1033

ДОГОВОРИВШИСЬ О ГЛАВНОМ, МОЖНО И ПОСПОРИТЬ

С 1 по 10 февраля в Кишиневе будет работать миссия МВФ, взадачу которой входит продолжение консультаций с властями РМв ходе подготовки новой Программы с Фондом. Насколько намизвестно, в центре переговоров будет самостоятельноподготовленный молдавской стороной Меморандум о намерениях,переданный во время декабрьского визита миссии МВФ вКишинев. В свою очередь, о позиции МВФ по ключевым вопросам,в определенной мере, можно судить по итоговому обзорудекабрьской миссии под названием "Заключительные замечания"(см. сайт www.imf.md). В этом документе приблизительно третьот объема текста посвящена обзору завершившегося года,остальные 2/3 - это тезисы к желательным, по мнениюспециалистов МВФ, действиям властей РМ на 2006 год исреднесрочный период. Так что, практически, уже началсяобмен мнениями об условиях, которые могли бы лечь в основудоговоренностей по новой Программе МВФ для РМ.Нам не удалось пока ознакомиться с текстом Меморандума,однако по поводу ключевых вопросов, изложенных в"Заключительные замечания", с нами согласился поговоритьновый постоянный представитель МВФ в Молдове Йохан МАТИСЕН.В "Заключительных замечаниях" я насчитал 15 пунктоврекомендаций, основанных на анализе ситуации по состоянию наконец 2005 года. И хотелось бы с помощью представителя МВФпрокомментировать хотя бы некоторые из них, чтобы еще большепрояснить внутреннюю логику этого документа.Но вначале я специально спросил постоянного представителяМВФ в РМ, не изменился ли подход "кредитора" к вопросу отом, какие темы должны оговариваться с "заемщиком" доподписания соглашения о новой программе. Спросил потому, чтовидные деятели Правительства в прошлом году делали заявлениядля местной прессы насчет того, что, по их мнению, МВФ вбудущем мог бы сосредоточиться исключительно на монетарнойполитике и агрегатах макроэкономики и не "опускаться" довопросов практических действий Правительства. ГосподинМатисен ответил, что у МВФ выработан единый подход квзаимодействию с властями стран-участниц Фонда, и Молдоване является исключением. "Всякая программа Фондаконцентрируется на двух аспектах - на макроэкономическихаспектах и на структурных преобразованиях".Постпред МВФ указал на текст подготовленных декабрьскоймиссией "Заключительных замечаний", в котором рекомендациипо проведению макроэкономической политики увязываются спрактическими шагами властей РМ. Тот же, достаточноконкретный характер рекомендаций отличает и замечания миссииМВФ относительно изменений в финансовой сфере. Поэтомупримем за аксиому, что МВФ считает необходимым оговариватьвсе вопросы, которые, так или иначе, затрагиваютмакроэкономику и финансовую политики страны. И это правилодействует не только на этапе подготовки нового соглашения,но и на этапе последующей мониторизации выполненияПрограммы. Думается, если различия в подходах к решениюзадач есть, то их следует не замалчивать, а согласовать входе переговоров. С другой стороны, пока не известно ниодного сколько-нибудь заметного "камня преткновения" на путик подписанию нового соглашения.Начнем с того, что специалисты МВФ высказывают мнение: в2006 году и последующие несколько лет экономические темпыроста в РМ "вероятно, сократятся, вследствие роста цен наэнергоносители и появляющейся нехватки рабочей силы".Комментируя этот тезис в ходе беседы, Йохан Матисен высказалудовлетворение тем, что Молдове удалось заключить договор напоставку природного газа на относительно неплохихусловиях. Но тот факт, что новая цена на газ не являетсяокончательной в среднесрочной перспективе - это факторриска, и его надо учитывать. Тем более что странапрактически не использует собственных источниковэнергоресурсов, поэтому не может варьировать ими и полностьюзависит от их импорта. Поэтому, пояснил представитель МВФ,повышение цен на газ и, в еще большей мере, нанефтепродукты, объективно создают негативный фон дляэкономики Молдовы.Однако общее снижение темпов роста в силу названных причинне фатально. Препятствовать внешнему росту цен наэнергоносители власти РМ не могут, однако у них естьвозможности для создания дополнительных внутренних стимуловразвития экономики. В частности, специалисты МВФ считают,что избежать значительного сокращения темпов роста экономикиможно за счет поощрения инвестиций, в первую очередь,частного сектора. "Я знаю, что ранее были разработаныхорошие стратегии движения по этому пути, они изложены сСЭРСУБ и Плане действий ЕС-Молдова. Думаю, следуетцеленаправленно двигаться в избранном направлении", -говорит Йохан Матисен. В "Замечаниях" декабрьской миссии МВФтакже, достаточно мягко, напоминается о желательностидальнейшего улучшения условий для предпринимательства и"более четкого определения роли правительства в экономике".И раз уж мы коснулись темы "рамок компетенции" МВФ, тоотмечу, что в последнем случае его пожелания выходят зарамки "структурных преобразований" и затрагивает тонкуюсферу, выражаясь языком философии, "институциональногоплана". Впрочем, абсолютной новизны этот пассаж из"Замечаний" в себе не несет - о необходимости осознания ролии задач Правительства (и, шире, всех государственныхорганов) уже говорили и писали наши местные идеологиразвития либеральной экономики. Однако, как прекрасно знаютсами специалисты МВФ, переделывать тип сознания деятелейполитики и экономики сложнее, чем вносить формальныекоррективы в политику и экономику. Пожалуй, это основнаятрудность на пути необходимых и частично уже намеченных вразличных стратегиях преобразований. И это надо постоянноиметь в виду.Но вернемся к конкретным тезисам, изложенным в последних повремени "Замечаниях". Уже в следующем пункте специалисты МВФрекомендуют властям, "ответственным за проведениеденежно-кредитной политики", "ставить своей целью уровеньинфляции равный однозначной цифре". Это пожелание нашивласти уже наполовину выполнили - заявив, что будутстремиться удерживать инфляцию в пределах 10%, и этого впрошлом году в итоге добились. Но есть пожелания иотносительно стабильности инфляции внутри периода. "Чемболее самоорганизована и флексибельна (отзывчива на вызовы)экономика той или иной страны, тем меньше амплитудаколебаний инфляции", - говорит Йохан Матисен. МВФвысказано пожелание, чтобы в будущем колебания темповинфляции в РМ не были бы столь значительными как, например,в 2004-2005 годах.Действительно, курс лея и тот стабильнее, чем инфляция,высчитываемая по множеству товарных позиций и потому,казалось бы, способная проявлять большую инертность кизменениям.Показателям инфляции уделяется так много внимания не тольков силу важности для макроэкономики. "В конечном итоге,инфляция представляет собой налог на сбережения внациональной валюте",- совершенно резонно замечаютпредставители МВФ. И, надо бы добавить, являетсядополнительным налогом, урезающим текущие реальные доходынаселения и хозяйствующих субъектов.Для достижения однозначного показателя уровня инфляции "вусловиях значительного притока иностранной валюты", считаютспециалисты МВФ, потребуются "дальнейшие усилия постерилизации со стороны НБМ, а также проведение жесткойналогово-бюджетной политики". Здесь хотелось бы немногопоспорить с представителями МВФ, то есть несколько сместитьакценты в приведенной выше цитате. Берусь доказать, чтовнутренними причинами инфляции в Молдове являются не столькообмен населением получаемой из-за рубежа инвалюты на леи,сколько растущие объемы таможенных платежей, поступающих вгосбюджет от импортируемых в страну товаров.Наверное, это не плохо, что за счет средств, собранных натаможенной границе, государство имеет возможностьфинансировать свои социальные программы. Но всему естьразумная, целесообразная мера. И эту меру надо соблюдать.Поэтому нельзя не согласиться с пожеланиями МВФ в адресвластей РМ проводить осторожную и сбалансированную налогово-бюджетную политику. Представители МВФ отмечают какположительный факт выполнение бюджета без дефицита. Но приэтом предлагают обратить внимание и специальнопроанализировать качество и состав государственных расходов,которые за последние два года выросли с 33 до 37 процентовот ВВП. Что, как мы поняли из объяснений, может означатьперекос в сторону излишнего давления на частный сектор.Поэтому, отмечая ряд положительных моментов, зафиксированныхв Законе о госбюджете на 2006 год, специалисты МВФ обращаютвнимание на предусмотренное в нем значительное повышениезаработной платы в бюджетном секторе. По их мнению, этоограничивает ресурсы для более высокого роста инвестиций,способствующих поддержанию развития экономики. В частности,на строительство и реконструкцию дорог и в другие сферыинфраструктуры. С этим трудно спорить. Однако содержащееся в"Замечаниях" указание на то, что рост зарплат в бюджетнойсфере "снижает возможности государства для смягчения ударапо уязвимым слоям населения в результате повышения цен наэнергоресурсы" - нам представляется неоднозначным. Ведьзначительная часть "бюджетников" - это как раз и есть"социально уязвимые слои". Так что самим представителям МВФможно было бы посоветовать более детально подойти к этомувопросу: ведь одно дело повышение зарплат учителям, и совсемдругое - увеличение расходов на содержание госаппарата,который можно и, наверное, уже пора решительно сокращать вчисленности.Мы бы могли продолжать анализ замечаний-пожеланий МВФ, ноограничения формата газетной статьи заставляют отложить этозанятие на более позднее время.Думается, что представители государственных органов во времяпереговоров с прибывающей на будущей неделе миссией смогутпрояснить отдельные моменты, и в пожелания МВФ будут внесенынеобходимые коррективы. В конце концов, как я убедился,пообщавшись с Йоханом Матисеном, представители МВФ лишьжелают в меру своей компетенции помочь молдавским властямболее эффективно преодолевать существующие проблемы и решатьстратегические задачи. Единственное, что может помещатьуспешным переговорам и сотрудничеству, это отсутствиеясности в чьих-то суждениях и действиях.
0