Бывшие "партнеры" России видят свое будущее в рамках большой Европы
Джеймс Роджерс и Хендрик Пушманн – директора Общества Генри Джексона, Кембридж, Великобритания Михаил Горбачев и Александр Лебедев в статье "Трещины в расширяющейся европейской империи" скрывают свои истинные намерения. Они пишут не столько о европейских проблемах, сколько о проблемах России. В то время как ЕС действительно может требоваться время для адаптации к массивной экспансии последнего времени, опыт предыдущих лет (на примере Греции, Пиренейского полуострова и Скандинавии) заставляет предположить, что такие проблемы в итоге будут преодолены. Указывая, что запас сил у ЕС на исходе, Горбачев и Лебедев кажутся более обеспокоенными быстрым спадом российского влияния в странах, которые находятся между новой европейской и российской границей. Эти страны, уже далеко не "бывшие партнеры России по СЭВ" – или, точнее, не угнетенные государства-сателлиты советской империи, – выбрали будущее, единое с либеральной и демократической Европой, а не со старым Советским Союзом или находящейся в упадке Россией, которая пришла ему на смену. Несколько оставшихся стран, такие как Украина, государства Кавказа и демократическая оппозиция в Белоруссии, тоже, похоже, поняли, куда они хотят стремиться в будущем. Все признаки свидетельствуют о том, что они хотят быть частью большой Европы, а не своего рода экономической зоной, контролируемой Москвой. И пока ЕС вырабатывает стратегическое направление (проявляющееся в европейской политике добрососедства или стратегии европейской безопасности), мы полагаем, что он должен делать все, что в его силах, чтобы защитить эти страны, чтобы их усилия, нацеленные на демократизацию, были реализованы. Точно так же и Россия должна понимать, что сейчас она является лишь частью этого более широкого европейского добрососедства и что от нее как от таковой ожидают определенной ответственности и обязательств (например, защиты демократии и прав человека на своей территории) – и что ее господству в этом регионе фактически наступил конец. После краха советской империи ЕС сделал немало для построения стабильных демократий там, где некогда правил тоталитаризм. Хотя некоторые в Европе, вероятно, хотели бы, чтобы этот процесс прекратился, мы уверены, что у ЕС нет иного выбора. Как недавно заметил один европейский чиновник, ЕС должен, как ни парадоксально, проводить политику Екатерины Великой, которая говорила, что у нее нет другого способа защищать границы России, кроме как расширять их. В XXI веке внутренняя безопасность базируется на содействии хорошему руководству в других странах, и ЕС, очевидно, приобрел репутацию института, способного делать именно это. www.inopressa.ruТрещины в расширяющейся европейской империи Михаил Горбачев и Александр ЛебедевПризнание проекта конституции Европейского союза негодным во Франции и Нидерландах встряхнуло европейскую элиту, которая, похоже, принимала как данность общественную поддержку строительства общеевропейского дома. Хотя предупреждений о том, что ратификация может столкнуться с проблемами, хватало и до подписания конституции, будущие отцы-основатели сбрасывали скептиков со счетов. Хорошо смазанная европейская бюрократия до сих пор не может поверить в системный провал, который ставит под угрозу саму основу ее существования. Последующие события, включая отказ Британии и других стран продолжать процесс ратификации, равно как и проявление разногласий на июньском саммите ЕС не только по конституции, но и по жизненно важным вопросам бюджета и финансовой политики, наводят на мысль о том, что европейский проект находится в глубоком кризисе. То, что произошло, это еще не катастрофа, но может оказаться началом катастрофы, если не будет проведен глубокий анализ, не будут извлечены уроки. Кризис нельзя объяснить исключительно политикой двух, трех или пяти из 25 членов ЕС. Объяснять провал голосования по конституции общественным недоверием к правительствам Франции и Голландии, низкими рейтингами президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Голландии Яна Балкененде означает выдавать желаемое за действительное. Результаты голосования также нельзя назвать выражением недовольства новыми ограничениями национального суверенитета. Подлинная причина в другом. С нашей точки зрения, главная причина заключается в том, что быстрое расширение ЕС породило громоздкую систему. Тем не менее европейские комиссары с горящими глазами продолжают говорить о расширении любой ценой. Расширение Западной Европы, поглотившее Восточную Европу, которое с началом переговоров о вступлении с Турцией перешагнет за Босфор, вызвало сильное недовольство жителей "Старого света". Это можно понять: для среднего европейца перемены означают приток дешевой рабочей силы с востока и бегство промышленности на восток. Идеологам новой Европы нет нужды долго думать о том, может ли дальнейшее хаотичное расширение на восток привести к разрушению европейского дома как такового, во всяком случае в его нынешнем виде. Ведь что такое Франция как не краеугольный камень этого дома? Француз, у которого канал EuroNews взял интервью на улице, поставил очень хороший вопрос: что было бы, если бы в странах, где конституцию ратифицировали парламенты, прошли референдумы? В конце концов, во Франции и Нидерландах большинство "представителей народа", как от правящих партий, так и от оппозиции, выступало за ратификацию. Оппозиция в Германии уже ставит под сомнение решение парламента ратифицировать конституцию, и этот вопрос будет неоднократно повторяться в преддверии сентябрьских выборов. Очевидно, что европейские политические элиты должны винить в происшедшем только себя. Референдумы продемонстрировали, какая пропасть разделяет истеблишмент и народы стран ЕС. Сегодня дело выглядит так, как будто создатели конституции не предусмотрели никаких механизмов на случай сбоев в процессе ратификации. Иными словами, они все решили заранее, отбросив мысль о том, что люди, которых они вроде бы представляют, могут с ними не согласиться. В результате судьба документа, который рождался в таких муках и был подписан с такой помпой, в течение нескольких дней оказалась под вопросом. Кризис ЕС может дестабилизировать политические системы Европы. В конце концов, демократия – иными словами, правительство, выражающее волю народа, – является главной ценностью европейского порядка. Попытка элит исключить народ из процесса принятия решений может привести к отторжению элит от общества. В худшем случае силы, которые в настоящий момент маргинальны, могут вернуться в центр политической жизни. Примечательно, что почти забытый "Интернационал" стал песнью победы противников конституции во Франции. При таком развитии событий страны Балтии и бывшие партнеры России по Совету экономической взаимопомощи в Восточной Европе, мечтавшие жить под голубыми небесами и желтыми звездами, могут столкнуться с острыми проблемами. Рассчитывая на щедрые дары, они перестроили свои дома по европейским стандартам, в процессе доведя некоторые из своих промышленных мощностей до состояния, когда их восстановление невозможно. Но захочет ли "старая Европа" и дальше оделять новичков деньгами, это вопрос. Во время жарких дебатов по бюджету на недавнем саммите многие давние члены ЕС поддержали Лондон в его нежелании субсидировать убыточное сельскохозяйственное производство, и это не сулит новичкам ничего хорошего. Другой аспект поражения брюссельской демократии касается чаяний стран, находящихся к востоку от нынешних границ ЕС: Турции, Украины, Молдавии и Грузии, равно как и белорусской оппозиции. Сегодня необходимо серьезное изменение стратегии и тактики строительства единой Европы, особенно темпов объединительных процессов. В этой связи стоит вспомнить о потребности выстроить единую Европу не только на Западе, но и на Востоке. Это подчеркивает важность создания единого экономического пространства, включающего в себя Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, – процесса, который принесет огромную выгоду этим четырем странам, равно как и ЕС. Взаимодействие между этими двумя системами является ключом к расширенной объединенной Европе. Кроме того, недавние события должны дать пищу для размышлений об отношениях России с ЕС и ее позициям, связанным с Союзом. Многие в России откровенно радуются нынешним проблемам ЕС. Смысл подобных комментариев сводится примерно к следующему: "Наведите порядок в собственном доме, прежде чем поучать нас". Действительно, там, где речь идет о демократии, России надоело быть в глазах Европы мальчиком для битья. Но вместо того, чтобы злорадно потирать руки, мы должны задуматься о том, какие уроки мы можем извлечь. Михаил Горбачев – бывший президент СССР. Александр Лебедев – депутат Государственной Думы, глава Исследовательского центра проблем интеграции Российской академии наук Признание проекта конституции Европейского союза негодным во Франции и Нидерландах встряхнуло европейскую элиту, которая, похоже, принимала как данность общественную поддержку строительства общеевропейского дома. Хотя предупреждений о том, что ратификация может столкнуться с проблемами, хватало и до подписания конституции, будущие отцы-основатели сбрасывали скептиков со счетов. Хорошо смазанная европейская бюрократия до сих пор не может поверить в системный провал, который ставит под угрозу саму основу ее существования. Последующие события, включая отказ Британии и других стран продолжать процесс ратификации, равно как и проявление разногласий на июньском саммите ЕС не только по конституции, но и по жизненно важным вопросам бюджета и финансовой политики, наводят на мысль о том, что европейский проект находится в глубоком кризисе. То, что произошло, это еще не катастрофа, но может оказаться началом катастрофы, если не будет проведен глубокий анализ, не будут извлечены уроки. Кризис нельзя объяснить исключительно политикой двух, трех или пяти из 25 членов ЕС. Объяснять провал голосования по конституции общественным недоверием к правительствам Франции и Голландии, низкими рейтингами президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Голландии Яна Балкененде означает выдавать желаемое за действительное. Результаты голосования также нельзя назвать выражением недовольства новыми ограничениями национального суверенитета. Подлинная причина в другом. С нашей точки зрения, главная причина заключается в том, что быстрое расширение ЕС породило громоздкую систему. Тем не менее европейские комиссары с горящими глазами продолжают говорить о расширении любой ценой. Расширение Западной Европы, поглотившее Восточную Европу, которое с началом переговоров о вступлении с Турцией перешагнет за Босфор, вызвало сильное недовольство жителей "Старого света". Это можно понять: для среднего европейца перемены означают приток дешевой рабочей силы с востока и бегство промышленности на восток. Идеологам новой Европы нет нужды долго думать о том, может ли дальнейшее хаотичное расширение на восток привести к разрушению европейского дома как такового, во всяком случае в его нынешнем виде. Ведь что такое Франция как не краеугольный камень этого дома? Француз, у которого канал EuroNews взял интервью на улице, поставил очень хороший вопрос: что было бы, если бы в странах, где конституцию ратифицировали парламенты, прошли референдумы? В конце концов, во Франции и Нидерландах большинство "представителей народа", как от правящих партий, так и от оппозиции, выступало за ратификацию. Оппозиция в Германии уже ставит под сомнение решение парламента ратифицировать конституцию, и этот вопрос будет неоднократно повторяться в преддверии сентябрьских выборов. Очевидно, что европейские политические элиты должны винить в происшедшем только себя. Референдумы продемонстрировали, какая пропасть разделяет истеблишмент и народы стран ЕС. Сегодня дело выглядит так, как будто создатели конституции не предусмотрели никаких механизмов на случай сбоев в процессе ратификации. Иными словами, они все решили заранее, отбросив мысль о том, что люди, которых они вроде бы представляют, могут с ними не согласиться. В результате судьба документа, который рождался в таких муках и был подписан с такой помпой, в течение нескольких дней оказалась под вопросом. Кризис ЕС может дестабилизировать политические системы Европы. В конце концов, демократия – иными словами, правительство, выражающее волю народа, – является главной ценностью европейского порядка. Попытка элит исключить народ из процесса принятия решений может привести к отторжению элит от общества. В худшем случае силы, которые в настоящий момент маргинальны, могут вернуться в центр политической жизни. Примечательно, что почти забытый "Интернационал" стал песнью победы противников конституции во Франции. При таком развитии событий страны Балтии и бывшие партнеры России по Совету экономической взаимопомощи в Восточной Европе, мечтавшие жить под голубыми небесами и желтыми звездами, могут столкнуться с острыми проблемами. Рассчитывая на щедрые дары, они перестроили свои дома по европейским стандартам, в процессе доведя некоторые из своих промышленных мощностей до состояния, когда их восстановление невозможно. Но захочет ли "старая Европа" и дальше оделять новичков деньгами, это вопрос. Во время жарких дебатов по бюджету на недавнем саммите многие давние члены ЕС поддержали Лондон в его нежелании субсидировать убыточное сельскохозяйственное производство, и это не сулит новичкам ничего хорошего. Другой аспект поражения брюссельской демократии касается чаяний стран, находящихся к востоку от нынешних границ ЕС: Турции, Украины, Молдавии и Грузии, равно как и белорусской оппозиции. Сегодня необходимо серьезное изменение стратегии и тактики строительства единой Европы, особенно темпов объединительных процессов. В этой связи стоит вспомнить о потребности выстроить единую Европу не только на Западе, но и на Востоке. Это подчеркивает важность создания единого экономического пространства, включающего в себя Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан, – процесса, который принесет огромную выгоду этим четырем странам, равно как и ЕС. Взаимодействие между этими двумя системами является ключом к расширенной объединенной Европе. Кроме того, недавние события должны дать пищу для размышлений об отношениях России с ЕС и ее позициям, связанным с Союзом. Многие в России откровенно радуются нынешним проблемам ЕС. Смысл подобных комментариев сводится примерно к следующему: "Наведите порядок в собственном доме, прежде чем поучать нас". Действительно, там, где речь идет о демократии, России надоело быть в глазах Европы мальчиком для битья. Но вместо того, чтобы злорадно потирать руки, мы должны задуматься о том, какие уроки мы можем извлечь. Михаил Горбачев – бывший президент СССР. Александр Лебедев – депутат Государственной Думы, глава Исследовательского центра проблем интеграции Российской академии наук www.inopressa.ru