ЗАЧЕМ НУЖНА МОЛДОВА БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ?
- Сергей Николаевич, создается впечатление, что между чиновниками от образования и остальными членами педагогического сообщества Молдовы возникли некоторые разногласия по вопросу внедрения в нашей стране новых критериев высшего образования, известных под названием Болонский процесс. Если это действительно так, то что послужило причиной? - Действительно, разногласия существуют. Постараюсь в нескольких словах пояснить суть. Дело в том, что каждая современная система высшего образования имеет устоявшийся комплекс определенных традиций, так сказать, школу. Очевидно, что одна из целей Болонского процесса - унифицировать все эти школы, подогнать их под общие критерии оценки как по объему предлагаемых студентам знаний, так и по качеству преподавания, да и подготовки специалистов в целом. Основы ныне действующих систем организации подготовки специалистов высшей школой закладывались десятками, а в некоторых случаях и сотнями лет. Естественно, те высшие учебные заведения, которым удалось накопить свои традиции и более того - стать источником передового опыта для других вузов, автоматически являются противниками любой унификации высшего образования. Приведу пример: ни Сорбонна, ни Оксфорд, ни Московский государственный университет, наверное, не испытывают особой необходимости в унификации, так как всем известно, что подготовка в этих вузах престижна, одна из лучших, а вышедшие из их стен специалисты безработными или невостребованными никогда не остаются. Поэтому я считаю, что на самом деле нет необходимости ломать сложившиеся стереотипы и заменять их некими новыми. При этом ломка получается двойной, ведь меняется не только сама система высшего образования, изменения затронут и профессорско-преподавательский состав - тех, кто вырос в рамках своих школ и является носителем передового опыта - Как это может отразиться на образовании в Молдове? - Что касается нашей страны и интересов ее высшей школы, то, уверяю вас, в Молдове действует несколько высших учебных заведений, традиции которых общепризнанны, в том числе и в странах дальнего зарубежья. Профессиональная подготовка кадров высшей квалификации всегда велась в Молдове на высоком уровне. С другой стороны, в последний период появилось множество учебных заведений, тоже считающихся вузами. Однако им так и не удалось сколько-нибудь проявить себя в создании собственных традиций подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Это естественно: нельзя за год-два, да даже и за десяток лет создать свою школу. Такие вузы не являются носителями передового педагогического и методического опыта. И именно для них выгодны всякого рода унификации. В существующих условиях введение Болонского процесса в Республике Молдова становится вопросом в некоторой степени декларативным. Оно представляет собой несомненный плюс в рамках объявленного страной курса на евроинтеграцию и в то же время имеет и некоторый минус в плане игнорирования опыта, накопленного национальной высшей школой. И это, как я уже говорил, в первую очередь затрагивает наши научные и педагогические кадры. Если строго следовать всем рекомендациям Болонского процесса, многие нынешние преподаватели вузов, не имеющие ученых степеней, могут остаться без работы. - Повлияют ли эти негативные аспекты внедрения Болонского процесса на национальную систему высшего образования? - Обратите внимание, в нашей стране практически не существует доступных статистических данных, отражающих потребности экономической и социальной сферы в специалистах с высшим образованием. Четко не определено, сколько необходимо Молдове педагогов, инженеров и т.д. А если учесть еще и разброс по специализациям, становится очевидной полная неясность этой проблемы. Посмотрите, сколько у нас в год выпускается юристов и экономистов! Примерно по 15 тысяч. И в то же время всего 2,5 тысячи педагогов. Отсюда следующий вопрос: какое количество специалистов с высшим образованием, подготовленных вузами Молдовы, способно гарантированно найти себе работу по избранной специальности? И другой аспект - если уж говорить о некоей международной системе, то кем подсчитано, сколько специалистов с высшим образованием, полученным в Молдове, необходимо в других европейских странах? Таких подсчетов попросту не проводилось, а дискутировать на эту тему сторонники форсированной унификации почему-то избегают. Простая логика подсказывает, что тех, кто найдет себе работу по специальности за рубежом, будет немного. Ни для кого не секрет, что в развитых странах ощущается острая нехватка специалистов среднего звена, то есть тех, кто получил узкое профессиональное образование. В качестве кого востребованы наши граждане в странах Европы? Большое количество отечественных специалистов с высшим образованием работает в Италии, Германии, Португалии, Греции, и я не думаю, что полученная ими профессиональная подготовка низкая или не соответствует современным требованиям. И что же? 99% из них занято не просто в среднем звене, но еще и вне всякой связи с полученной в вузе специализацией. Они используются как обслуживающий персонал с низким, по меркам этих стран, уровнем заработной платы, а далеко не как работники интеллектуальной или административной сферы. Так почему же мы так уверены, что наших специалистов с вузовской подготовкой Европе нужно больше? Вот вам и повод для разногласий. Лица, компетентные в области международного рынка труда, должны были изучить все данные, произвести расчеты и после этого сделать заключение о целесообразности перехода на новые образовательные критерии. Абсолютно понятно, что если хотя бы полпроцента от общего количества наших специалистов будет востребовано в других странах Европы, это уже будет хорошо. Но ведь и сейчас определенное количество выпускников вузов Молдовы трудоустраивается в развитых странах по специальности. Их очень мало и это, как правило, лучшие из лучших. И никаких проблем, связанных, например, с нострификацией документов об образовании в странах пребывания, у них не возникает. Бизнесмену или начальнику нужен высококвалифицированный специалист, способный выполнять возложенные на него обязанности, а получил этот работник высшее образование по одно- или двухуровневой системе подготовки - никого не волнует. Исходя из вышесказанного, предлагаю задаться вопросом: стоит ли ради этого полпроцента выпускников ломать устоявшиеся традиции лучших высших школ страны и в целом процесс профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием? Кроме того, переход на высшее образование в рамках Болонского процесса потребует соответствующих финансовых затрат. И пока абсолютно непонятно, оправдаются ли эти вложения. Следующая проблема: в рекомендациях Болонского процесса совершенно не учитывается личность будущего специалиста. А ведь мотивация личности и комплекс психофизических характеристик того или иного индивида - это очень консервативные показатели. Они, конечно, меняются, но только с течением очень длительного времени. Не изучив личность в конкретных исторических и социально-экономических условиях и не разработав четкой профессиограммы по каждой специальности, очень трудно полагаться на удачные результаты процесса унификации системы высшего образования. Это большой и, как мне кажется, неоправданный риск. - То есть вы считаете, что высшее образование должно быть товаром штучным и более элитарным, нежели унифицированным и приближенным к среднему профессиональному образованию? - Вопрос поставлен абсолютно правильно. И не только я придерживаюсь такой точки зрения. Элитарность высшего образования во многом определяется традициями той или иной высшей школы. Уровень же квалификации специалиста, его мастерства определяется прежде всего его личностными качествами, которые, как я уже говорил, непременно должны учитываться в процессе подготовки. Возьмите профессии, подразумевающие высокий уровень ответственности или степень риска. При обучении таких специалистов сходу отметается весь опыт, полученный ими в иных областях, не имеющих прямого отношения к выполняемым обязанностям. В первую очередь учитывается потенциальная пригодность личности к овладению данной профессией. А именно: наличие четкой мотивации и соответствующих психофизических качеств. Таким образом, нельзя игнорировать роль личности как в овладении избранной специальностью, так и в дальнейшей профессиональной деятельности в качестве специалиста, мотивация деятельности которого должна определяться в первую очередь социальной востребованностью. - А правда ли, что введение Болонского процесса может вызвать существенный отток студентов из высших учебных заведений? - И эта проблема, замечу, весьма серьезная, тоже существует. Действительно, введение критериев Болонского процесса может оттолкнуть возможных абитуриентов. Любой думающий человек, даже имеющий самые высокие мотивации, перед тем как поступить в высшее учебное заведение, задаст себе вопрос о том, сможет ли он завершить полный курс обучения. Дело в том, что, исходя из рекомендаций Болонского процесса, курс подготовки специалистов в вузе разделен на два уровня: так называемый университетский - три года и мастерат - еще два. И проблема перехода с одной ступени на другую очень непроста. Ведь вопрос поставлен так, что к мастерату будет допущено где-то 50% от исходного числа обучавшихся. Фактически, чтобы получить диплом о законченном высшем образовании, студент, проучившись первые три года, вновь должен пройти конкурсный отбор. Естественно, многие хорошо подумают перед тем как подать документы в вуз. И все равно половина из них не будет иметь возможности завершить полный курс подготовки. А чем эти, отсеявшиеся, будут заниматься дальше? Ведь уже не первый год в Молдове для того, чтобы получить нормально оплачиваемую работу, необходимо предъявить диплом о высшем образовании. Вне зависимости от необходимого уровня квалификации для той или иной специальности. - Сергей Николаевич, таким образом, мы приходим к тому, что неудовлетворительно работает система среднего профессионального образования? - К сожалению, система среднего профессионального образования подверглась практически полному развалу. Еще раз обращаю ваше внимание - в свое время в Молдове было около десятка флагманов высшего образования. Их можно было пересчитать по пальцам. А к середине 90-х годов прошлого века количество так называемых высших учебных заведений настолько увеличилось, что для их подсчета не хватило бы пальцев рук нескольких человек. Их чуть ли не 60. Понятно, что эти учебные заведения выполняют какую-то образовательную функцию, однако ту подготовку, которую они дают своим выпускникам, высшим образованием можно назвать чисто номинально. Таким образом, в Молдове это условно высшее образование заполнило нишу среднего специального. - Нет ли опасности, что в результате применения критериев Болонского процесса мы придем к ситуации, когда не сможем обеспечить потребности национальной экономики в специалистах с высшим образованием и в то же время получим значительное количество граждан с “неполным европейским”? - Вполне возможно. Ситуация усугубится еще и тем, что те, кто закончит полный курс высшей школы, в приоритетном порядке будут искать себе применение вне нашей страны, как это сейчас и происходит. А дополнительный стимул в виде “образования по европейским стандартам” вполне может вызвать их отток за рубеж с последующим оседанием там в качестве неквалифицированных работников. И мы вновь возвращаемся к половине процента тех, кто действительно сможет “выйти на европейский уровень” в профессиональном плане. Некоторые европейские страны - та же Швеция, которая является членом Болонского процесса уже более пяти лет, никак не торопятся перейти к двухступенчатому высшему образованию, ожидая, чем же завершится глобальный эксперимент. Таким образом, объективность требует признать, что Республике Молдова в рамках ее европейских устремлений было бы целесообразно не столько реформировать систему высшего образования, сколько восстановить и унифицировать систему среднеспециального. Такой подход весьма благоприятно скажется и на состоянии национальной экономики. Беседовал Семен Никулин Ежегодно в Молдове выпускается по 15 тысяч юристов и экономистов и всего 2,5 тысячи педагогов. Отсюда вопрос: какое количество специалистов с высшим образованием, подготовленных вузами Молдовы, способно гарантированно найти себе работу по выбранной специальности? Наблюдается парадокс - в Молдове условно высшее образование заполнило нишу среднего специального. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана “Декларация о европейском пространстве для высшего образования”. Основная цель программы действий, начало которой и положила Болонская декларация, – “создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования”. Задачи Болонского процесса заключаются в следующем: * Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. * Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенном и послестепенном. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или доктора, как это принято во многих европейских странах. * Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов - как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами. * Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: * для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; * для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом. * Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. * Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. В процессе активно участвуют национальные министерства образования, сеть информационных центров по признанию дипломов, Европейская комиссия, университеты стран ЕС, Конфедерация ректоров ЕС и Ассоциация европейских университетов. 90% европейских стран, в том числе Молдова (с 2005 года), являются членами Болонского процесса.