1067

СТОИТ ЛИ МОЛДАВСКОМУ БИЗНЕСУ ГОТОВИТЬСЯ К БЕБИ-БУМУ?

Когда я узнал, что в стране за последнее время появилисьсразу два производителя детской одежды, включая т.н."ясельный ассортимент", то есть прет-а-порте дляноворожденных и выше, первой мыслью было: в Молдовенаметился беби-бум!Термин этот, напомню, появился в США в 1946-1964 гг, когданаселение страны, отложившее на время войны свою любовь кдетям, начало активно реализовывать этот "отложенный спрос".Закономерно предположить, что после нашей "Великойдепрессии" рано или поздно и население Молдовы захочетзаняться воспроизводством утраченного населения. Однако,время, судя по всему, пока не пришло: по информацииминздрава падение рождаемости продолжается. Если за 11месяцев 2004 года в стране появилось на свет 35090 новыхчеловечков, то за тот же период 2005 - на 438 меньше.Видимо, без серьезных государственных усилий, процесс этотвспять не повернуть.На сегодняшний день господдержка заключается в следующем: в2005 роженица получала единовременно 500 леев, в 2006 будетполучать 800. Женщина, зарплата которой составляла 1000леев, получает в качестве "декретных" примерно $ 300. Затем,в течение двух лет, ее ежемесячное пособие составит 20% отзаработка, т.е. 200 леев. Если не учитывать разовые PR-акцииправительства (1000 леев и комплект белья тем, кто родился 1января и т.п.) - это все. Для сравнения, беби-бум 2004 г. вЭстонии породил, в частности, ордонанс, по которому один изродителей на выбор в первый год мог получать полную зарплатуна своем рабочем месте, но не более 1200 евро (это трисредних по стране). Успех был таков, что "декретный" периодсейчас продлен до 15 месяцев. В течение первого годагосударство потратило на программу 40 млн евро.Появление в Молдове новых предприятий "для детей" можнорассматривать только как импортозамещение. И, с большойнатяжкой, как реализацию принципа "Готовь сани летом".Рассказывает директор фирмы "ЛениКрис" Кристина Бужор:"Производством трикотажных изделий мы занимаемся с 1999года. Два года назад решили расширить ассортимент за счетясельного. Сейчас он содержит примерно 25 позиций,выпускаемые размеры от 20-28, т.е. начиная от новорожденныхи до 2-х летних детей.При внедрении ясельного ассортимента мы осознавали, на чтошли, но реалии оказались значительно сложнее. Это оченьтрудоемкий и не очень рентабельный ассортимент. К примеру,если для изготовления мужской футболки требуется всего 4-8швов, то для детского комплекта из четырех единиц количествоопераций от 32 и выше. Стоят же изделия в готовом видепримерно одинаково. Вот и получается, что бригада из шестичеловек производит за смену 70-80 единиц детскогоассортимента, либо один работник за то же время столько жештук мужского. Это отражается на зарплате, поэтому недавномы попробовали перейти на оплату не по расценкам заоперацию, а по обязательной ежедневной выработке. Идействительно, через месяц зарплаты выросли на 30%.Это не единственные сложности в производстве детскогоассортимента. К детской одежде - особые требования по ткани,по качеству шва, по многим другим позициям. И если мыначинали на оборудовании б/у, купленном у "Стяуа Рошие", тотеперь для поддержания качества мы вынуждены обновлятьстаночный парк за счет новых машин "Джуки", "Бразер". Насегодняшний день соотношение старого оборудования к новому -50/50.Кроме того, все детские изделия должны иметь сертификатсоответствия и гигиенический сертификат. Когда мы ихполучали в первый раз, действительно, пришлось помучаться.Зато потом продление, при нормально организованномпроизводстве и контроле, происходит почти автоматически. Всенаши изделия соответствуют ГОСТам.Для производства ясельного ассортимента мы используем, восновном, немецкое, 100-процентное хлопковое интерлочное ифутерное полотно. Объясню, в чем их преимущества. В Кишиневедействует, т.н. "тираспольский" рынок, куда раз в неделюторговцы привозят различные швейные изделия изПриднестровья. Так вот, детские вещи там, действительно,недорогие, но пошиты они, в основном, из текстильнойбайки. Она значительно дешевле: если трикотажное полотностоит $ 8/кг, то текстиль - 25-30 леев/кг. Текстильноеполотно не обладает таким необходимым свойством для удобстваношения изделия как растяжимость.Представьте, каково ребенку в таких ползунках. А как"кустари" изготавливают лекала: распарывают готовуюфабричную вещь и по ней шьют, не учитывая ни тип ткани, ниего растяжимость, ни усадку после стирки (обычно изделия из100% хлопка дает усадку 5-6 см ), ни требования ГОСТов. Врезультате "кустарные изделия" после первой стиркипрактически теряют внешний вид и возможность их дальнейшегоиспользования.Огромную долю молдавского рынка занимает импорт из Польши,Турции, Эмиратов. Я внимательно отслеживаю ситуацию и могусказать: по качеству наши - лучше. По дизайну, согласна,хуже. В Молдове нет такого предложения фурнитуры, не завозятпоставщики. Мы не применяем пока термонаклейки, используемвышивку, хотя в ближайшем будущем планируем это наладить. Поупаковке проигрываем: наше изделие продается в пакетах,импорт - в красивых коробочках. Зато по цене наши изделияполучаются процентов на 50 дешевле. Например, комплект, вкоторый входят ползунки, распашонка, кофточка, шапочка иварежки у наших дилеров стоит 90 леев. У импортеров - до180.У нас нет собственных торговых точек, только сейчасоткрываем первую в "Джамбо". Но с нами готовы сотрудничатьсамые разнообразные структуры. Изделия с ТМ "ЛениКрис" можновстретить в "УНИКе", "Джеминий", "Сан Сити", "Камелии", сетимагазинов "Карапуз". С недавнего времени - в "Метро".Рынок Молдовы очень ограничен, и любое расширениепроизводства предполагает выход за его пределы. Мы ведемпереговоры с итальянцами, есть небольшие контакты сроссийскими и украинскими коммерсантами, через "Метро"пытаемся выйти в Румынию. Но в этом случае уже нужныобъемы, намного превышающие наши нынешние.Сегодня в фирме работает 30 человек. Есть текучесть кадров(швей), не спорю. Поэтому мы попробовали, для начала,организовать нашим работникам цивилизованные условия труда.Взяли кредит, выкупили помещение, отремонтировали,предусмотрели комнату для приема пищи, нормальные санузлы,светлый цех. Специалистов пытаемся растить сами: взяли двухдевочек после техникума, знания у них есть, практическогоопыта никакого. Проводим их по всему технологическому циклу:начиная от работы на машинах и заканчивая разработкой лекал.Четыре месяца назад в селе Макарешты Унгенского районаначала работать фирма "Свибмагтекс". Вот что рассказала еедиректор Мария Ангелуш:"С 1991 по 2004 год я работала на "Стяуа Рошие". Последниечетыре года в должности начальника отдела маркетинга. Потомпредприятие закрылось окончательно. Нас в Макарештах - трисестры и два брата. Одна сестра сейчас в Италии. Ни я, нимои родственники за границу не хотим, хотим жить на Родине.У моей сестры были какие-то деньги, собирала на квартиру. Нокогда за границу "за лучшей долей" собрался мой сын, ясказала: "Хватит!". Пошла к ней и предложила вложить деньгив семейное предприятие. Потом взяли кредит.В селе было недостроенное здание правления колхоза. Мы еговыкупили, достроили. Сейчас там не только цех по пошивувещей детского ассортимента, но и парикмахерская, и ремонтобуви и одежды: нам нужно кормить пять семей и еще наемныхработников.Сейчас производим детский ассортимент: от грудничков до 14-летних. Собираемся шить одежду и для взрослых. Почему началис детского? Это сейчас более востребовано, на мой взгляд. Ипотом, жалко было: я в первый раз из Украины завезлаотличную ткань, чистый хлопок. Идеальную для детей. Мне жальтех, кто покупает малышам синтетику. Номенклатура - примерно30 позиций. Ползунки, кофточки, трусики, водолазки,костюмчики. Купили всю необходимую литературу, соблюдаемвсе ГОСТы. Продаем товар на своих торговых точках наБотанике и Буюканах, собираемся выйти на Центральный рынокКишинева. Так и мотаюсь с сумками между Унгенами истолицей".Это как раз тот случай, когда отечественные товарыполучаются не только дешевле, но и качественнее. Для тех,кто хоть немного знает, каким образом в Молдову поступаеттовар с 7-го километра однозначно ясно: никакимигигиеническими и прочими сертификатами там и не пахнет.Наценка, для продажи в торговых центрах, составляет от 100%и выше. Это не "УНИК", который принимает товары отмолдавских производителей и автоматически умножает их ценуна 1,2. Правда, при этом требует длинный набор положенных позаконодательству сопроводительных бумажек. Отдельнаякатегория, - белорусские товары. Там удалось сохранитьпрактически всю промышленность и кадры. Однако, в любомслучае, транспорт и прочие издержки делают эти изделия болеедорогими. Италия - да, вопросов нет. Кристина Бужорпризнает, что с итальянскими производителями им пока труднотягаться. Там и компьютерный раскрой (стоимость программы30-60 тыс. евро), и специализированные машины от 45 тыс.леев каждая (а нужно их не меньше 20-ти), и дизайнеры лучшиев мире, и материалы, включая фурнитуру, от лучшихпроизводителей. Но и цены у "фирменных" изделий для тех, ктопытается растить детей на государственную дотацию, совсемне по карману. Да и ладно: мы-то говорим об изделияхмассового спроса. А их производство, судя по всему, в страненалаживается.
0