619

К отопительному сезону столица готова

На вопросы читателей «Комсомолки» в ходе «Прямой линии» ответил экономический директор АО «Термоком» Виталий МОРИЙ О том, когда начнется отопительный сезон - Добрый день! Это из Бельц звонят, меня зовут Олег Николаевич. Меня интересует вот что: когда официально включат отопление и что будет с севером республики? - По нормам отопительный сезон объявляется тогда, когда на улице три дня подряд держится среднесуточная температура ниже +80С. Владельцы домов (муниципальные предприятия, ассоциации или кооперативы) подготавливают паспорта готовности, и если в доме трубы и батареи в порядке и нет домов по оплате, мы такие дома подключаем к теплоснабжению. Что касается севера Молдовы, как и впрочем всей республики, здесь сохраняется такое же правило: ниже +80 С - подается тепло. Думаем, что наши коллеги в северных городах подготовились к зиме не хуже нас. Со стороны же «Термокома» никаких проволочек не было и нет. Столица к отопительному сезону готова. Другое дело, что жилые дома могут быть либо технически не подготовлены, либо являются должниками. Их к теплоснабжению мы не подключим. О том, подорожает ли отопление % - Здравствуйте, меня зовут Ирина Викторовна, я из пригорода. Меня интересует такой вопрос: будет ли изменен действующий тариф на отопление. Если да, то когда и насколько? - Тариф изменен будет. И обязательно, ведь все цены растут. Таковы законы рыночной экономики, особенно в условиях высокой инфляции. Действующий тариф на отопление установлен был шесть лет назад - 1 июля 1999 года. Назовите мне хоть один товар на рынке, который продается по цене шестилетней давности. За это время составляющие теплоэнергии возросли: электроэнергия - в 1,5 раза, вода - в 3 раза, газ - в 1,3 раза, ремонтные материалы - в 3-4 раза. Как может «Термоком» в этих условиях не поменять тариф? Несколько межведомственных комиссий вместе с организациями, защищающими права потребителей, изучали вопрос тарифа на теплоэнергию. Они однозначно определили, что он должен быть повышен. Неделю назад очередная такая комиссия завершила свою работу с такими же выводами. Осталось решить лишь один вопрос - когда и насколько. - Но ведь и так отопление является самой дорогой коммунальной услугой, равнозначной всем остальным вместе взятым. - Во всем мире теплоснабжение населения субсидируется государством через механизм местных бюджетов. Необходимость подключения этого механизма в нашей стране уже назрела и могу вас заверить, что вопрос обсуждается. Какое будет принято решение - неизвестно. Хотя система субсидирования работала у нас до 2000 года - бюджет субсидировал около 45 процентов стоимости потребляемой теплоэнергии, а остальные 55 - оплачивались населением. К сожалению, сейчас это уже не практикуется. - Значит, тариф вырастет, и нам все-таки придется еще больше раскошеливаться? - Боюсь, что да. О неплательщиках % - Здравствуйте, меня зовут Людмила Егоровна, я проживаю по улице Мирон Костин. Исправно плачу за все коммунальные услуги и лично у меня долгов нет. Я знаю, что дома с низким процентом оплаты «Термоком» обещает не подключать к отоплению. Получается, в моей квартире зимой будет холодно, а разве я должна страдать из-за своих соседей? - Да, действительно, из-за недобросовестных потребителей страдают и те, кто расплачивается за тепло регулярно. «Термокому» поставщики ресурсов отпускают газа, электроэнергии и воды столько, за сколько уже оплачено. И если платишь меньше, значит, меньше и отпускают. Тогда снижается качество отопления, а, значит, страдают все - добросовестные и недобросовестные граждане. В городе очень много домов с уровнем оплаты 20-40 %, есть даже такие, кто заплатил лишь 2 % от стоимости отопления за прошлый сезон. Вот с жильцами таких домов мы и боремся. Я могу твердо заявить, что пока они не рассчитаются со всеми долгами, к отоплению они подключены не будут. - Неужели может быть такое, что зимой у меня вообще не будет отопления? - А какой у вас процент задолженности? - Наш дом заплатил процентов на 30, может, 40. Я точно не знаю. - Скорее всего, мы вас к отоплению не подключим. Несколько домов в прошлый отопительный сезон так и перезимовали без отопления. Их многочисленные обращения в различные административные органы не дали результата и не дадут сейчас. Мы исходим из позиции: теплоэнергия - это товар, такой же, как и любой другой товар, оплаченный потребителями, и только они, а не административные органы вправе им распоряжаться: «на халяву» вам тепло никто не даст. - Но я же не виновата! - Мы вас понимаем, поэтому ко всем неплательщикам применяем меры юридического характера: предъявляем судебные иски, взыскиваем через судисполнителя долги, вплоть до ареста имущества, а у особо злостных неплательщиков отключаем квартиры от отопления. Только в прошлом году у 120 рьяных должников было изъято имущество. Этой процедуры не стоит пугаться. Через это прошла вся Европа. На постсоветском пространстве по такому же сценарию поступили прибалтийские республики, там уже несколько лет как забыли, что такое коммунальные неплатежи. Начался этот процесс и в России, там неплательщиков поселяют в коммуналки, благо этого «добра» в России предостаточно. Думаю, эти процессы в свое время дойдут и до нас. - Что ж, спасибо, за ответ. - Всего доброго! О счетчиках % - Здравствуйте, это «Прямая линия»? Могу я задать господину Морию вопрос? - Да, конечно. Пред- ставьтесь, пожалуйста. - Меня зовут Михаил Скатигор, я председатель ЖСК №52. Скажите, когда «Термоком» выкупит счетчики, установленные населением? - Вы думаете «Термоком» этого не хочет? Вы ошибаетесь: если счетчики будут нашими, мы за ними и «ухаживать» станем, и ремонтировать. - И что «Термокому» мешает это сделать? Тем более, что по закону вы должны их выкупать... - Именно законодательство и мешает. За последние годы было принято столько нормативных актов в этой области, что не счесть! Беда вся в том, что большинство из них противоречат друг другу. Выполняешь один - нарушаешь другой. Население можно понять: каждый выбирает тот нормативный акт и считается с ним, который ему кажется выгодным: таково уж свойство человеческой натуры: «Термоком» - это пред- приятие и оно должно считаться со всеми нормативными актами вместе взятыми. А именно они, вместе взятые, не выполнимы. Либо могут привести к обратному результату - еще большему недовольству граждан вплоть до социальных протестов. - Приведите пример! - Пожалуйста. Предположим, «Термоком», проигнорировав все нормативные акты, выкупил бы счетчики. Ясно, что счетчик - это не килограмм помидоров, покупаемых на рынке, где между покупателем и продавцом может произойти устная сделка, нигде не регистрируемая и не учитываемая в бухгалтерских регистрах. При покупке счетчика законодательство требует составить документ - закупочный акт, который будет служить основанием для принятия счетчика на баланс и его учет. Статья 90 Налогового кодекса требует, чтобы все данные о продавце - фамилия, имя, точный адрес проживания и его идентификационный код, а также сумма выплаты были сообщены в территориальный налоговый орган. Для выполнения этих действий мы должны запросить ксерокопии паспортов всех 140 тысяч граждан города, скинувшихся на счетчики. Удержать с них 5 %, а через полгода они получат извещение из налоговой инспекции с просьбой явиться, составить налоговую декларацию и уплатить 20 процентов налога от этих дополнительных доходов, а также пеню и штраф за истекший период. - Ничего себе... - А что вы думали? Возмущение и недовольство граждан возникнет уже на стадии сбора ксерокопий паспортов и оформления акта купли-продажи. А после массовых вызовов в налоговую инспекцию для перерасчета и оплаты недовольство вообще может вылиться в социальные протесты. Можем ли мы нарушить эти «правила игры»? Нет, не можем. Статья 86 этого же Налогового кодекса говорит, что за каждое такое нарушение полагается штраф 1000 леев. «Термокому» нужно выкупить 1400 счетчиков, умножаем это на 1000 леев, получаем штраф - 1,4 миллиона. Руководству предприятия целой жизни не хватит, чтобы заплатить такие деньги. - Можно ли избежать этой ситуации? - Можно, но надо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. И вообще привести всю нормативную базу по счетчикам к единому знаменателю. Это разблокирует все вопросы, связанные со счетчиками. Как решить эту проблему - не знаю. Это не компетенция предприятия: в уставе «Термокома» законо- творческая деятельность не прописана. О неработающих батареях % - Здравствуйте, это Роза Семеновна Гербова из Кишинева беспокоит. В моем доме еще с 90-х годов не отапливаются батареи в одной из комнат. А за тепло берут как за трехкомнатную квартиру, но в одной комнате фактически мороз стоит! Что мне делать? Платить лишнее я не хочу. - Здравствуйте, скажите, кому принадлежит ваш дом? - Жэку. - Тогда вся забота о ваших батареях лежит полностью на муниципальном предприятии. В квитанциях на об- служивание жилого блока предусмотрена оплата этой услуги - 19 бань за один квадратный метр площади квартиры. И постановление правительства совершенно четко освещает перечень услуг, предоставляемых жилищными органами (кстати, материал о том, за что мы платим коммунальщикам деньги, вы сможете найти в «КП» от 5 октября), куда входят и промывка, и опрессовка внутридомовых систем отопления, и их частичный ремонт. Другое дело, что этот тариф в размере 19 бань был установлен 8 лет назад и сегодня за эти деньги просто ничего не сделаешь. Здесь я могу только посочувствовать коммунальщикам. Чем мы можем помочь гражданам в такой ситуации? Финансово - ничем. Наш тариф не включает этих средств. Дай бог, чтобы его хватило на предусмотренные цели. - И как же в таком случае можно заставить жэки работать? - У «Термокома» есть достаточно сильный аргумент - паспорт готовности жилого дома к приему тепло- снабжения, в котором владелец жилого фонда (муниципальное пред- приятие, ассоциация или кооператив) удостоверяет, что в доме все готово к приему - системы испытаны давлением, промыты, дом утеплен и т.д. - И если фактические данные расходятся с написанным, как, например, у нас, что тогда? - Тогда мы не примем такой паспорт и не выдадим наряд на подключение дома. Это будет официальным обвинением владельца дома в бездействии. О посредниках % - Здравствуйте, меня зовут Александр Григорьевич Приходько. Скажите, почему жильцы должны доплачивать человеку, который в подвале регулирует отопление и двигает «задвижку»? - Добрый день. Я вам хочу сказать одно - «Термоком» никакого отношения к этому человеку не имеет. Он нужен вам для экономии: как только вы видите, что на улице тепло и в квартире тоже, этот человек спускается в подвал и крутит «задвижку». Так ведь? - Ну, так... - И разве этот человек выгоден «Термокому»? - Скорее всего, нет. - Вот видите - он выгоден вам. Поэтому его работу вы и оплачиваете. - Что ж, вопросов больше нет.
0