967

Уровни НЛП

Нейролингвистическое программированиеНейролингвистическое программирование - великолепно зарекомендовавший себя инструмент поиска и получения результата. Не имея собственной глубокой идеологии (мистики), НЛП предоставляет средства тем, кто имеет цели. В основе НЛП лежат принципы здравого смысла:- Если у кого-то что-то получилось, он сделал это как-то. - Это можно выяснить и повторить.Технология выяснения этого составляет суть технологии НЛП, его ядро.Уже выясненные представляют собой продукт: техники НЛП. Обучение НЛП предусматривает сертификацию международного образца. Существуют тренинговые семинары трех уровней.НЛП-ПрактикОбучение на семинаре 1-го уровня знакомит с приемами и принципиальным подходом НЛП к достижению результатов. Сертифицированный НЛП-Практик обладает достаточным навыком для эффективного применения уже выделенных техник НЛП.НЛП-МастерВторой уровень обучения предоставляет участникам ядерную технологию НЛП: инструмент для выделения структуры опыта человека и ее трансляции другим для достижения сходных результатов. НЛП-Мастер в состоянии создавать собственные техники НЛП.НЛП-ТренерНа завершающей ступени официального обучения НЛП (неофициальное обычно продолжается на нестандартных, специализированных тематических семинарах и, главное, в собственном опыте) те НЛП-Мастера, кто заинтересован в передаче навыков НЛП другим коллегам, обучаются приемам быстрого встраивания навыков НЛП, работе с группой, формированию тренинговых программ и знакомятся с последними достижениям НЛП в мире.Квалификационный стандарт Межрегиональной Ассоциации центров НЛПВведениеКвалификационный стандарт Ассоциации опирается на нижеследующие предпосылки:-В основе повседневной практики специалистов в области НЛП лежит здравый смысл. Мы понимаем его как прагматическое мышление, описываемое формулой ; - Квалификация специалистов в области НЛП, таким образом, не зависит от количества по НЛП, равно как и от количества часов, проведенных на обучающих мероприятиях. Нас интересуют лишь владение полезными навыками, передаваемыми и разрабатываемыми в традиции НЛП; -Навыком мы считаем достижение бессознательной компетентности в воспроизводстве паттернов, техник и форматов. Сознательная компетентность желательна, но обязательной не является. Уровни НЛП-Мастер и НЛП-Тренер требуют большей сознательной компетентности, чем уровень НЛП-Практик; -Уровень квалификации специалистов в области НЛП определяется не сертификатом, а возможно более VAK-очевидными результатами (описаны ниже); -Сертификат любого уровня (и ) свидетельствует о том, что его предъявитель желает (или некогда пожелал) такой сертификат иметь и демонстрировать; -В качестве условного доказательства сертификат удостоверяет лишь то, что его предъявитель некогда побывал на соответствующем сертификационном семинаре и на тот момент продемонстрировал достаточный (по мнению ведущего) уровень навыков; -Каждый тренер вправе добавить свои требования к сертификации, равно как и перевести критерии в разряд . В этом смысле настоящий стандарт является необходимым минимумом. Его превышение приветствуется; -Минимализм данного стандарта призван способствовать развитию различных направлений и подходов в области НЛП на достаточно широкой общей основе. Такую внутреннюю гибкость мы полагаем необходимой для развития НЛП в целом и его адекватного соответствия современным запросам; -Моделирование - сущность и ядро НЛП - мы отделяем от , которые полагаем продуктом НЛП. В этом смысле мы различаем НЛП и техники НЛП, которые, в строгом смысле, НЛП не являются, принадлежа куда более широкому контексту; Межрегиональная Ассоциация центров НЛП приветствует создание и воспроизводство транслируемых навыков, а также достижение VAK-очевидных результатов и на этой основе сотрудничает с любыми специалистами, независимо от их формальной принадлежности к тому или иному направлению.Квалификационный стандарт для уровня НЛП-ПрактикУровень владения навыком НЛП - - предусматривает:Обязательно:- Калибровка: Навык отслеживать изменения в микро- и макроповедении партнера по коммуникации и соотносить эти изменения со своим поведением и изменением окружающих обстоятельств, чтобы своевременно вносить изменения в свое поведение.- Подстройка: Навык (на основе калибровки) согласовывать свое невербальное и вербальное поведение с поведением партнера по коммуникации с целью достижения сотрудничества.- Ведение: Навык (на основе калибровки и подстройки) оказывать воздействие на партнера по коммуникации с целью организации его поведения в соответствии с желаемым результатом.Триада образует состояние раппорта, который и характеризуется сотрудничеством партнера по коммуникации, его сознательной и/или бессознательной помощью в достижении желаемого результата.- Якорение: Навык фиксации и произвольного вызова эмоционально-физиологических состояний у себя и у партнера по коммуникации с использованием внешних стимулов.- Работа с субмодальностями: Навык фиксации и произвольного вызова эмоционально-физиологических состояний у себя и у партнера по коммуникации с использованием различий в воображаемом представлении субъективного опыта.В том числе:- Навык вызова измененного (трансового) состояния у партнера по коммуникации формальными и неформальными средствами (, скука, перегрузка, насыщение, прерывание паттерна и др.).- Навык формулирования прямых и косвенных внушений (Милтон-модель).- Навык разделения речевой и фактической реальностей и организации воздействия на фактическую с использованием средств речевой (Мета-модель, рефрейминг).- Навык воспроизвести любую технику НЛП, продемонстрированную или описанную для данного уровня. (Сюда относятся как широко распространенные техники, так и техники, создаваемые НЛП-Мастерами для уровня НЛП-Практик).Ввиду того, что перечень конкретных техник НЛП отличается от семинара к семинару и от тренера к тренеру (с развитием НЛП появляются все новые), мы полагаем невозможным предложить полный список техник. Все техники, изучаемые на курсах , мы полагаем примерами, предназначенными для развития главного: навыка воспроизведения любой техники, формализованной в традиции НЛП для уровня практика - по описанию и/или предложенной демонстрации. Окончательный выбор демонстрируемых техник предоставляется тренеру. Приблизительный список приводится ниже.Желательно:- Владение техниками совмещения якорей (коллапс, наложение, усиление, цепь).- Владение техниками работы с субмодальностями (выявление и сдвиг критической субмодальности, изменение убеждений с использованием субмодальностей, , и др.)- Владение техниками личностного редактирования (, , , , , , и др.)- Знакомство с идеей глазодвигательных паттернов. Калибровка движений глаз и соотнесение их с организацией памяти и воображения партнера по коммуникации.- Знакомство с подходами к постановке цели (Хорошо сформированный результат, Спецификация цели, SMART, Первый шаг и др.)- Знакомство с концепциями логических уровней (Бейтсон, Дилтс и вариации).- Знакомство с моделями SCORE и ТОТЕ.Мы исходим из того, что при наличии обязательных навыков квалифицированный НЛП-Практик в состоянии овладеть желательной тематикой. Тем не менее мы рекомендуем тренерам включать материал из раздела в семинары: для тренировки на этих примерах обязательных навыков.Квалификационный стандарт для уровня НЛП-МастерУровень владения навыком НЛП - - предусматривает:Обязательно:- Навык активного обучения себя неформализованной способности, умению (Моделирование). Для этого:- Навык владения собственным состоянием (создание и изменение), включая состояние или .- Навык извлечения структуры субъективного опыта (Процесс моделирования).- Навык формализации полученной структуры (Фиксация результатов моделирования, включая вычитание).- Навык встраивания полученной структуры себе и другим (Формирование техники НЛП).Именно владение навыком моделирования мы полагаем существенным отличием квалификационных уровней НЛП-Практик и НЛП-Мастер. Так отличаются грамотный пользователь и разработчик.В том числе:- Приемы моделирования на основе наблюдения (калибровки).- Приемы моделирования на основе подражания (имплицитное).- Приемы моделирования на основе сознательного выделения паттерна.- Приемы моделирования микростратегий на основе наблюдения движений глаз.- Стратегия моделирования на основе ТОТЕ.- Подход к моделированию на основе логических уровней.- Подход к моделированию на основе выявления критериев (фильтров).- Встраивание с использованием внешней помощи (подсказки оператора).- Встраивание с использованием организации окружения (создание условий).- Встраивание через упражнение (тренировку).- Встраивание внушением (и самовнушением).- Встраивание демонстрацией (примеры).- Создание интегрированных техник встраивания навыка.Мы обращаем внимание, что важно не само по себе знакомство с тем или иным подходом к моделированию, а умение извлечь ключевые элементы неформализованного навыка, научиться самому и передать навык другим - любым эффективным способом. Разнообразие и гибкость в таких способах приветствуются, как весьма желательные. Желательно:- Использование современных подходов к моделированию и встраиванию изменений: Нового Кода НЛП, Системного НЛП, КонфайнментR-моделирования, идеи мета-состояний и др.- Владение навыками Системного НЛП для моделирования и трансформации организационных структур.- Выявление стратегий запоминания, воспоминания, мотивации, воображения, проверки на правильность, принятия решения и др.- Рассмотрение мета-программ, как примеров уже выявленных паттернов.- Разбор примеров готовых техник, форматов, моделей с точки зрения моделирования и встраивания (Модель Уолта Диснея, Стратегия рационального питания, Стратегия реагирования на критику, Модель прощения, Модель работы на линии времени, Модель везения и др.)Так же, как и в отношении уровня , мы полагаем, что при наличии обязательных навыков квалифицированный НЛП-Мастер может самостоятельно (в том числе самостоятельно привлекая коллег) разобраться в разделах. Мы по-прежнему рекомендуем тренерам включать материал из раздела в семинары, если позволяет время, фокус внимания и оригинальный стиль работы.Квалификационный стандарт для уровня НЛП-ТренерУровень владения навыком НЛП - - предусматривает:Обязательно:- Навык выявления системной структуры встраиваемого навыка.- Навык выделения ключевых элементов и связей этой структуры.- Навык организации воздействия на ключевые элементы и связи для обеспечения интенсивного обучения.- Навык работы в групповом контексте.Умение встраивать навык быстро и более, чем одному человеку одновременно - суть квалификации НЛП-Тренера. Мы можем сказать, что НЛП-Тренер - это НЛП-Мастер в приложении к контексту интенсивного группового обучения.В том числе:- Использование возможностей системного моделирования.- Навык прямого воздействия на бессознательную компетентность участников тренинга.- Навык использования многослойной коммуникации (одновременное обращение к сознательному и бессознательному вниманию, настоящему, прошлому и будущему контексту).- Навык установления раппорта с группой.- Навык работы с метасообщениями.- Навык поддержания ресурсных состояний (своих и участников).Желательно:- Собственное понимание тренером структуры курсов , и . Если НЛП-Тренер специализируется на проведении сертификационных курсов, такое понимание становится обязательным. В общем случае от НЛП-Тренера требуется сознательная компетентность в контексте проводимого им тренинга.- Практика системного моделирования.- Опыт ведения тренингов на основе моделей НЛП.- Информированность о текущем положении дел и новостях в сообществе НЛП. В заключение мы еще раз хотим подчеркнуть условность квалификационных уровней и наличия сертификатов перед лицом VAK-очевидных результатов.
0