1674

Вайнахи

Вайнахи. Два родственных народа — ингуши и чеченцы — объединены общим названием «вайнах» — «наш народ». В письменных исторических источниках это название не встречается и является современным. Здесь мы имеем один из примеров смены этнонимов в ходе исторического развития народов и изменения конкретных политических демографических условий. Наименование «вайнахи» в литературе часто встречается в усеченной форме «нахи», оба названия эквивалентны.К сожалению, сведения о вайнахах в древних источниках почти отсутствуют, что объясняется удаленностью их страны от черноморских портов, посещавшихся античными писателями и путешественниками, а также обитанием вайнахов в изолированном от внешнего мира высокогорье, весьма труднодоступном. Без особых преувеличений можно сказать, что проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории вайнахов остается окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности (в том числе в восточном Закавказье, особенно в горногрузинских районах Хевсуретии, Пшавии и Тушетии) представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом ученых, остаются на уровне предположений и гипотез. Пропагандируемые рядом вайнахских авторов престижные версии о происхождении указанных народов от древних египтян, этрусков, урартов, их связи с сарматами, некогда громадных «исконных» территориях и т.п. научной основы не имеют и не могут приниматься во внимание. В свете имеющихся в нашем распоряжении данных вайнахи представляются одним из древнейших автохтонных кавказских этносов, подобно адыгам.Наиболее раннее и достаточно достоверное упоминание вайнахских народов содержится в «Армянской географии» VII в., приписываемой Ананию Ширакаци. Последний свидетельствует, что в Азиатской Сарматии (территории восточнее р. Дон, в том числе Северный Кавказ) среди множества других племен обитают нахчаматьяны и кусты. В первых определенно узнаются чеченцы (самоназвание «нохчо», «нохчи»), во вторых — ингуши («кисты», «кишты» грузинских источников). Отсюда можно сделать вывод, что уже в VII в. вайнахский этнический массив был дифференцирован на две отдельные части, соответственно с отдельными названиями и территориями. Однако в грузинских средневековых источниках (а Грузия непосредственно соседила со средневековыми вайнахами и была о НИх осведомлена) наряду с отдельным нахским племенем кистов встречаем общее для ингушей, чеченцев и горногрузинских бацбийцев название дзурдзуки.В эпоху раннего средневековья, до татаро-монгольского нашествия XIII в., вайнахские племена занимали горные ущелья к востоку от верховьев Терека вплоть до территории Дагестана. Возможно, какая-то часть вайнахов находилась и на предгорной равнине, но последняя была обжита и контролировалась ираноязычными пришельцами сарматами, с IV в. аланами. История отношений вайнахов с сармато-аланами изучена очень слабо, и здесь многое находится в области предположений и обсуждений. В частности, до сих пор не изучен с достаточной основательностью и спорен вопрос о возможном обитании населения вайнахского происхождения к западу от верховьев Терека (носители горной кобанской культуры I тыс. до н.э.)В VIII-IX вв. дзурдзуки-вайнахи принимали активное участие в борьбе против арабов, захвативших значительную часть Закавказья и стремившихся прорваться на Северный Кавказ. По этим причинам арабский полководец Мерван, предав мечу Азербайджан, Армению и Грузию, «вступил в Дзурдзукстию, опустошил Дзурдзукетию (т.е. страну вайнахов) и Чартали», согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба». В этой борьбе с арабами вайнахи выступали как союзники хазар и алан, что указывает на мирный характер их взаимоотношений.С XI в. грузинские миссионеры насаждают в стране вайнахов христианство, охватившее современную горную Ингушетию. Но христианство здесь не привилось и не подавило традиционные языческие верования, основы которых сохранились до нашего времени. В материальной культуре они отразились, в частности, в погребальном обряде и сооружении надземных и полуподземных склепов разных типов, которые в сочетании с высокими и стройными боевыми башнями составляют «каменную летопись страны вайнахов». В этих сооружениях вайнахские народные зодчие и строители проявили и запечатлели незаурядное мастерство. У адыгов на северо-западе Кавказа подобной строительной культуры нет, и в этом — специфика развития разных регионов Северного Кавказа.В ходе длительных и сложных отношений с Россией вайнахские народы в конечном итоге, по отдельности вошли в состав Российской Империи: в 1810 г. русское подданство приняли ингуши, в 1859 г. — после окончания Кавказской войны на северо-восточном Кавказе — чеченцы. В конфессиональном отношении вайнахи мусульмане — сунниты. В Чечню ислам пришел из Дагестана и стал распространяться с XVI в.
0