995

СМЕНА ОРИЕНТИРОВ ИЛИ “ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ” В ЕВРОПРОСТРАНСТВЕ

МОЛДОВА - ЕС Главная тенденция уходящего года - страна поворачивается лицом к Европе. К этому нас обязывает теперь не только заявленное желание, но и подписанный план действий Молдова - ЕС. Ответную реакцию Евросоюза мы сможем ощутить уже с начала наступающего года. В ответ на либерализацию нашей экономики и связанных с этим регуляторной реформы и улучшения бизнес-климата Европа предоставляет нам доступ на свои рынки, что, как утверждают специалисты Минэкономики и торговли, крайне выгодно для Молдовы. И если главным событием уходящего года экономисты вышеупомянутого министерства называют именно этот факт, то наступающий год пройдет под знаком переговоров Еврокомиссии о переходе Молдовы в следующую преференциальную торговую группу. Впереди у нас маячит новый режим - автономный. А это значит, что основные товары, составляющие экспортный потенциал республики, - вино, сахар, текстиль, сельхозпродукты - появятся на прилавках Евросоюза. А Молдове представится уникальная возможность торговать в свободном беспошлинном режиме и с восточными (Россией и СНГ) и с западными (ЕС) соседями.МОЛДОВА - РОССИЯКонец уходящего 2005 года запомнится переговорами с другим нашим основным партнером - Россией - о поставках газа и новой цене на него. Политика это или экономика - споры об этом еще ведутся, хотя подобной ответной реакции нашей северной соседки стоило ожидать в свете сложившихся геополитических реалий. Как бы то ни было, стоимость голубого топлива для нас еще не установлена, и соответственно наше представление о последствиях этого не обрело ясных и четких очертаний. Министр экономики и торговли Валерий Лазар утверждает, что удара для молдавской экономики не будет, а производственники бьют тревогу.В этом году Молдова перенесла еще два серьезных удара, связанных с ухудшением отношений с Россией. В мае Федеральное агентство по фитосанитарному контролю и надзору России запретило ввоз в страну растениеводческой продукции из нашей республики. Основанием для этого стали четыре случая поставки молдавской фирмой виноградных саженцев с нарушением фитосанитарных норм. Самые приблизительные потери от карательной меры составили для отечественных сельхозпроизводителей свыше 100 млн. долларов. Запрет на ввоз сельхозпродукции, несмотря на предпринимаемые действия со стороны Молдовы, до сих пор не снят. Другим ударом стало отключение электроэнергии новыми собственниками Молдавской ГРЭС. ЗАО “Интер РАО ЕЭС”, входящее в холдинг РАО “ЕЭС России”, в августе приобрело 49% акций ЗАО “Молдавская ГРЭС” и стало единоличным владельцем станции. В ноябре менеджеры Молдавской ГРЭС сообщили о прекращении поставок электроэнергии правобережной Молдове и Одесской области Украины. Причина называется чисто экономическая - отказ потребителей платить поставщикам по новым тарифам, возросшим из-за удорожания природного газа. Пока потребители не ощутили на себе последствий этого шага. В настоящий момент электроэнергию мы покупаем у Украины, которая на днях объявила о своем желании поднять цену на нее. Заключены форс-мажорные договоры и с Румынией, которая стала третьим по значению нашим торгово-экономическим партнером благодаря усилившимся молдавско-румынским контактам на всех уровнях.Кроме этих магистральных тенденций, в стране произошло несколько знаковых событий, часть из которых напоминаем читателю. КАПИТАЛ ИДЕТ РУКА ОБ РУКУ С КРИМИНАЛОМ На Фондовой бирже Молдовы в начале года была зарегистрирована крупнейшая сделка по продаже пакета акций третьего по величине финансового учреждения Молдовы - “Викториабанка”. Свой пакет акций (23,03%) продала компания “Danube Fund Ltd” (Кипр). Владельцами ценных бумаг на 55,3 млн. леев стали четыре юридических лица из Молдовы. Спустя полгода председатель правления банка Виктор Цуркан был арестован по обвинению во взяточничестве. Утверждают, что за этим беспрецедентным арестом стоял один из новых акционеров банка. Криминальная подоплека сквозит и в истории с инвестором, обеспечивающим КРУПНЕЙШИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В микроэкономическом плане его реализацию специалисты Минэкономики называют самым важным событием года. Частная компания “Azpetrol” стала главным акционером в АО “Терминал” на юге Молдовы, обязавшись вложить в проект 185 млн. долларов. Это крупнейшая иностранная инвестиция за всю историю существования независимой Молдовы. Запуск нефтеналивного терминала предполагается произвести в начале марта следующего года.Между тем в октябре, накануне парламентских выборов в Азербайджане, стало известно об аресте в Баку руководителя нефтяной компании “Azpetrol” Рафика Алиева. В офисе компании, на долю которой приходится более 70% розничной торговли нефтепродуктами в республике, был проведен обыск. Специальным президентским указом отправлен в отставку министр внешнеэкономических связей Азербайджана Фархат Алиев - брат Рафика Алиева.ВИНОВНИК Многие важные события в молдавской экономике связаны с ее основной отраслью - виноделием. Ставший уже традиционным фестиваль вина выявил из 18 претендентов на награду нового лидера в соревновательной гонке его производителей. Гран-при за особые заслуги в развитии виноградарства и виноделия присужден АО “Dionysos-Mereni”. Если в 2002 году объем производства на предприятии оценивался в 25,2 млн. леев, то в 2004 году он увеличился вдвое. Рентабельность продаж составила 30%. Однако вновь не обошлось без криминала. Генеральный директор фирмы-победителя 34-летний Александр Билинскис незадолго до вручения награды подвергся нападению неизвестных: его “мерседес” был обстрелян из автоматического оружия.ВИНО ЗНАКОМИТ МИР С МОЛДОВОЙИменно благодаря вину о Молдове вновь заговорили: государственный комбинат качественных вин “Малые Милешты” внесен в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель крупнейшей в мире коллекции вин. По словам генерального директора предприятия Михая Мачука, коллекция состоит из полутора миллионов бутылок свыше 80 различных винных наименований. Средний возраст бутилированного вина - 20 лет. Примерно 70% - красные вина, 20% - белые и 10% - десертные. Бутылка самого дорогого вина из коллекции продается по цене 480 евро без учета налогов. Общая протяженность искусственных штолен предприятия составляет около 200 км. «НЕЗАВЕРШЕНКА» ОБРАТИЛАСЬ В ТОРГОВЫЙ ГИГАНТ В Кишиневе в начале марта открылся еще один крупный торгово-развлекательный комплекс “Jumbo”. “Гигант среди гигантов” построен на месте советской “незавершенки” за два с половиной года. В шестиэтажном здании разместилось более 300 мини-маркетов, 14 предприятий общественного питания, среди которых бары, рестораны, кофейни, а также казино, бильярдная, интернет-клуб, кинотеатр на два зала. Сумма инвестиций в проект превысила 6 млн. долл., общая площадь здания - 35 тыс. кв. метров. ВОЙНА С «СЕКОНД-ХЭНДОМ»Правительство отменило в августе собственное постановление о запрете импорта и торговли бывшими в употреблении товарами. Несколько сот торговцев в течение недели устраивали митинги в столице, прерывая движение транспорта в центре города. “Мы погорячились и не учли социального эффекта данного решения”, - объяснил министр экономики и торговли Валерий Лазэр. По самым скромным подсчетам, только в Кишиневе подобным товаром торгуют около 5 тысяч человек. Примерно 130 тысяч жителей столицы время от времени пользуются рынками “секонд-хэнд”. ПУТЬ В НИКУДАСилами предприятия “Железная дорога Молдовы” (ЖДМ) впервые была проложена колея длиной 42 километра. Год назад после резкого ухудшения отношений c Кишиневом Тирасполь объявил о создании собственного железнодорожного предприятия и выходе его из состава госпредприятия ЖДМ - последней экономической структуры, действовавшей на обоих берегах Днестра. Ветка Ревака - Кайнары - первый масштабный проект подобного рода за последние 50 лет. Его стоимость составляет 27 млн. леев. Строителям понадобилось всего семь месяцев для прокладки колеи. Однако большого экономического эффекта новая дорога принести не может. Основной транзитный путь по-прежнему пролегает по линиям Одесса – Бендеры - Кишинев - Яссы, а на севере - Одесса - Галац.АВТОБУСЫ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВМЕСТО МАРШРУТОКПравительство Молдовы приняло постановление, запрещающее использование для перевозки пассажиров переоборудованные микроавтобусы. Оно вступит в силу с января 2006 года, при этом транспортные средства будут сниматься с маршрутов по мере истечения срока действия их лицензий. Одобренный документ также предусматривает замену действующих маршруток 500 более вместительными автобусами и троллейбусами среднего класса. Сейчас по городу курсируют 2000 маршруток. Одновременно объявлен тендер на поставку техники. В нем приняло участие полтора десятка фирм, среди которых“Ивеко”, “ЛАЗ”, “МАЗ”, “МАН”, “Мерседес”. Средняя цена за единицу общественного транспорта варьирует в пределах от 84 до 200 тысяч евро.НА РЕСПУБЛИКУ «НАБРОСИЛИ» ЕЩЕ ОДНУ СЕТЬ В Молдове вводится в эксплуатацию телефонная сеть в стандарте CDMA-2000 на частоте 450 мегагерц. Работы проводятся АО “Молдтелеком” и китайской компанией “Huawei Tech Investment”. К декабрю 2005 года уже освоено 720 млн. леев. Эти средства были использованы на установку 100 базовых станций, прокладку сетей. Прием сообщений, включая пользование фиксированной телефонной связью, стал возможным для жителей 170 сел, еще в 130 населенных пунктах ведутся работы. Ожидается, что до конца года пользователями CDMA станут около 35 тысяч абонентов. Расценки на услуги CDMA не превысят действующих тарифов на обычную телефонную связь. Владимир Александрич, Татьяна Борисевич
0