781

"Волхвы не боятся могучих владык"

"Мы безусловно переживаем совершенно новый этап отношений с Россией... Русская культура и русский язык в Молдове всегда были символами европейскости нашей страны и частью нашего молдавского общенационального наследия. Но мы защищали и защищаем русскую культуру в Молдове не для того, чтобы нам кто-то аплодировал за рубежом... С другой стороны, не нужно и дезинформировать российскую общественность о молдавской русофобии, эти обвинения оскорбляют весь наш полиэтничный народ".(Из выступления Владимира Воронина на пресс-конференциипо итогам 2005 года)Изменить негативный стереотип, доказав, что Молдова - не русофобская страна, а законная наследница и продолжательница общей русской культуры, взялись инициаторы программы книгоиздания "Кантемир". В их числе - газета "Бизнес- Элита", Высшая Антропологическая школа, Национальный центр книги и прессы РМ и издательство Санкт-Петербургского института истории РАН "Нестор-История". Предполагается выпуск десятков книг исторического характера.Ответы на многие острые вопросы современности предложил искать в своей книге "Россия колдунов", вышедшей одной из первых, доктор исторических наук, генеральный директор издательства Санкт-Петербургского института истории РАН Сергей Ефроимович ЭРЛИХ. Пригласив "Труд-М" на презентацию программы.По утверждению автора, "бессарабца по рождению, еврея по происхождению, русского по культуре, европейца по цивилизации, историка по профессии", его труд предназначен тем, "кому небезразлична судьба своей страны".- Значит, и гражданам Молдовы? Но заинтересуют ли их Россия и ее колдуны?- Непременно. Ведь нас, возможно, ожидает общая судьба. Вот хрестоматийный факт: все кардинальные преобразования общественного устройства России, от Рюрика и Олега до Петра и Ленина, приводили к переносу столицы и, соответственно, центра цивилизации. Революция 1991 года - событие не менее радикальное. Оправданны ли сегодняшние пределы для русской цивилизации?Ведь и бывшие республики СССР - ее неотъемлемые части. Мы располагаем опытом трех преемственных "римских империй". "Первый Рим" обрел свое продолжение в цивилизации византийской. "Византизм" - в Российской империи. В обоих случаях центр цивилизации-продолжательницы находился на культурной периферии своей предшественницы. В какой из периферий может возникнуть четвертый "Рим"? Как уроженец Молдавии я предлагаю на эту роль кандидатуру моей маленькой родины. Был бы киргизом или азербайджанцем - наверняка нашел бы убедительные аргументы в пользу Киргизии или Азербайджана."Молдавский гастарбайтер пробивается в сложнейшей конкурентной среде Москвы, Рима и Лиссабона, строит в Тюмени и Петербурге особняки и небоскребы, пишет и исполняет прекрасную музыку, блестяще владеет программным обеспечением. Умение дышать сразу двумя легкими Европы открывает уникальные возможности". - Шутка? Или средство привлечь читателей?- В мире нет ничего невозможного. Но с моими рассуждениями о Молдавии можно и нужно спорить. Предлагаю в процессе чтения отрешиться от согревающего мою душу, но всего лишь одного из вероятных сценариев будущего. Первоочередная задача состоит вовсе не в том, чтобы назвать "преемницу", важнее обсудить сам принцип "централизации периферии" и параметры цивилизационного творчества. Обидно слышать равнодушные прогнозы СМИ о том, что наиболее вероятная судьба России - ассимиляция ее Западом.- Но вернемся к Молдове. Вы сказали: "нашел бы убедительные аргументы в пользу"... Какие, если не секрет?- На мой взгляд, вероятность перспективы молдавского будущего России была заложена в далеком прошлом, когда славянские предки русских в VI-VII вв. впервые встретились на Дунае с предками молдаван - волохами. Возвращаясь на север, славяне во время "карпатской стоянки" конца VII - начала IX вв. находились под колдовской властью волохов. Поэтому славянские жрецы и получили имя волхвов - тех, которые "не боятся могучих владык" (синоним слова "волох" в "Повести временных лет" или "Песни о вещем Олеге" - в ее пушкинской обработке). Традиции волохов, восходящие к кельтским "антигосударственникам" - друидам, в свою очередь, стали образцом для "жрецов" русской культуры. Они, интеллигенты, несомненные волохи по своему глубинному мировосприятию. Это третье, после языческих волхвов и православных священников, поколение русских "колдунов". Вместе с тем и молдаване сохранили свой колдовской импульс - своеобразный анархизм, стремление полагаться на собственные силы, не дожидаясь государственной милости "доброго царя". А значит, утверждение новой "колдовской" цивилизации будет происходить, как органичное возвращение "на круги своя" дунайской прародины. - Вы уверены, что молдаване этого хотят?- Прежде чем проект молдавской цивилизации будет принят в перерожденной России, он действительно должен овладеть массами в Молдавии. В этой связи было бы уместным вспомнить один из постперестроечных фильмов, где действие происходит на молдавско-узбекской границе. Как вы считаете: будет лучше, если эта граница пройдет по Днестру или по Аму-Дарье? Но если говорить серьезно, неизбежность осуществления проекта как бы предопределена: реальный выбор лишь между среднеазиатским, кавказским и молдавским будущим русской цивилизации. Если удастся превратить молдавскую "периферию периферий" из пограничной территории в ту, где осуществится творческий синтез западно- и восточноевропейской традиций, то у единой христианской Европы появится шанс сохранить себя. Для этого важно найти точку роста, способную запустить процесс преобразования географического центра Европы в центр цивилизационный.- И на роль "точки" подойдет, разумеется, Молдова?- Не могу согласиться с моими оппонентами, считающими, что моя родина слишком мала для исполнения этой великой миссии. Хотя воплощение идей действительно должно опираться на мощь современных армий и экономик, это верно лишь для периодов нормального развития. В эпоху цивилизационных кризисов, утраты обществом смысла существования, здоровый дух пересиливает могучее тело. Тем более это справедливо для утверждающейся информационной цивилизации, где решающей силой становится знание. Если же искать аргументы от истории, то можно напомнить, в какой крошечной и глухой римской провинции явился Сын Человеческий со своей всемирной Благой вестью. Микроскопические размеры Молдавии - обстоятельство благоприятное и потому, что в маленькой стране легче проводить преобразования. Ее успех не возбудит ревность, но вдохновит соседние страны на движение в сторону "единства противоположностей" христианской Европы.- Для исполнения такой миссии нужны и преимущества посерьезнее...- Они есть, вы их просто не замечаете. Прежде всего, синтез Запада и Востока воплотился в молдавском/румынском языке. Интеграция двух священных языков Европы - церковнославянского и латыни - оценена уже в первый строчке государственного гимна: "Наш язык - это сокровище". Действительно, это сокровище, завещанное первым тысячелетием христианства, не разделенным еще на враждебные лагери, своему третьему тысячелетию. Молдаване - я имею в виду политический взгляд на нацию как на сообщество граждан, объединенных идеей процветания своей страны - сочетают казалось бы взаимоисключающие основы восточного и западного "легких" христианской цивилизации: латынь и церковнославянский, латиницу и кириллицу. И это подтверждает их историческое предназначение стать лидерами западно-восточного синтеза и действительно единой Европы. Специфика страны состоит еще и в том, что ее трудовая миграция во все времена была направлена и на Запад, и на Восток. Молдавский гастарбайтер пробивается в сложнейшей конкурентной среде Москвы, Рима и Лиссабона, строит в Тюмени и Петербурге особняки и небоскребы, пишет и исполняет прекрасную музыку, блестяще владеет программным обеспечением. Умение дышать сразу двумя легкими Европы открывает уникальные возможности: Молдавия - от Атлантики до Тихого океана.- Вы всерьез верите в могущество печатного исторического слова?- Я убежден, что честно вношу свои пять копеек в развитие современной исторической мысли. Считаю, что трусливый отказ мыслить о грядущем лишает гуманитарное знание, по определению адресованное всему человечеству, всяких прав на признание его общественной необходимости, низводит "игру в бисер" до уровня собирания спичечных коробков. Я обращаюсь ко всем, поэтому стремлюсь, уходя от псевдонаучного стиля, приобрести как можно больше друзей-читателей.- Больше читателей - больше прибыли...- О, я знаю замечательную шутку на эту тему. Про молдавско-китайские отношения: если каждый китаец купит одну бутылку молдавского вина, Молдавия станет очень богатой страной. Примерно то же - с нашей прибылью. Нынешнее издание "России колдунов" - уже четвертый мой текст. От третьего по счету он отличается добавлением раздела "Анти-Эрлих", с неоднозначными отзывами на книгу известных ученых из России и Франции. Здесь же, в главе "PRo Moldova" собраны статьи молдавских авторов. Я очень хочу, чтобы мир признал: Молдавия может экспортировать не только расторопных рабочих, но и конкурентоспособные идеи. Елена ЦОРИНА.
0