1351

СТРАСТИ ПО АНТАЛИИ

Еще месяц назад кишиневским операторам туристического рынка стало понятно, что Анталийское направление станет "золотым" по продажам. Спрос на туры в Анталию в разы превзошел ожидания турбизнеса. Это и определило главный "стратегический объект" сезона, на раскрутку которого были брошены все силы компаний, а также львиные доли их рекламных бюджетов. Некоторые бизнесмены утверждают, что в последние годы объем рекламы отдыха в Анталии стремительно увеличивался и сейчас его можно оценить примерно в $500 тыс. Часть из них - деньги турецких партнеров, заинтересованных в узнаваемости своих брендов в Молдове. На самом деле такую подмогу получают не больше трех операторов. При этом турецкое Правительство не субсидирует рекламные кампании в Молдове: 10 тыс. молдавских туристов в год для Анталии - капля в море. В 2004 году турецкая Ривьера приняла 17,5 млн туристов и заработала на этом почти $16 млрд. Примерно 10% из общего числа отдыхающих - россияне (они на втором месте после немцев). Такой расклад только в этом году побудил турецкое Правительство выделить на рекламную кампанию в России $5,5 млн. Большинство участников туристического рынка в оценках объема рекламы Анталийского направления были более скромны. Солидных молдавских туроператоров, делающих погоду на рынке, не более десяти. Рекламные бюджеты, в среднем, у каждого из них составляют $10-15 тыс. в сезон. С учетом рекламных расходов мелких агентств, реально объем рекламы Анталийского направления в Молдове можно оценить максимум в $200 тыс. Из них более половины уходит на наружную рекламу и рекламу в масс- медиа. На втором месте - рекламная полиграфическая продукция (т.н. флайера). Из оставшейся части бюджета оплачивается почтовая рассылка купонов и прочие мелкие мероприятия. В нынешнем году рекламные войны начались в апреле. На тот период основной фишкой служили специальные цены. До 15 июня, т.е. до начала жаркого сезона такие скидки практикуются практически всеми операторами. Недельный тур в Анталию предлагался всего за 250-270 евро. Когда на первомайские праздники вместо одного традиционного авиарейса в Анталию вылетело два самолета с молдавскими туристами, а через неделю - еще три, туристические компании сменили тактику. Реклама Анталийского отдыха стала настолько массированной и агрессивной, что начисто обезличила торговые марки организаторов туров, оставив в сознании потребителей только одно слово - "Анталия". Ситуацию усугубило и то, что у кишиневских туроператоров сложилось самое разное мнение о рейтингах рекламоносителей. Одни считают самыми эффективными радио и телевидение, другие верят только в наружную рекламу. Хотя все предлагают одинаковый продукт. Как выяснилось, на практике потенциальные туристы руководствуются другими критериями, в 60% случаев на выбор влияет "сарафанное радио". При общем ажиотаже может сложиться впечатление, что в этом сезоне турфирмы получат баснословную прибыль. Однако ситуация на рынке такова, что многие, кто бросил все свои активы на Анталийское направление, рискуют оказаться в убытке. Причина в том, что в игру вступили авиакомпании. В этом году "Аир Молдова" и "Туркиш Эрлайнз" воспользовались своим правом на выполнение регулярных чартерных рейсов в Анталию. Монополия этих авиакомпаний лишила кишиневских туроператоров права заниматься чартером. В туристическом бизнесе роль первой скрипки играет именно держатель чартера. Чартерная перевозка дешевле регулярной на 40-50%, за счет этого уменьшается стоимость кресла и увеличивается туристический поток на определенное направление. Чартер - это еще и контроль над ценообразованием билетов. Т. е. туроператор, закупая самолет у авиакомпании на 25 рейсов, с одной стороны рисковал недозагрузкой, с другой же был хозяином положения. Чартерные перевозки практиковали фирмы "Солей", "Холидей-Сервис", "Токо-тур" и др. В прошлом году шесть туроператоров объединились вокруг фирмы "Трансдакус", которая взяла на себя организацию чартерных перевозок в Анталию. Конкурентам такое объединение было выгодным: каждый из них получал свою квоту пассажирских кресел и, в случае недобора туристов у одного, места заполнял "перебор" туристов конкурента. При этом не страдала ни одна торговая марка, так как перевозка выполнялась под эгидой фирмы, название которой туристу ни о чем не говорило. В этом году авиакомпания "Аир Молдова" эксклюзив на продажу билетов на чартерные рейсы в Анталию отдала своему дочернему предприятию - "Скай Альянс". Директор фирмы "Солей" Игорь Мыра сообщил, что в результате цены на билеты в Анталию подскочили на 40%. Мало того, доступ к пассажирским креслам получило множество мелких туристических фирм. Начался ажиотаж: все стали закупать свои квоты, не думая как их заполнить. "В чартере, как и в гостиничном бизнесе, надо учитывать около 25% недозагруза. При идеальной работе этот показатель снижается до 10%. Все эти "дыры" надо закладывать в затраты, т.е. незаполняемость пассажирских мест в течение сезона входит в стоимость билета. Многие фирмы этого не понимают. В нынешнем сезоне недозагруз будет на уровне 15-20% и непокрытие этих расходов сейчас приведет к убыткам в конце сезона. У многих прибыли почти не будет, а значит, не будет и развития отрасли". В компании "Скай Альянс" ответили примерно следующее: "Четыре рейса в неделю на Анталию идут со 100%-ной заполняемостью пассажирских мест. Цены на билеты ниже некуда - 195 евро. Летайте самолетами "Аир Молдова!" Директор фирмы "Скаволин" (торговая марка "Токо Тур") Николай Меражи считает, что цены на Анталийское направление выросли на 15%. Это связано с тем, что многие турецкие отели стали привязывать цены к евро. Скидки могут позволить себе только держатели чартера или операторы, имеющие надежных партнеров на турецкой стороне. Вообще г-на Меражи весь этот ажиотаж вокруг монополии на чартер мало беспокоит. Он заключил две очень удачные сделки, вызвав немалое удивление конкурентов: купил в прошлом году марку "Токо Тур" и добился эксклюзивных прав на работу с сетью турецких отелей "Риксос". Случай уникальный, если учесть, что "Риксос" эксклюзив вообще никому не дает. Сейчас партнеры некоторых молдавских туроператоров пытаются аннулировать этот контракт, однако процесс заполнения отелей "Риксос" уже пошел. "В прошлом году в сети "Риксос" отдыхали 2 тыс. кишиневцев, - говорит г-н Меражи. - А в этом году в Анталии открылся шестой отель сети класса "премиум" - семизвездочный отель с колоссальной инфраструктурой. Таких отелей в Турции больше нет. Мы провели его презентацию в отеле "Дедеман", начали активную рекламную акцию в печати, на ТВ, установили девять рекламных щитов. Турецкая сторона оказала нам хорошую рекламную поддержку. Еще до начала сезона я закупил определенную квоту номеров в этом отеле (иначе эксклюзив не получить). Первый заезд был самым дешевым - 900 евро, но в горячий сезон путевка будет стоить 1100 евро". Турецкие отели работают довольно интересно. Напрямую туристу никто из них место не продает (иногда это возможно, но за бешеные деньги). Только через туристическую компанию! В Турции давно поняли, что турфирма - именно тот глашатай, который по всему миру рекламирует имя отеля и делает это весьма эффективно. Турфирма, в свою очередь, имеет жесткие обязательства перед отелем: номера закупаются оптом, в начале сезона, с внесением предоплаты. Такие операторы как "Солей", "Холидей-Сервис", "Робинзон", "Каноник Тур", зарекомендовавшие себя на турецком рынке, могут позволить себе работать без предоплаты, т. е. гарантировать заполняемость заказанных мест честным словом. Рекламную поддержку турецкие партнеры редко оказывают. Свою лепту они вносят лояльным отношением к штрафным санкциям. Практика их применения - одно из обязательных условий бизнеса. К примеру, отмена молдавской фирмой забронированных мест карается большими штрафами, но иногда на это могут посмотреть сквозь пальцы. Феномен Анталии прост и понятен: туристов устраивает соотношение цены и качества такого отдыха, отсутствие при въезде административных препон. Мало того, у молдавского туриста практически нет выбора. Сегодня единицы могут попасть в Испанию. Египет вообще закрыт для обладательниц молдавского паспорта в возрасте до 35 лет. Туроператоры удивляются: у двадцатилетней россиянки или украинки проблем с этим не возникает, а нашим женщинам путь туда заказан и этот факт абсолютно не беспокоит молдавское Правительство. Впервые Анталийское направление было открыто компанией "Молдэвиан Эрлайнз" ровно десять лет назад. До сих пор туристический рынок не может найти альтернативного предложения. Начали, было, раскручивать Тунис, однако сервис там хуже Анталийского. В этом и заключается "фишка" Анталии. http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=616&IssueDate=24.06.2005&YearNum=24&Theme=79&Topic=16365.........................................................почему в черный список? потому: "В этом году авиакомпания "Аир Молдова" эксклюзив на продажу билетов на чартерные рейсы в Анталию отдала своему дочернему предприятию - "Скай Альянс". Директор фирмы "Солей" Игорь Мыра сообщил, что в результате цены на билеты в Анталию подскочили на 40%."....
0