1119

РЫНОК НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ С АУКЦИОНА?

Мы уже сообщали о том, что в примэрии Кишинева разработанпроект нового регламента по размещению объектов наружнойрекламы (см. "ЛП", № 48, 2005 г.). Любопытно, но еще три дняназад этот проект мало кто из операторов рынка видел. Что,впрочем, стало уже закономерным. За все годы существования"наружки" рекламопроизводителей никогда не допускали кпроцессу разработки какого-либо документа, регламентирующегоих деятельность. Проекты доставали через седьмые руки, такслучилось и на этот раз (в т.ч. и с помощью "ЛП"). Итак, наэтой неделе руководители трех ведущих рекламных агентств -"Varo-Inform", "Neorama" и "StandArt" - дали своикомментарии о том, что собой представляет проект регламентаи как он, в случае его утверждения, может повлиять на работурынка наружной рекламы.Появления документа ожидали давно, к тому же в прошлом годуоператоры отправили в главное управление архитектуры иградостроительства примэрии свой вариант нового регламента.Сделать это им предложил бывший мэр, к которомупредприниматели обратились с просьбой приостановить хаос нарынке "наружки". Чиновники на протяжении полугода так и неудосужились его рассмотреть, затем проект рекламщиков ивовсе где-то затерялся. В документе, который сочинилисотрудники отдела наружной рекламы столичной примэрии,содержатся кое-какие выдержки из варианта, предложенногобизнесменами. Однако проект получился, мягко говоря, сырой.В нем нет целостности, напрочь отсутствует механизмреализации некоторый требований.Взять хотя бы концепцию по размещению наружной рекламы.Здесь должен быть представлен анализ развития отрасли ипредложения о том, как эффективно скорректировать работу.Вместо этого основные положения концепции содержат что-товроде отчета о работе главного управления по архитектуре иградостроительству в сфере наружной рекламы. Т. е. сколькоавторизаций было выдано с 1995 по 2004 гг., сколько из нихпродлено, и какие суммы за это выручены. Во-первых,количество выданных авторизаций вообще никак не отражаетразвитие отрасли. Во-вторых, не указано число участниковрынка. До сих пор никто не знает, сколько их на самом деле(сами операторы полагают, что их около сорока, пять изкоторых крупнейшие). И куда ушли 19,5 млн леев, выплаченныеза эти годы владельцами авторизаций. Из прессыпредприниматели узнали, что эти средства аккумулировались вспециальном фонде, за счет которого финансировалась идеятельность главного управления по архитектуре иградостроительству. Получается, что все это время оникормили чиновников.Также в концепции дана информация о том, что в 2003 годурост сетей по наружной рекламе был приостановлен и следующийэтап состоит лишь модернизации того, что уже имеется. Нотолько за два последних года рынок увеличился вдвое!Получается, что запрет на появление новых рекламных щитов,введенный Муниципальным советом чуть больше года назад,всего лишь фикция? Операторы утверждают, что мораторийсуществует, но распространяется он только на рекламныеагентства. Сегодня на заводах и в мастерских в работенаходится еще порядка 100 конструкций, которые научились"клепать" за пол цены. Так, если конструкция со щитом 3 x 6м стоит от $ 2,5 тыс., то вышеуказанные изделия заказчикуобходятся в $ 700- 800. Подобные конструкции устанавливаютсяночью. Как правило, их укладывают в сырой бетон неизвестногопроисхождения, ни о каком армированном каркасе и речь неидет. Если конструкция рухнет, концов не найти: безымянныещиты перепродают по нескольку раз и найти первоначальноговладельца, который является ответственным лицом,невозможно.Что касается рекламных агентств, то около года многие из нихсуществуют вообще без авторизаций. Еще в феврале, послевступление в силу закона о "гильотине" ведущие операторыобратились в главное управление по архитектуре иградостроительству с просьбой выдать авторизации на каждуюконструкцию. Им было отказано по той причине, что каждый щитсначала нужно проверить. Значит, 10 лет щит стоял, за негорегулярно платили, а правильно ли он стоял, чиновники незнают. Но кто мешает выяснить им это сейчас? Никакогоответа. Поэтому бизнесмены чувствуют себя неуютно,особенно когда вчитываются в некоторые статьи проекта.К примеру, один из пунктов гласит, что авторизация наразмещение рекламы аннулируется, если истек срок еедействия. На этом основании можно ликвидировать половинурынка "наружки": срок старых разрешений истек, а новыеоператорам не выдают.Также в самом регламенте не сказано, что такое конструкция ичто такое изображение. Нет четкого представления о том, чтодолжно авторизироваться. Хотя где-то между строк понимаешь,что это касается конструкции. Вот эта размытость терминовможет привести к необоснованным действиям чиновников. Еслитвоя "картинка" идет в разрез с законом, ты получаешьпредупреждение от муниципальных властей, если не реагируешь- аннулируется авторизация. Но она выдается наконструкцию, причем тут картинка? Это административноеправонарушение, меру ответственности за котороеустанавливает суд.Очередной "перл" говорит о том, что конструкция выполняетсясогласно технической документации, заверенной вустановленной форме. Сразу возникает вопрос, в какой?Новичку в рекламной индустрии будет вообще непонятно кудаобращаться, и что с кем согласовывать. Еще один пунктзапрещает установку конструкций, информация на которыхпоявляется не одновременно. Т. е. запрещены роллеры, гдеэлектронная информация поступает постепенно. Но к этомуможно отнести и все электронные панно.Приводится список улиц, где к установленным щитампредъявляются особые требования. Например, старыеконструкции следует заменить на щиты с более современнымдизайном. Что такое старый и современный дизайн? Каковдолжен быть срок давности и кто определяет степеньмодернизма в дизайне? Некоторые участники рынка полагают,что это, скорее всего, относится к предприятиям торговли иуслуг (объявления о мойке машин, оптовой продажи товаров), укоторых многие рекламоносители выглядят не лучшим образом.Но поскольку четкости в этом нет, под одну гребенку могутпопасть все щиты, внешний вид которых может не понравитьсячиновнику.Также в проекте регламента сказано, что все щиты должны бытьзакрытыми, чтобы внутренние конструкции были не видны. Кемне видны? Под каким углом не видны? В мире частоиспользуются панно, где архитектурный замысел основан именнона максимальном выделении этих "ребер".Сегодня у многих рекламных агентств и так нет стимулаустанавливать конструкции по последнему слову техники. Такиещиты могут стоить до 160 тыс. леев и нет никаких гарантий,что через год в выдаче авторизации предпринимателю будетотказано. Согласно проекту регламента, всю эту "махину" надобудет самостоятельно демонтировать в пятидневный срок.Амортизация новой конструкции составляет 10% в год, исписать ее можно будет через девять лет. Т. е. все этовремя, тонны железа надо будет где-то хранить и отнюдь незадаром.Споры вызвал пункт, где говориться, что паспорта наразмещение рекламоносителя будут выдавать за отдельнуюплату. Закон о рекламе запрещает любые дополнительныевыплаты, кроме указанных в Налоговом кодексе. К тому женепонятно, почему примэрия решила монополизировать этоправо? Многие из рекламщиков могли бы поучаствовать втендере на разработку таких паспортов и выдавать их заденьги.Но самым болезненным оказался раздел, запрещающий размещениебольше 4 щитов на пересечении улиц. Кто станет владельцем"золотых" мест, определит аукцион. Однако непонятно, чтоявляется предметом аукциона. Земельный участок площадью в 2кв. м? Авторизация? Но это временный документ, который неподлежит продаже. А продаваться с аукциона будет право наразмещение рекламоносителя. Но это та же авторизация и сэтим трудно спорить. Но если аукцион все же будет иметьместо, тогда необходим еще один регламент, в котором должнобыть четко определено: кто участвует в аукционе, кто будетруководить процессом, какие ставки будут разрешены и в какие"фонды" уйдут деньги?Участники рынка опасаются, что к аукциону будут допущены всежелающие и тогда произойдет концентрация рынка в рукахнескольких компаний, не имеющих никакого отношения крекламному рынку. Уже сегодня происходит скупка рекламныхмест одной влиятельной корпорацией, которая просто отдает ихв аренду рекламным агентствам. Именно такие "монстры"станут первыми скрипками на аукционе. Остальные будутзализывать раны и отстаивать свои конструкции на периферии.Или залезут в кабалу с помесячной выплатой аренды.В этом деле много белых пятен. И если не привлечь самихрекламщиков к процессу их удаления, не выиграет никто. Стоиткому-то из них подать в суд, и регламент, если он будетпринят, не вступит в силу годы.
0