716

ЗАКОНЫ ВЕЗУЧИЕ И НЕВЕЗУЧИЕ

Состоявшееся во вторник расширенное заседание коллегииМинистерства финансов прошло почти незаметно дляобщественности, несмотря на присутствие на нем Президента РМВладимира Воронина. Главные бюджетные показатели,прозвучавшие на заседании, уже были известны. Правда, можнобыло ожидать специальных заявлений и поручений минфину всвязи с изменившейся ситуацией на рынках газа иэлектроэнергии. Но они не прозвучали..."Подорожание природного газа отразится на индексепотребительских цен в результате увеличения стоимостикоммунальных услуг и в менее значительной мере - повышенияцен на непродовольственные товары", - в тот же день заявилина своей пресс-конференции эксперты Центра экономическойполитики Института развития и социальных инициатив"Вииторул". Они прогнозируют замедление темповэкономического роста в 2006 году до 6%, в том числе впромышленности - до 5% (6,3% в 2005 году, на 2006 годкабинет министров закладывает 9%-ный рост). По оценкамЦентра, в 2006 году дефицит торгового баланса достигнет $1,4 млрд, объем внешнеторговых операций приблизится к $ 5млрд (это в два раза больше показателей за 2003 год),уровень инфляции составит 13% при обменном курсе 13 леев задоллар. Вместе с тем, эксперты отмечают, что в конце 2005года развернут проект стимулирования иностранных инвестицийOECD, который мог бы способствовать повышению уровняпривлекательности молдавской экономики, в том числе ееэкспортного потенциала.По более оптимистичным предварительным оценкамгосударственных чиновников, сохранение действующей цены нагаз означает безусловное выполнение бюджета. И при цене до $160 поставленные перед минфином задачи вполне реальны. Посамым предварительным подсчетам специалистов, при цене $ 160за 1000 куб. м газа бюджет не доберет, например, поподоходному налогу порядка 100 млн леев. Многое будетзависеть от тарифной политики, считают они. А что будет прицене на газ более $ 160? Пока говорить о необходимостикорректировок бюджета на 2006 год преждевременно, тем болеечто план 2005 года практически по всем бюджетным показателямперевыполнен, говорят представители от государства.По данным минфина на 1 января 2006 года, доходынационального публичного бюджета-2005 составили 13204,18 млнлеев, или 102,3% от плана. При этом сначала он был принят вдоходной части в размере 11462,41 млн леев, затем врезультате корректировок в июле и ноябре прошлого годаувеличен до 12913,32 млн леев. Уточненный план по доходамгосударственного бюджета на 2005 год выполнен на 100,6%(7793,98 млн леев), бюджетов административно-территориальныхединиц - на 106,5% (2137,69 млн леев), государственногосоциального страхования - на 99,5% (2943,1 млн леев), Фондаобязательного медицинского страхования - на 99,6% (408,37млн леев).По данным ГГНИ, по сравнению с показателями 2004 годаплатежи по НДС выросли в 2005 году на 9,3%, по подоходномуналогу - на 6%, по налогам на собственность - на 3,2%, поакцизам - на 7,1%, в соцфонд - на 28,4%, в Фондобязательного медицинского страхования - на 32%. В то жевремя задолженности по этим платежам снизились,соответственно, на 5,8% - в госбюджет, на 3,8% - в бюджетыадминистративно-территориальных единиц, на 30,3% - в бюджетгосударственного социального страхования, на 28,8% - в Фондобязательного медицинского страхования. Как подчеркнул всвоем выступлении на коллегии начальник ГГНИ СерджиуПушкуцэ, "в динамике бюджетных платежей за последние годынаметился стабильный рост".Планируя бюджет 2006 года, минфин имел в виду сохранениеположительных тенденций, в том числе и в отношении основныхмакроэкономических показателей. Предполагается, что ВВП в2006 году вырастет на 6,5%, обменный курс национальнойвалюты останется на прежнем уровне и составит 12,6 леев за $1, уровень инфляции снизится до 9,5%. Экспорт увеличится на13% в год, импорт - на 12%, торговый дефицит вырастет с $ 1млрд в 2005-м до $ 1,11 млрд в 2006 году. Среднемесячнаязаработная плата по экономике составит 1700 леев,увеличившись по сравнению с 2005 годам в номинальномвыражении на 23%, в реальном - на 12%. Эти показателизаложены минфином в расчеты доходов бюджета на 2006 год.Согласно прогнозам минфина, доходы национального публичногобюджета в 2006 году составят 16104,6 млн леев, в том числегосударственного бюджета - 9690,2 млн леев, бюджетовадминистративно- территориальных единиц - 3297,4 млн леев,государственного социального страхования - 4500,6 млн леев,Фонда обязательного медицинского страхования - 1527,7 млнлеев. Очевидно, что минфин ставит перед собой крайненепростую задачу. Правда, по данным ГГНИ на 1 февраля, суммапоступлений за январь 2006 года по налоговой инспекциисоставила 514,5 млн леев при плане 509,8 млн леев, или100,9%.Тем не менее, грядущее возможное подорожание газа нельзяснимать со счетов, говорят специалисты. Оно приведет нетолько к росту расходов и, соответственно, снижениюналогооблагаемой базы по подоходному налогу и платежей понему, но и, как результат, к сокращению оборотов и уровняпроизводства и потребления, а затем и к падению платежей поНДС и акцизам. Некоторой компенсации можно ожидать отдальнейшей легализации доходов бизнеса и населения на фоненалоговой либерализации, но, как сказал на коллегии ВладимирВоронин, "смирения от налогоплательщиков ожидать трудно,хотя в последнее время они всё больше жалуются не навеличину, а на характер администрирования налогов". Идобавил: "Совокупная налоговая нагрузка в нашей экономикесовсем не велика. В чем же дело, почему так много "шипенияот гуся"? А дело, видимо, в том, что очень мало добавленнойстоимости в нашем совокупном выпуске, соответственно, малочистого дохода, и небольшая в отношении к ВВП налоговаянагрузка превращается в солидную его часть".Вряд ли стоит сомневаться в том, что в более тяжелыхусловиях существующий уровень налоговой либерализацииокажется недостаточно сильным аргументом для выхода бизнесаиз тени. С другой стороны, очередной шаг назад в отношенииувеличения заработной платы бюджетников являетсядополнительным "риском" недобора платежей по подоходномуналогу.Бывают же невезучие законы. Закон об установлении основнойзаработной платы в бюджетной сфере из их числа. Его дваждыдорабатывали Правительство и Парламент. А уж о том, скольколет его ждут бюджетники, и говорить излишне. И вот вовторник Президент заявил, что закон не промульгирован ивозвращен в Парламент, потому что он "составленнеграмотно". Неправильно указывать в законе размерзаработной платы. Закон должен устанавливать лишь основныепринципы оплаты труда, а размеры ее определяютсяпостановлением Правительства, сказал Президент. Когда законбудет отредактирован в соответствии с этими требованиями,его можно будет снова рассмотреть. Сколько на этопотребуется времени? Сколько при этом можно будет сэкономитьбюджетных средств?Осведомленные чиновники утверждают, что об экономии речь неидет. Тем более что некоторые категории бюджетников ужедождались своего часа: с 1 января увеличены зарплаты всиловых структурах (на 30%), а с 1 декабря прошлого года - всистеме образования (на 40%), здравоохранения, культуры испорта (на 20-60%). Напомним, что повышение зарплат всехбюджетников в соответствии с принятой Парламентом версиейзакона потребовало бы 826 млн леев, из которых 580 млн леев- из доходов 2006 года, 246 млн леев - из оставшихся набюджетных счетах доходов 2005 года. Общая "экономия" отприостановления процесса увеличения зарплат чиновникам врядли стоит подобного решения со стороны главы государства,тем более что значительно сложнее бороться с коррупцией врядах "бедных" чиновников, чем "обеспеченных".Вместе с тем, пауза в этом процессе может быть использованадля обдумывания новой политики на предстоящий непростой длянашей экономики год, о чем на заседании коллегии Президентсказал очень сдержанно: "2006 год значительно сложнеепрошлого. Вам предстоит напряженная, вдумчиваяпрофессиональная работа. Я сознательно не приводил цифр нибюджета 2005, ни бюджета 2006 года. Во-первых, цифрамиизобиловали и доклад, и выступления, а во- вторых, цифры -это следствие правильных политик, четкой организации,строгого и неукоснительного соблюдения Закона, дисциплины,профессионализма и честности". Целью этой работы "является"полновесный" бюджет, в котором достаточно средств и насоциальные программы, и на государственные капитальныеинвестиции, и на образование, науку, культуру, и наподдержание общественного порядка, и на достойноемеждународное представительство нашей страны".Закон о бюджете на 2006 года должен быть везучим.
0