784

Приднестровская Московская

Одним из внешнеполитических приоритетов новой украинской власти стало упрочнение позиций Украины, как регионального лидера. Сегодня этот путь рассматривается как важный, но все же один из нескольких, поскольку все еще остается надежда на скорое вступление Украины в ЕС. Впрочем, надежда тает не по дням, а по часам, поэтому официальный Киев все активнее уходит в региональную политику. Симптоматичной в этом плане является активизация усилий Украины по урегулированию приднестровского конфликта. Базовые принципы приднестровского урегулирования Киев предложил на кишиневском саммите ГУАМ. Но как бы хорош этот план не был, в нем уж слишком много «но». С точки зрения классической геополитики, Молдова представляет собой поле влияния нескольких сил. Эта маленькая страна в центре Европы стала территорией, на которой происходит выяснение отношений двух крупнейших военно-политических игроков современности - НАТО и России. Каждая из сторон стремится сохранить и укрепить свое влияние в регионе. В то же время конфликт интересов Запада и Востока послужил благодатной почвой для роста сепаратистских проявлений в Приднестровье. Приближение НАТО к границам стран бывшего СССР стимулируют активность России к принятию встречных действий. В настоящее время Приднестровская Молдавская Республика (далее ПМР), пожалуй, является своего рода единственным форпостом России в юго-западном секторе евро-атлантической зоны, который позволяет ей оставаться игроком, оказывающим влияние на ситуацию в регионе. Обе стороны понимают, что сохранение нелегитимного образования в центре Европы чревато большими проблемами. В первую очередь, потому, что на сегодня ПМР остается, фактически, вне контроля, как НАТО, так и России. Республика постепенно превращается в центр преступной деятельности, кроме того, такое положение выгодно международным террористическим организациям, которые используют Приднестровье как базу для хранеиния оружия и подготовки бандформирований. Выход из ситуации - или покончить с ПМР как таковой, полностью подчив ее Кишиневу, или же отделить в самостоятельное государственное образование. Третьим вариантом является федерализация Молдовы. Все вышеперечисленные варианты должны поставить точку и придать Приднестровью ясный и законный статус. Надо отметить, что третий вариант в значительной степени устраивает как Запад, так и Восток. Обе стороны понимают, что окончательно решить вопрос в свою пользу не удастся и поэтому готовы идти на компромисс. Неожиданная инициатива пассивной ранее в данном вопросе Украины вызвала полное непринятие со стороны Румынии и Молдовы. Западные соседи не скрывают, что план урегулирования приднестровского конфликта через создание Приднестровской Автономной Республики не отвечает их взглядам на решение вопроса. А вот Россия дала понять, что оценивает инициативу исключительно позитивно. Это объясняется в значительной мере тем, что в предложениях Ющенко ничего не говорится о российских войсках, чье присутствие является основным препятствием на пути разрешения приднестровской проблемы. Стоит отметить, что в данный момент на территории Приднестровья «официально» пребывают около полутора тысяч российских военнослужащих. Кроме того, на территории ПМР действует еще и «скрытая» российская военная сила - незаконная приднестровская армия, официально насчитывающая восемь тысяч человек. Гипертрофированные силовые структуры ПМР жестко контролируют социально-политическую жизнь анклава. Реальную власть в Приднестровье имеет «министерство национальной безопасности» во главе с Владимиром Антюфеевым, являющимся, по мнению многих аналитиков, генерал-майором ФСБ РФ. По оценкам экспертов, помимо значительных по численности незаконных вооруженных формирований, Приднестровье обладает мощнейшим арсеналом оружия и военной техники, которую Россия, согласно принятым в 1999 году по итогам Стамбульского саммита ОБСЕ обязательствам, должна была уничтожить или вывести. Хотя вопрос тяжелого вооружения, можно сказать, частично «решается»: на бронетанковой технике, (которой в ПМР насчитывается примерно семь десятков единиц), были нарисованы красные кресты, и теперь их присутствие на территории суверенного государства объясняется благими целями - ведь это уже санитарный транспорт. Более того, начиная с 2002 года, Россия опровергает все намеки о том, что она брала на себя обязательства в связи с выводом своих войск из Молдовы. А ОБСЕ стоит перед дилеммой. С одной стороны она обязана контролировать выполнение принятых Москвой на Стамбульском саммите обязательств. С другой - побаивается лишний раз напоминать о них, так как Россия угрожает уничтожить ОБСЕ, заблокировав принятие бюджета организации. Тем не менее, статус-кво - с фактическим нелегальным военным присутствием в Приднестровье при попустительстве международнях организаций - Россию вряд ли устраивает. Москве необходимо присутствие легальное. И вот здесь украинский план урегулирования приходится, как нельзя кстати. При создании федеративного государства, предлагается передать Тирасполю часть полномочий центрального правительства в Кишиневе, и, соответственно, потребуются гарантии их неприкосновенности. В качестве механизма обеспечения этих гарантий Россия, вероятнее всего, будет инициировать ввод в Приднестровье миротворческих сил, основу которых, без сомнения, составят российские военнослужащие. Таким образом, РФ удастся нарастить свое присутствие в регионе под прикрытием стремления обеспечить стабильность в Молдове. Таким вот нехитрым образом на 400-километровом участке границы евро-атлантической зоны будут законсервированы проблемы с соблюдением безопасности и демократических норм. Выгодно ли будет такое развитие событий Украине - вопрос риторический. Тем не менее, официальный Киев пошел на потенциальное увеличение российского военного присутствия в регионе. Почему - понятно: если украинский план «развяжет» приднестровский узел, авторитет Украины мгновенно возрастет, хотя бы в узковременных рамках. В данном случае Киев в угоду близкой перспективе занять место регионального лидера пожертвовал перспективой дальней. Однако еще не поздно ситуацию исправить. Выходом в данном случае может стать более плотное привлечение к урегулированию конфликта Североатлантического альянса. Дело в том, что огромный интерес стран НАТО к приднестровской проблеме в украинском плане учитывается не в полной мере. Более того, украинская сторона попросту не предложила участвовать в переговорном процессе Румынии и Болгарии, также заинтересованных в скорейшем разрешении сложившейся конфликтной ситуации. В итоге стороны, которые были бы способны минимизировать роль России в регионе, искусственно были «вычеркнты» Украиной из плана. Разумеется, это не значит, что НАТО или те же Румыния с Болгарией не будут принимать участия в урегулировании. Будут, и довольно активное. Россия вместе с ПМР, например, ожидают резолюции НАТО по данному варианту разрешения конфликта, который даст зеленый свет для ввода войск. Румыния всесторонне поддерживает Молдову. Однако все это происходит как бы вне рамок предложенного Украиной плана, отчего значимость Киева для процесса, безусловно, страдает. http://www.tribuna.com.ua/politics/2005/07/04/30044.html
0