Станет ли Кишинев в два раза больше?
Один из вариантов плана строительства столицы Молдовы - расширение ее границ за пригороды Вот уже почти неделю в столичном Музее истории Институт городского развития (урбанистики) и мэрия столицы проводят необычный эксперимент. Суть его в том, чтобы мы, кишиневцы, сами решали, как дальше строиться нашему городу. Мэрия рассчитывает, что это будет ответ критикам, жалующимся на отсутствие плана генерального строительства Кишинева. Похоже, скоро план появится. И каким он будет, зависит, - или должно зависеть, - от нас, кишиневцев. «Или город растет вширь, или мы строим второй его этаж» На выставке, где посетителям представлены планы центра столицы, сотрудница Института урбанистики Лилия Марджиняну собирает анкеты с пожеланиями горожан. - Многие из них, - говорит Лилия, - касаются транспорта. Люди предлагают свои варианты решения этой проблемы Кишинева. Вообще, Кишинев сейчас на распутье. Впереди выбор. Или город расширяется и поглощает пригороды (Яловены, Дурлешты, Аэропорт). Или мы отказываемся от расширения и начинаем «эффективно использовать площадь, которую уже имеем». Говоря проще, строить еще один уровень города. Кишинев тогда станет фактически двухъярусным. Столице, в принципе, подходят оба варианта, потому что оба они хороши. Но какой лучше - решают кишиневцы. В зависимости от их голосования, а также от мнения экспертов, Кишинев и выберет, каким ему быть. Полвека назад в Кишиневе было два района Почти половину столетия назад, в 1960-м году, власти Кишинева тоже стояли перед подобным выбором. Строиться вширь или ввысь? Выбран был первый вариант. Причин несколько. Во-первых, Кишинев был тогда городом совсем маленьким и состоял всего из двух (!) административных районов. Во-вторых, было свободное пространство - те самые пустоши, холмы и виноградники, на которых возникли новые районы Чеканы, Рышкановка. Жителей в городе было всего 215 тысяч! Для сравнения: по данным переписи 1989 года, Кишинев насчитывал 720 тысяч горожан (с жителями пригородов). На схеме из кишиневского путеводителя 1961 года (см. рисунок) черным цветом очерчены существовавшие тогда районы. Штриховкой помечены не существовавшие тогда, - а ныне реальные, - районы столицы. И, кстати, о проблеме транспорта. В 1961 году в Кишиневе было всего четыре троллейбусных (сегодня - 28) и одиннадцать автобусных маршрутов. КСТАТИ Самое необычное предложение касается разгрузки городских дорог. Безымянный кишиневец хочет, чтобы водители грузовых машин при въезде в город... сдавали свои фуры и грузовики на специальную парковку. А взамен получали малолитражный автомобиль. И ездили бы на нем все время пребывания в столице. Покидаешь Кишинев? Сдавай малолитражку, получай свой грузовик обратно, и до свидания. У вас есть предложения интереснее? Приходите в музей и заполняйте специальную анкету.