876

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТИВЫ ДЛЯ "УМНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ"

В минэкономики готовят переход к новым принципам управлениягосударственным имуществом в целях обеспечения роста егокапитализации и роста доходов государства. Новый этапприватизации в Молдове начнется не ранее, чем кабинетминистров пересмотрит активы, которыми владеет государство.Проведя подробную инвентаризацию и анализ всех активовгосударства, специалисты Министерства экономики и торговлипришли к выводу - у государства есть шанс стать эффективнымсобственником.Анализ показал, что многие госпредприятия из года в годрегистрируют декапитализацию своих активов. Исследователиэтого феномена делают выводы, что отсутствие четкихмеханизмов администрирования государственной собственностисоздает возможность, как правило, для самих руководителейпредприятий, незаконного распределения доходов илигенерирования убытков. Что в конечном счете консервируетнеконкурентоспособные производства или ведет предприятия кбанкротству, не оставляя государству ничего, кромеобязательств. Изменение подходов к управлениюгосударственным имуществом, по мнению специалистовМинистерства экономики и торговли, заключается вприменении следующих базовых принципов:- Управление госсобственностью во всех ее формах должноосуществляться исходя из интересов собственника (т.е.государства);- Управление должно осуществляться скоординировано, чтопозволит эффективно управлять ресурсами и осуществлятьгосударственные инвестиции в предприятия, находящиеся всобственности государства;- Приватизация и реприватизация должны быть, прежде всего,инструментом повышения эффективности собственника и егоспособности инвестировать;- Приватизация должна осуществляться максимально прозрачно,а применяемые методы - обеспечивать принятие лучшегопредложения с минимальными возможностями влияниячеловеческого фактора при принятии решений.Для того чтобы ответить на вопрос, какая приватизация намнужна, необходимо оценить "основные средства государства":долевое участие в приватизированных предприятиях, активыгоспредприятий и так называемые "неорганизованные активы" -недвижимость, незавершенное строительство и т.д. Попредварительным оценкам, стоимость всех активов государствасоставляет свыше 43 млрд леев. "Провести эту работуоказалось непросто. Поскольку с 2001 г. администрированиегосударственных пакетов акций было передано отраслевыморганам, нарушилась единая система учета, - комментируетситуацию заместитель министра экономики и торговли ИгорьДодон. - В течение 2005 года Министерство экономики иторговли провело полный анализ и ревизию государственнойсобственности, в результате чего был выявлен ряд ключевыхпроблем в этой области. Отсутствие четкой информации осоставе и структуре государственных активов делаетпроблематичным эффективное управление, а также дальнейшуюприватизацию объектов, проведение их реальной оценки исовершенствование методов разгосударствления. Корпоративноеуправление на государственных предприятиях, за редкимисключением, не соответствует рыночным реалиям, не можетобеспечить развитие предприятий, привлечение инвестиций и -соответственно - рост доходов и капитализацию активов".Более того, считает Игорь Додон, происходит постепеннаядекапитализация некоторых государственных активов за счетпродажи неиспользуемых активов, сдачи их в аренду. Поэтомумы предложим Правительству пересмотреть децентрализованныйпорядок администрирования государственными пакетами акций иинициируем соответствующие изменения в законодательстве.Государство должно использовать эффективные методы и направах и обязанностях "хозяина" должно принимать решение, накаких госпредприятиях полученная прибыль будетреинвестирована, а на каких прибыль будет распределяться вформе дивидендов и будет инвестирована в другие, болееперспективные проекты. На этом этапе очень важноопределиться, в какие активы нужно инвестировать, какиенеликвиды продавать, а вырученные средства использоватьгосударством для капитализации других своих активов, либо надругие государственные нужды. Также нужно определить теактивы, в развитие которых государство готово привлечь напаритетной основе частный капитал. Эту идею поддержалипредставители МВФ. Заместитель министра считает такженеобходимым внести изменения в закон о госпредприятиях,которые позволят улучшить качество корпоративногоуправления. Разработан ряд первоочередных мер, которыепозволят решить проблемы в этой области и уже в текущем годуприступить к реализации новых принципов управлениягосимуществом.Надо менять системы менеджмента и привлечения инвестиций.Это работа огромного масштаба. Но она позволит предотвратитьразбазаривание государственного имущества и создатьпредпосылки для передачи предприятий новым эффективнымсобственникам посредством продажи акций или других методовразгосударствления. Подтверждением сказанному служитприобретенный республикой - не всегда негативный - опыт. Помнению экономистов, отсутствие четких прав собственности впереходный период из проблемы юридической превращается водну из главных макроэкономических проблем. Применяемыеметоды приватизации не всегда прозрачны, зависят от"человеческого фактора" и не всегда могут гарантироватьсоблюдение интересов государства и эффективность новыхсобственников. За примерами далеко ходить не надо. Большевсего проблем представляет сегодня механизм проведенияинвестиционных конкурсов, когда очень расплывчиво трактуетсяпонятие "инвестиции", что приводит к многочисленнымзлоупотреблениям.К сожалению, констатируют эксперты, приватизация не сталапанацеей. Приступая к приватизации, Правительстворассчитывало на активизацию рыночных сил, расширениеинвестиционных возможностей. Далеко не всегда эти расчетысебя оправдывали. Это не означает, что дальнейшаяприватизация отменяется. Сейчас государство должно тщательнопроанализировать итоги приватизации, и даже, быть может,сохранить за собой конкурентоспособные производства или те,которые обеспечивают энергетическую и продовольственнуюбезопасность страны, имеют для нее стратегическоезначение. Будет принят новый Закон об администрировании иразгосударствлении госимущества, концепция которогопредусматривает такие эффективные и современные методы, какконцессия, трастовое управление, партнерство государства счастным сектором и др.А продаже подлежат акции государства в тех предприятиях, вкоторых размер долевого участия не предоставляет государствувозможности эффективно влиять на их функционирование иликоторые не представляют стратегического интереса.Повторимся, что вырученные средства будут направлены наинвестирование приоритетных направлений, в инфраструктуру,капитализацию госактивов других предприятий.Стратегические активы, продажа которых будет все-такиодобрена государством, должны быть приватизированыпосредством коммерческих или инвестиционных конкурсов.Биржевые торги могут быть использованы в целях исключения"человеческого фактора", особенно когда речь идет о продажеконтрольного пакета акций. Следующий этап приватизациидолжен соответствовать понятию "умной приватизации".
0