876

MotoGP - деньги правят этим миром!

С тех пор, как MotoGP начало называться MotoGP, это уже были совсем не те гонки "королевского" класса, что прежде. Началась новая эпоха мотоциклетного шоссейно-кольцевого спорта: деньги и спонсоры стали играть в этих состязаниях одну из ведущих ролей, а часто они определяли развитие направления на годы вперед. Главный редактор британского журнала Motocourse Майкл Скотт пытается заглянуть внуть главной проблемы современных мотогонок MotoGP. Мировой бум и даже мода на MotoGP определили вектор развития индустрии в начале 90-х. И сейчас вопрос о наличии милионов за спиной той или иной команды стоит наиболее актуально. И спонсоры, и спонсируемые находятся в зависимости друг от друга. Крупнейшие мировые бренды борятся за места на пластике спортбайков с небольшими, но гордыми национальными компаниями на равных. Но меняются законы, меняются и подходы к решению вопросов. Одним из факторов, определивших тот самый вектор, стал запрет рекламы табака и табачных компаний в Европе в середине 90-х. Главные мировые мотогонки ... кем они представлены? Четыре японских завода, один европейский и две частных команды. Финансовая система участия всех команд в чемпионате примерно одинакова. Взносы, отчисления, "пожертвования" и так далее - все они примерно равны как для гигантов, таких как Honda и Yamaha, так и для команды Кенни Робертса. Когда-то такой подход и определил приход частников в MotoGP, он дал им равные шансы на участие и победу в гонках. Сезонные отчисления позволяли командам не особенно заботиться о финансовом вопросе. Разумеется, надо понимать, что порядок этих вопросов - сотни тысяч долларов. То есть уровень, достаточно подъемный для целеустремленных людей в Европе и США. И вот тут стали всплывать те самые "примерно равные" условия. Заводские команды, имевшие в своем распоряжении миллионы не скупились на дополнительное продвижение своих брендов, тогда как частники ограничивались лишь гонками. Вокруг MotoGP появилась индустрия - "вторичный рынок", который для некоторых заводов и вовсе стал отправной точкой в развитии и маркетинге. Взлет Валентино Росси произвел настоящий фурор: это был взрыв. Телевизионные трансляции, сборы, увеличение посещаемости мотогонок - все это результат бума середины 90-х, подогретых культом отдельных личностей. Все это выглядит превосходно из-за ограды главного промоутера чемпионата Dorna Sports. За ваши деньги, они предоставят вам все - от доступа на пит-лейн до эксклюзивного обеда с видом на гонку. Хотите общения с чемпионами? Тоже не вопрос. Здесь вам помогут (и очень профессионально!) потратить много денег, получить удовольствие. И все это ОКОЛО ГОНОК. Детали, однако, огорчают. Заводские команды, которые имеют все, получают еще больше. Например, лишь Honda, Yamaha и Ducati смогли себе позволить заполучить основных спонсоров, таких как Repsol, Telefonica, Camel, Gauloises, Fortuna и Marlboro. И даже здесь, при подробном изучении вопроса, видно, что не все спонсоры готовы отдавать деньги командам по принципу "берите сколько надо". Так, например, испанский масляный гигант Repsol (в особенности!), потратил в этом году не так уж много денег, как кажется. В былые годы, Repsol мог позволить себе собственную официальную команду Honda (в ней побывали и Дуэйн, и Кривье, и Росси). И тогда их бюджет составлял менее $4 млн. Плата, которая сегодня с трудом покрывает контракт на гонщика! Да, да: с тех пор цена вопроса возрасла в 5 раз! А то и больше. Kawasaki, имеющая в своих титульных спонсорах немецкий Fuchs Oil ... лишь называется Fuchs Kawasaki MotoGP. Думаете, хоть литр масла Fuchs залито в мотоциклах команды? Ни грамма! Относительно небольшая немецкая компания платит относительно небольшие спонсорские отчисления лишь за небольшой логотип на мотоциклах Team Green. Suzuki? Что ж, в 2003 году у них был спонсор. Telefonica. Теперь команда не имеет и этого. Кстати, гораздо большего добиваются команды в Британском супербайке. Аналогичная ситуация с Williams в Формуле-1. Их сотрудничество с BMW, казалось бы, было вечным. Ан нет. Это самый близкий пример из премьер-класса. Теперь переместимся назад по стартовой решетке. WCM - команда, держащаяся на энтузиазме, относительно недорогих мотоциклах собственного производства и деньгах известного американского мецената и фаната мотогонок Боба МакЛарена. А до этого - практически домашняя команда Red Bull. В 2002 году Red Bull передумал. Джейм Эллисон держится только на собственном удовольствии от MotoGP. Его участие в чемпионате показывает, что талант гонщика может быть оценен совсем "смешными" деньгами. Лишь контракт с Blata в этом году помогает команде держаться на плаву. И такие команды поддерживают тонкий баланс в расстановке сил в ГранПри. А вот команда, которая добилась повышения своего статуса, хотя бы из-за имени своего владельца. Речь идет о команде Кенни Роберста-старшего, Proton KR. В команде проблема. Проблема не исходит изнутри, она во взаимоотношениях с поставщиком двигателей - KTM. Ходят слухи, что Шейн Бирн и вовсе не сможет завершить этот сезон из-за банального отсутствия у него рабочего мотоцикла. Техническое голодание может привести к тому, что одна из старейших частных команд (основана в 1997) MotoGP, ставшая воплощением мечты любого мотогонщика может просто исчезнуть в стиле Формулы-1: посмотрите на Jordan!.. А ведь еще месяц назад ожидалось, что третье поколение мотоциклов Робертса KR3 с новым двигателем KTM на подходе станет очень даже конкурентоспособным. И все из-за того, что команда потеряла в своего главного партнера - компанию Proton. Есть еще несколько интересных историй ... но о них - в следующий раз. Продолжение следует...
0