены приглашались 259 раз. Показательной остается и статистика закупок посредством ценовых оферт: зарегистрировано 4521 договора на общую сумму 525,5 млн леев. "Следует отметить значительное уменьшение объема закупок из одного источника по результатам зарегистрированных агентством сделок в 2005 г., - говорит заместитель начальника управления по госзакупкам Тудор Потырникэ. - Это свидетельствует о возросшей ответственности заказчиков, с одной стороны, и о совершенствовании механизма госзакупок, с другой. После децентрализации функций госзакупок представители агентства стараются не участвовать в тендерах и появляются там только в спорных ситуациях, чтобы сохранить нейтралитет и оказать методологическую помощь. Поскольку агентство теперь выступает в качестве рефери и имеет право только запросить пересмотр результатов, или - в особых случаях - аннулировать результаты конкурса". Совершенствовать практику госзакупок поможет и принятое Правительством постановление о так называемом черном списке отказников. В этот реестр, по предложению министерств и ведомств, попадут те предприятия, которые не соблюдают условия контракта о поставках, были пойманы с фальсифицированными документами и прочие нарушители законодательство о госзакупках. Ограничение на участие в конкурсах будет действовать в течение года. К лету Правительству будет представлен новый законопроект о госзакупках, который сейчас разрабатывается с участием иностранных экспертов и который должен будет максимально приблизить эту практику к европейским стандартам и требованиям ВТО. Наряду с этим, должны появиться документы, регламентирующие порядок заключения контрактов на строительные работы и услуги по проектированию объектов с государственными инвестициями.Не все так гладко, как хотелось бы. По словам г-на Потырникэ, наиболее частым нарушением законодательства о госзакупках со стороны госорганов остается дробление заказов, чтобы уйти от проведения конкурса. Как свидетельствуют специалисты агентства, всплеск "мелких" закупок приходится на конец года, дабы использовать все отпущенные финансы. Так, в ноябре-декабре 2005 г. зафиксировано 120 таких случаев. Единственным выходом из этой ситуации является составление годового плана госзакупок и неукоснительное его выполнение. Другим тревожным фактором становится уменьшение числа желающих участвовать в конкурсах. Редко, когда в ряду соискателей насчитывается более 2-3 фирм-претендентов. О чем это говорит - о недоверии, о сговоре или о незаинтересованности бизнеса носить гордое имя государственного поставщика товаров и услуг, не известно. Несоблюдение сроков и нарушение тендерной процедуры - тоже нередкое явление. К примеру, из объявленных 1691 тендеров в 476 случаях, как скрупулезно подсчитали в агентстве, сроки представления оферт на конкурс были сокращены. О каком качестве и здоровой конкуренции может идти речь и тогда, когда в 20% случаев, по свидетельствам поступающих жалоб со стороны соискателей, госорганы не указывают четко требования к качеству и критериям отбора товаров и услуг и порядок предоставления документов. Жалуются предприниматели и на нарушение процедурных вопросов - вплоть до того, что на конкурсе участвуют уже вскрытые конверты с офертами, не оглашаются вслух все предложения соискателей и т.д. Но самое большое количество жалоб (75%) относятся к результатам самих госзакупок и выполнению заказчиком своих договорных обязательств. Самые "показательные" в этом смысле случаи относятся к закупкам лекарств и компьютеров. Сможет ли созданное Агентство по лекарствам изменить ситуацию и провести в первом квартале показательный общенациональный тендер по закупке лекарств для нужд страховой медицины? Факты - вещь упрямая. И пока они свидетельствуют не в пользу государственных заказчиков.Пожалуй, в этом контексте следует упомянуть об одном случае, создавшем прецедент в практике госзакупок, когда соискатель, не согласившись с результатами конкурса, обжаловал их в судебном порядке. И самое интересное - выиграл дело, оспорив решение конкурсной комиссии о нулевых результатах тендера по реконструкции очистных сооружений Кишинева, объявленного управлением капитального строительства столичной примэрии. "Мы подошли к конкурсу хорошо подготовленными, проведя предварительно аудит очистных сооружений и построив мини-электростанцию, инвестировав $20,5 млн. В конкурсе участвовали совместно с чешскими партнерами, имеющими большой опыт аналогичных реконструкций в странах Западной Европы и СНГ, - комментирует ситуацию генеральный директор СП "Energy Investment Group" Симеон Берзой. - Оспаривая результаты конкурса по составлению технико-экономического обоснования реконструкции с последующим проектированием станции биологической очистки сточных вод муниципия Кишинэу, мы дошли до Высшей судебной палаты, где доказали серьезность наших намерений и возможностей. Жаль только потерянного времени, которое могло быть использовано с пользой для дела. А о том, как важна эта реконструкция для столицы, рассказывать не нужно".
0