Вечерний закат: запоздалая рецензия
Воистину, форум полон неожиданностей. Порой в его закромах таятся такие жемчужины словесности, которые приносят заряд положительной энергии на всю рабочую неделю и срывают производственные и жизненные планы. «Утренний Рассвет» - произведение именно такого плана. Написанное в 2002 году своего пытливого читателя в лице вашего покорного слуги оно нашло только сейчас. И умудрилось в короткий срок произвести настолько сильное впечатление, что сподвигнуло на рождение данной рецензии. Даже не пытаясь взять на себя смелость оценивать стилистические особенности этого текста, попробую разобраться в исторических реалиях, положенных в основу сюжета. Кратко о сюжете. Итак, дело происходит в конце I – начале II в. н.э. во времена т.н. дако-римских войн, приведших к образованию римской провинции Дакия. Время, когда один из самых удачливых и успешных правителей Рима император Траян пытался покорить дакийские земли, а даки во главе с Дец***ом героически ее отстаивали, являя собой прообраз «национально-освободительного» движения всего Барбарикума. Главные действующие лица: собственно Дец***, вождь даков, Терес, его магический телохранитель, всякие разные военачальники то с римской, то с варварской стороны. 1. Немного об ономастике, использованной в повести. В основном, использованы имена разнообразных царей, басилевсов и вождей из античных авторов, то в греческом, то в латинском прочтении, а то и в собственной интерпретации автора. Это неккоректно. Так, в одном ряду с Тересом, Оролесом (греч.) стоит Мукапиус (рим.) и Залмокса (?). Имена следовало бы привести к общему знаменателю: либо везде совсем избавиться от римских-греческих окончаний, либо писать их в одной из античных традиций. Это раз. 2. Даты, то и дело проскакивающие в тексте, зачастую не только не имеют никакой связи с историческими реалиями (ну да бог с ними, об этом позже), но и появляются в самом несуразном контексте. Чего только стоят слова Оролеса: «не Бастобал ли в 49 году ударил предательски мне в спину, когда я дожимал Сатрака» или «шел тяжелый для Дец***а 106 год)! Вряд ли дакийские (равно как и римские) полководцы подозревали, что они живут в 49 или 106 году нашей эры (или от Рождества Христова, если хотите). Представьте себе такое повествование: «...Шла тяжелая первая половина второго столетия нашей эры, очередная ступень римского времени – B2 по К. Годловскому, датированная фибулами типа Альмгрен 77, умбонами щитов 7b и 7а по М.Яну... Забавно, не правда ли?! :))) 3. Эпизод с маленьким даком, которого преследует сарматская конница. Во-первых удивляет такое количество катафрактариев (400!) преследовавших на полном ходу дакийского мальчика в лесу. Звучит почти анекдотично, тем более в контексте с дубравами Заргидавы. Языгская конница была вооружена палашами, что вдвойне смешно (по аналогии с турками). У языгов, равно как и других сарматских племен никогда не было однолезвийного оружия, и уж тем более палашей. Кстати, что они там делали в Заргидаве-то? Чувствуется влияние проф. Толкиена. 4. Умиляет варварская речь, которой наделяет персонажей автор (уж лучше бы они говорили на языке повести, ей богу!). Это же целая история! Сармат говорит «хох, дак», видимо на своем сарматском наречии (хорошо хоть не «хендехох»!), даки говорят на какой-то испорченной латыни, приправленной басарабизмами: «душманул меа прадус тау», «дава тара, рекс Дече», «хай, Залмокса», «даки, хай ко мне». Видимо, так автор подчеркивает преемственность дакийской и молдавской культур и принижает значение романизации. И смех, и грех... 5. «...Дубасы тихо рассекали воды Борисфена.Семнадцать боевых дубасов даков шли походом к землям сарматов, чтоб соедениться с головой Оролесом. По другой берег реки виднелись идолы венедских богов, иногда были видны странные венедские воины, крепкого телосложения, и такими же светлыми волосами, заплетенными в косы как у даков.» Этот пассаж тоже заслуживает внимания. Возникает справедливый вопрос: что на Борисфене-Днепре делал флот даков (если такой вообще существовал)? Варианта два, и оба неправдоподобны. Первый: они спускались из лесостепной части венедов (что с натяжкой можно допустить) в степи (сарматов), но откуда они взялись в верховьях Днепра, на себе что ли перли из Трансильвании? Вариант другой: они шли вверх по течению из устья Днепра (что для долбленных лодок чрезвычайно трудно, почти невозможно). Результативность подобной экспедиции приближается к нулю, равно как и вероятность такого поворота событий. Даки-кораблестроители и «кораблеводители» это что-то! 6. Удивляют познания даков в ведении боевых действий на территории врага. Оролес строит укрепленный лагерь по римскому образцу: «два ряда рвов с частоколом окружали его», заселяет женщинами, наполняет амбары дичью. И это в 500-600 километрах (почти в десяти днях пешего перехода) от основной территории. Поражает безрассудная смелость даков Севера, а также их полное пренебрежение историческими фактами. 7. «...Сартак, - обратился к вождю, занявший теперь место Артака,Албонак,- послы квадов, пришедшие к нам вместе с отрядом аланов, приглашают нас, сарматов, объедениться с аланами, языгами и роксоланами, и приглашают нас идити через Карпаты в его земли нижнего Истра.» Это вообще полный бред. Квады, живущие на среднем Дунае приглашают языгов, живущих в Паннонии идти на свои(!) земли в низовьях Дуная(!) через Карпаты(!). Без комментариев! (Ужос!) 8. Сарматский вождь Сартак, вождь даков Дец*** ловко орудуют мечом-скрамасаксом. Что ж, похвально, тем более что этот тип вооружения появился в раннее средневековье, в германских землях. Представляет собой однолезвийный меч(!). Зачем Дец***у понадобился скрамасакс, когда у него в Сармизегетузе был широкий выбор кописов, махайр, фалькат... 9. Оролес вспоминает: «-Опора и гордость моя, Роместа, не Бастобал ли в 49 году ударил предательски мне в спину, когда я дожимал Сатрака? Деньги сарматов затмили глаза нашим северным братьям...Позор тот мы смыли своей кровью. ты сама знаешь, как поубавилось женской работы у нас в доме... ». Откуда взялась эта дата, непонятно. Если речь идет об историческом Ороле, который потерпел поражение от бастарнов, то события относятся к 179-175 гг. ДО Н.Э.(!), т.е. минимум за триста лет до правления Дец***а. Действительно, к этому времени относится сообщение Помпея Трога (в пересказе Юстина) о поражении даков, о «символическом» наказании своих воинов царем Оролом. Кстати, о сарматах в сообщении Юстина ни слова. 10. «Даки стали строить много кораблей, и, вот, уже килликийские пираты и гетские ладьи стали нарушать спокойствие римского флота во Фракийском и Гетском море...» Причем здесь киликийские пираты, разбойничавшие главным образом, в Средиземноморье и мифические гетские ладьи(!), неясно. Для красоты, наверное... 11. «Послы даков был замечены римскими торговцами в Парфии, а Парфии набирала вес на Востоке.» Это тоже оставим без комментариев, на совести автора. 12. «В 62 году недальновиднй наместник Мезии, Плавтий Сильвен, пошел сухопутным путем во главе 4 легионов к Гетскому морю против осадивших Херсонес скифоф и сарматов, он вернул дакам и бастарнам плененных сыновей и братьев, когда побил сарматов, но назад венуться не смог...» Во-первых, поход был в 56(!) году, а во-вторых, с он вернул сыновей и братьев роксоланскому(!) и бастарнскому царям. Мелочь, а неприятно. 13. «-Вы какого рода будете, братья наши-бастарны?- спросил пленных Артила, второй после Оролеса воин в лагере.-Певкины?Атмоны или сидоны? Пока даки мечом расширяли свои границы вы еще со времен союза Циркумпонтийского Митридата Евпатора вошли в договор с роксоланами и нападали не раз на северные границы Земли Богов! -Не кричи, дак, - северным акцентом шипел бастарн, - не гоже даку дака понукать.Если хочешь, можем мечами нашими правду найти, но говори со мной, как с даком, а не как с римским петухом!» Забавный диалог, не правда ли? Бастарны, народ «между кельтами и германцами» (так их называли в античных источниках) как это ни удивительно, даками не были. Этот этнос мигрировал из бассейна Верхнего Одера в III-II вв. до н.э. и в культуре, и в языке с даками имел мало общего, так что упрек Артилы неправомерен. Что до презрительного прозвища «римские петухи», то наверное так подчеркивалась римская распущенность на дакийской «фене». На самом деле, римляне петухами (галлами) называли кельтов за их яркие одежды и макияж (галина бланка буль-буль!). 14. «Клондик и Хлодвиг, цари бастарнов оценили подарок Сартака по душам. Сартак поднес бастарнам дивной красоты сарматский меч, трижды закаленный в неведомых болотах Сарматии, на ручке его красовалось золотое кольцо. Бастарны в ответ одарили Сартака дакийским овальным мечом с Балауром и кельтксим прямым мечом.» Клондик (Клоилий), с ним понятно, он в источниках называется бастарнским царем, а вот причем тут Хлодвиг, король франков... Опять для красоты? Остается также вопрос по поводу мечей – что за дакийский овальный меч бастарны подарили неискушенному в дакийском оружии Сартаку? Где они его взяли? Вообще, надо сказать, с оружием в повести плохо – от нехватки дакийских образцов, воинам приходится управляться со средневековыми образцами, толкиеновскими прототипами... Скрамасаксы с буздуганами, конические дакийские шлемы, млять! (За одно это, Дец*** бы отправил Севера к предкам) 15. «Сарматы ударили тараном по стене» Превосходно, мля! Сарматы владеют осадными орудиями, а в черепаху они не становятся? 16. «...он раззможжил голову оному из сарматов, чей скифский череп(!) вмялся вместе с месивом головы в землю.» «Скифский череп сармата», звучит как «бельгийский череп француза» или «украинский череп молдаванина». Хотя, жизнь она гораздо страшнее... 17. «Огромный топор дака ударил еще». Не было у даков огромных топоров. Режьте меня на части, но не было! Были небольшие боевые топорики, секиры. Но больших не было. Их почти ни у кого в европейском Барбарикуме не было. Ну может, разве что у орков или гномов. 18. «сарматы закидывали даков медными шариками». Без комментариев. 19. «А, может, его окружили подлые бастарны, сговоривишиеся с сарматами и венедами? Дарабал со своими воинами на боевых дубасах мог бы изменить ход этого боя, но его не было. Не будут они праздновать праздник второго солнца в Тире...» Это вообще какой-то речевой поток под действием изменяющих сознание препаратов. Уже даже не очень смешно. Сарматы сговариваются с венедами против даков, бастарны им в этом помогают. А тут еще дакийский флот и дакийский город Тира... Нет слов. 20. «Волк- боевой строй даков» Здесь я посмеялся от души! Вот это по-нашему. Еле нашел в себе силы продолжить рецензию... (Почему-то сразу вспомнил по аналогии «свинью» - боевой строй тевтонцев и стало еще смешнее) 21. «сарматские лучники в наглую подходили и обстреливали даков с 3-5 шагов». Вот это, действительно, товарищи, наглость! Тем более, что вряд ли у них что могло получиться с 3-5 шагов (лучше уж тогда не менее нагло забросать камнями или проклятьями). Лук это ж тебе не револьверт! 22. «Стрелы у даков давно закочились и они пускали в сарматов их же стрелы с костянными наконечниками» У сарматов наконечники стрел трехперые, железные, костяные большая редкость! 23. Кстати, автору не помешает прояснить для себя смысл понятий «король», «царь» и «вождь» (и тем более, «конунг»), а также их иерархию и хронологические рамки. Это домашнее задание. Почему? Да потому что словосочетание «фракийский король» абсурдно и звучит как «сарматский президент»! 24. «Терес вырос. Ему исполнилось 19 лет. На белой упругой кожи виднелись татуировки. Его длинные белокурые волосы были заплетены в две косы, борода также была заплетена в косу». Хоть и не по моей части, но пропустить не мог, уж очень смешно. Только представьте: в 19 лет борода уже заплетается в косу! 25. «Кровь даков не исчезнет никогда. Это кровь бога Дакши- небесного прародителя...» Кровь Дакши, хм... Даки, оказывается, знакомы с индуизмом? Занятно... 26. «Вотан с нами, почтивые конунги!- произнес свев,- он произнес свои слова на арийском языке» Что за арийский язык? (осторожно) Немецкий что ль? 27. «конунг норманнов, Вегард» Что у даков делали норманны, что-то рановато они появляются на исторической арене, не так ли? Домашнее задание номер два: разобраться с исторической географией. Хотя бы 1-2 вв. н.э. Это несложно, и поверьте, очень увлекательно. «венед Боромир» из той же серии, низкий поклон профессору, Джону Рон-Руеловичу! 28. «В дом вошли припозднившиеся балты» Ох уж эти этнические стереотипы! Если балты, так сразу припозднившиеееееееся... 29. «Он был в кожанных коричневых штанах, в опинках, к которым были приделаны металличесик шипы, за спиной его был овальный щит с изображением свастики в виде волков, на широком поясе красовался тяжелый дакийский меч. На нем был одета волчья шуба с капюшоном из волчьей головы.» Властелин колец, часть вторая... 30. «Возьми этот учигаш», говорит Терес на чистейшем дакийском языке. Ну, допустим... 31. «Артила видел, что сарматы хотя и ожесточены, но не имеют военного опыта и сильны только при ервой волне нападения, а у него воины закалены долгим опытом.» Ну еще бы, сначала штурмуют стены тараном, ведут осаду, а тут на тебе, не имеют военного опыта. Несостыковочка.... 32. «-Арес!- на выдохе дакийка с силой ударила подошедшего чересчур близко сармата по голове и раздробила ему часть лица и шеи.» Арес-то тут причем, по тексту много раз поминают его всуе. А пошто тады Хебелейзис? С чего это дакийцы Залмолксиса поклоняются какому-то греческому божку? Скифы в свое время за это царя свергли... 33. «Топор дака с хрустом перерубил тело венеда с макушки до ног.» Ну вы преувеличиваете, коллега, нельзя же так... 34. «Сартак разъяренный носился и даже мечом убивал некоторых, чтоб попытаться привести их в чувство.» Мимо этого оборота я пройти не смог. Убивал, чтоб привести в чувство... Весело этим сарматам жилось, с такими-то царями! И тут же: «После боя с кельтами, даки отдыхали.» А воевали с сарматами, вроде... 35. «Воины, выстроившись в круг, в центре которого полыхал костер, взялись руками за плечи и стали плясать древний боевой дакийский пляс- печально-задумчивую Сырбу.» Почему задумчивую, и почему именно сырбу. Это даки у древних сербов подглядели наверное танец. Хорошо, хоть не молдовеняску, и на том спасибо. 36. «Стань ты господарем Дакиского Государства. Будешь вместе с Деч***ом править Дакией. Мы отвоюем Рим- древние арийский земли Латины Албы!» Насчет «господаря» это туда же, к конунгам и королям. Насчет древних арийских земель и территориальных притязаний Дец***а – круто, нет, действительно, круто! Дец***у бы свое не потерять, а он о Риме думает, о котором поди и не слышал ничего внятного. 37. «Терес стоял чуть согнувшись, отбиваяь от пришедших в ярость воинов Яра. С момента начала боя прошло уже больше 7 часов» Ну это каким берсерком нужно быть, чтоб выдержать семичасовой бой! В среднем открытые столкновения шли по 15-30 минут, иногда час. Больше не выдерживал ни организм, ни психика. Хотя, я так понимаю, им - дакам закон не писан. 38. «Дарабал увидел это. Он знал повадки венедов. Так же часто центурионы в миг большой опасности и окружения кидали свуои инстингии в гущу врагов, чтоб воины принесли священное знамя легиона назад.» Тонкое сравнение! Дарабал поди учился в римском военном училище им. Ю.Цезаря на ул.Ганнибала. 39. «Бастарны рубили безмолвно. Иногда они встречались лицом к лицу с даками и те гневно окидывали их взглядом, не все бастарны переносили взгляды товарищей, некоторые несмотря рубили в массу. Большинству из них было стыдно, что им приходилось бить своих братьев.» Им было стыдно, но они продолжали рубить даков, борясь со стыдом и идя поперек своей совести – так и хочется добавить. Не смешно. 40. «Дарабал вращал двуручной секирой» А это что? Двуручный меч, понимаю. Двуручный топор, это такой, здоровый, зыкинский, как у гнома в игрушке «Golden Axe» для сеги-меги-драйв? 41. «Сарматы приволокли цепи и обмотав им разные части кораблей, части реки, безпорядочно побросав их в воду, зацепив крюками сковали корабли даков.» Хитрые млять предусмотрительные сарматы, заранее выковали и притаранили железную цепь. Не может быть, не может. 42. «Бастарны стали брать корабли на абордаж» А вот этого не надо, ладно? Я все могу понять, дакийский флот, но бастарнов-то зачем трогать, тоже мне знатные пираты Кариб... тьфу, Эвксинского моря? 43. «Уже не один римский солдат лежал в сырой земле. Положила его туда тяжелая дакийская фальката, сарматский катафрактий и германский топор.» Фальката не тяжелая, как бы этого ни хотелось автору! Почему наряду с предметами вооружения перечисляется род войск? Положил его туда дакийский меч, сарматский воин, германский топор... Звучит? 44. «-Траян,- спросил римского наместника в Германии Супериор его друг Флавий,- вся империя говорит о том, что даки стали терзать границы поднебесной.» Поднебесной, хм? Поднебесная, цветущая середина – это все эпитеты по отношению к... правильно, к Китаю! 45. «Во мне тоже течет фракийская кровь» Это говорит, кто бы вы думали... Траян, будущий император Марк Ульпий Траян, родившийся в Италике (Севилья, Испания). 46. «при Альпах, триста даков и германцев заняли Ферпомильское ущелье против бесчисленной рати двух римских легионов.» Это такой юмор, да? Триста даков и германцев (вместо спартанцев Леонида) в Фермопильском ущелье, которое не на Халкидике оказывается, а в Альпах... Учебник древней истории Коровкина для 5-го класса. Там же в библиотеке спросить учебник географии и контурные карты. 47. «-Да, Траян, наши золотые асы могут решить исход любой битвы...» говорит Флавий, который совсем не разбирается в нумизматике, или никогда не видел римской наличности. Асс – медная монета! 48. «в сармата со шлемом, на котором красоваля сокол.» Это наверное навеяно рекламой пива «Сармат»... Уж лучше бы сарматы в повести были вовсе без шлемов. 49. «На своих оставшихся двух кора***х даки давно покинули воды седого Борисфена, где на пути им иногда еще попадались венеды, в которых они тут же пусали тучу стрел. Теперь их корабли проходили мимо Килликийских земель (!) назад, домой в Дакию» Это как это, как это мимо Киликийских земель??? Поясняю, от Днепра до Тиры (Белгород-Днестровский), по мнению автора, самый короткий путь лежит через Киликию (юго-восток Малой Азии). 50. «Римляне быстро выстроили небольшую черепаху», нападая на пеших даков. Зачем, спрашивается, непонятно. Черепаха, она вроде для штурма крепостей. Ну ладно, римляне по привычке выстроили черепаху, не особенно задумываясь зачем им оно было нужно. На этом пока все. Автор, пиши еще, без тебя скучно. Чуть не забыл, ссылка на источник http://forum.md/Discuss.aspx?id=181831