936

ПЛАН ПО БЮДЖЕТНЫМ РАСХОДАМ

На прошлой неделе Всемирный банк, Правительство РМ иМинистерство финансов представили проект "Менеджментпубличных финансов".Представляя проект, 1-ый вице-премьер Зинаида Гречанаяотметила, что одна из его целей - доступ налогоплательщиковк информации о том, как государство использует их налоги.Для этого будет создана автоматизированная система учетапубличных финансов. Некоторые шаги в обеспечениипрозрачности бюджетных расходов минфин сделал еще припрежнем министре: особые заслуги Зинаиды Гречаной впродвижении проекта в Молдове и в части его финансированияотметил глава представительства Всемирного банка в РМ ЭдвардБраун."Мы запустили процесс мониторинга публичных финансов, недожидаясь реформы, - говорит заместитель директорауправления синтеза бюджета Министерства финансов ЛюбовьИванчукова. - Информацию о бюджетном процессе мы публикуем с2004 года. Сначала мы размещали ее на сайте Национальногобанка Молдовы для внешних пользователей, затем на страницеминфина на официальном сайте Правительства. С этого года уМинистерства финансов будет собственный сайт, и на нем мыбудем размещать более развернутую информацию о бюджете, втом числе его планировании и исполнении, аналитическиематериалы и другое".По данным минфина, расходная часть государственного бюджетана 2005 год выполнена по всем компонентам на 93,9%, в томчисле по основным компонентам - на 100,2%, по инвестиционнымпроектам - на 86,6%, по специальным фондам - на 75,8%, поспециальным средствам - на 66,3%. Общая сумма расходовгосбюджета составила 8470,2 млн леев. Расходы насоциальные программы достигли 42,4% (около 3,6 млрд леев),на экономические - 14,2% (1,2 млрд леев), на оборону,обеспечение национальной безопасности и правопорядка - 9,6%(810 млн леев). Основные расходы бюджета (без специальныхсредств, специальных фондов и инвестиционных проектов)составили 6 954 млн леев, из которых, к примеру, насодержание персонала в 2005 году израсходовано 1 146,1 млнлеев (16,5% от общей суммы), на приобретение товаров и услугбюджетными структурами - 771,3 млн леев (11,1%), на выплатынаселению - 357,9 млн леев (5,1%), на "другие выплаты" -459,2 млн леев (6,6%). В прошлом году зафиксированзначительный рост по сравнению с 2004-м по основнымкапитальным расходам - 688,3 млн леев (9,9%) вместо 338,6млн леев (6,3%) в 2004 году, - и по трансфертам в бюджетыадминистративно-территориальных единиц - 1 465,6 млн леев(21,1%) вместо 865,9 млн (16%) в 2004 году.В течение нескольких лет бюджетные планы доходов у насперевыполняются, несмотря на текущие корректировки в сторонуувеличения (что, кстати, подтверждает необходимостьреформирования бюджетного процесса). Центральноеказначейство практически всегда располагает необходимымисредствами для удовлетворения заявок, поступающих отбюджетных организаций и учреждений в рамках их бюджетногофинансирования. Но, оказывается, правильно потратитьбюджетные средства не легче, чем их собрать.При планировании бюджета прогнозируемая сумма делится междубенефициариями в зависимости от их потребностей. Последниеопределяются долей их участия в выполнении различныхгосударственных программ. Делить деньги - процесс нелегкий.Каждый руководитель считает, что как раз его учреждению и"недодали". Поэтому, получив из бюджета затребованнуюсумму, руководитель ведомства должен нести ответственностьза ее полное освоение: показатель ниже 100% по расходамозначает невыполнение запланированных на бюджетный годгосударственных программ. Некоторое невыполнение расходнойчасти хоть и не считается криминалом, но и хвалить за такую"экономию" бюджетных средств не принято.В 2005 году план по расходам выполнен лишь немногимибюджетными учреждениями (да и те не по всем программам). Вих числе Генеральная прокуратура, Академия наук, компания"Телерадио-Молдова", Министерство культуры и туризма.Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности,Министерство здравоохранения и социальной защиты выполнилиплан расходов по статье "образование". Парламент освоилвыделенные из госбюджета средства на 99,3%, АппаратПрезидента РМ - на 88,6%, Министерство финансов - на 97%, втом числе служба финансового контроля и ревизий - на 99,7%,ГГНИ - на 96,7%, Таможенная служба - на 90%, Министерствоинформационного развития - на 74,7%, план финансированияаппарата Министерства экономики и торговли выполнен на75,5% и т.д.Причины низких показателей по исполнению бюджетных расходовразличны. В минфине склонны объяснять их, в основном,сложной процедурой госзакупок, в процессе которой тендер,бывает, проводится не единожды. Таким образом, договоры озакупке товаров или услуг заключаются с большим опозданием.Соответственно, если руководство оставило решение важных длявыполнения государственной программы вопросов на конецбюджетного года, то, как правило, осуществить закупку неудается. В новый год неосвоенные средства не переходят,больше денег на нее бюджет не даст. Вот проблема, которуюможно будет решить, в том числе повышая ответственностьруководителей за выполнение плана бюджетных расходов, какпредусматривает проект "Менеджмент публичных финансов".В помощь руководителям бюджетных организаций проектпредлагает введение института внутреннего аудита, задачейкоторого станет не только внутренний контроль финансовойдеятельности бюджетной организации, как происходит сейчас,но и рекомендации профессионалов с целью совершенствованияэтой деятельности и профилактики финансовых нарушений,которые предусматривает аудит.Как показывает практика, финансовая деятельность бюджетныхучреждений нуждается в серьезных корректировках. По даннымСлужбы финансового контроля и ревизий Министерства финансов,в 2005 году осуществлено 1024 ревизии и тематическихпроверок, из которых 630 согласно плану, остальные всоответствии с распоряжениями Парламента, Правительства,Министерства финансов и других. В результате проведенныхревизий был зафиксирован ущерб в размере 28,5 млн. леев (онпричинен государству бюджетными организациями!). Перерасходбюджетных средств публичными учреждениями, прошедшимифинансовый контроль, составил 22,8 млн леев. Суммаупущенного дохода в результате неэффективногоиспользования публичной собственности (сдачи в арендуземель, зданий, сооружений, озер, находящихся на балансеместных властей) составила 24,4 млн леев.Службой финансового контроля и ревизий доначислены бюджетныеплатежи на сумму 8,9 млн леев, передано в правовые органы218 материалов проверок на сумму 26,1 млн леев, возбуждено50 уголовных дел, составлено 663 протокола обадминистративных правонарушениях ответственных лиц,приняты решения о применении санкций на сумму 367,8 тыс.леев, из которых 298,2 тыс. леев возмещены лицами, виновнымив нарушениях. Однако многие из нарушений можно былопредупредить, применяя систему внутреннего аудита, считаютспециалисты. Например, в селе Извоаре Фэлештского районаобнаружен факт присвоения главным бухгалтером примэрии 71,4тыс. леев. Виновный выписывал заработную плату служащимпримэрии, несколько раз внося их в зарплатную ведомость ипревышая общий фонд заработной платы, не вносил в учет суммыполучаемых от населения местных сборов, арендной платы ит.д.Существенный перерасход средств был зафиксирован во времяпроверок в управлении образования, молодежи и спорта Единецв 2003-2004 гг. (3,9 млн леев), в Теленештской районнойбольнице (739,5 тыс. леев), в главном управленииобразования, молодежи и спорта примэрии Кишинева (835,5 тыс.леев), в примэрии одного из сел Дрокиевского района (488,5тыс. леев) и др. В селе Рудь Сорокского района не былизарегистрированы в бухгалтерском учете материальныеценности, полученные от экономических субъектов в видеоплаты исторических долгов перед бюджетом на сумму 1 196,7тыс. леев. В селе Купчинь Леовского района стоимость зданиядетского дома смешанного типа после ремонта, которыйобошелся бюджету (или налогоплательщикам?) в 3,3 млн леев,не была увеличена в бухгалтерском учете на соответствующуюсумму.В результате проверок деятельности некоторых районныхсоветов, муниципальных советов Кишинева и Бэлць и АТОГагаузии на предмет использования средств дорожного фондабыло обнаружено использование не по назначению 1,7 млн леевиз государственного дорожного фонда, которые в процессеконтроля были возмещены виновными. Кроме того, к 24предприятиям применены санкции в виде штрафов в размере176,2 тыс. леев за завышение стоимости строительных работ иматериалов и нарушение строительных нормативов.Так расходуются деньги молдавских налогоплательщиков. Угосударства достаточно поводов, чтобы не удовлетворятьсянынешним состоянием менеджмента публичных финансов.
0