Не дождетесь!
На фоне всех этих исторических кульбитов и очевидных геополитических поражений последнего времени становится понятным настойчивое стремление российского руководства не только торжественно отметить 60-летие победы над фашистской Германией - так было всякий раз, когда речь шла о круглой дате, но и превратить этот праздник в демонстрацию величия России, которая, став правопреемницей Союза, унаследовала, как выясняется, не только ее долги и ракеты, но и историческую память.А вот стремление этот праздник испортить - причем именно сейчас, а не в 1985-м, 1995-м или в 2000-м, - невозможно объяснить, не прибегая к конспирологии. Действительно, если бы от России на самом деле хотели извинений и покаяния, так их надо было требовать на заре перестройки - тогда обновленный Союз был готов приносить извинения за все, что наворотили его бывшие правители. И надо признать, что Союз уже извинялся и за Польшу, и за Венгрии, и за Чехословакию.Да и перед прибалтами фактически извинился и отпустил их на все четыре стороны - раньше всех, еще до распада Союза. Впрочем, во времена Горбачева и Ельцина слово "оккупация" не звучало столь настойчиво, да и странным казалось иметь претензии к России, президент которой вполне однозначно поддержал стремление прибалтийских стран добиться отделения еще в декабре 1990-го, когда его собственное положение было не особенно прочным.А потом, во время августовского путча 1991 года, именно москвичи да Верховный Совет РФ, т. е. те же россияне вышли на защиту свободы, в то время как прибалты, западенцы и прочие свободолюбивые жители союзных республик тихо отсиживались по домам и ждали, чем все это кончится.Тут то оно и кончилось, довыступались "За вашу и нашу свободу!".И тем не менее хочется спросить, зачем (или почему) накануне Праздника Победы с Запада от России требуют покаяния, а с Юга - грозят терактами и обещают устроить 9 мая большой фейерверк, причем не только в Москве или на Северном Кавказе - как это бывало и раньше, но и в городах Урала, и Сибири.Да и вообще, как-то уж больно подозрительно это выглядит - так дружно всем миром, и с явным желанием унизить, еще раз унизить и еще больше унизить.Еще вызывает удивление то сладострастное удовольствие, с которым некоторые российские СМИ старательно собирают и подробно пересказывают все гадости, которые рассыпаны по иностранной прессе, а также антироссийские комментарии "хорошо известных в узких кругах" политиков и так называемых общественных деятелей.Очень хочется "наехать", но боятся, что ли? Все-таки почти в каждой российской семье действительно помнят о тех, кто воевал или погиб во время Великой Отечественной войны.Между тем вся эта информационная кампания, проводимая, на первый взгляд, под лозунгом "разоблачения злодеяний сталинского режима", на деле почему-то оказывается адресованной современной России, которая уже давно отчитала все эти грехи на коллективной исповеди.Впрочем, "отчитали" те, кто постарше, они все это помнят и, в общем, понимают, а вот молодые люди, учившие историю по учебникам, написанным в рамках освоения грантов, зачастую не могут ответить на вопрос, кто победил в Гражданской войне 1, но зато точно знают, что определяющую роль в победе над фашизмом сыграли союзники, ведь "война кончилась через год после их высадки в Нормандии, а так бы еще воевали и воевали, и не известно, чем бы дело кончилось"2.Такую информационную атаку, да еще приправленную постоянно повторяемыми рассуждениями о том, что "патриотизм является последним прибежищем негодяев", трудно - даже если в ответ рискуешь получить клеймо "сталиниста" - квалифицировать иначе, как "идеологическую диверсию", нацеленную на разрушение национального самосознания и размывание государственного суверенитета.А вот как сопротивляться этой атаке, совершенно непонятно, тем более, что и опереться-то, как представляется, не на что: сплошная мешанина из глобализма, монетаризма, мондиализма и прочих символов всеобщности, которые парят в холодном безвоздушном пространстве над блестящими упаковками вульгарного примитивизма.Разве что вспомнить про крепкие тылы в виде исторической памяти и почти животного ощущения собственной самости, понимаемой не как отдельность убогого индивида, но как уникальность и самостоятельность человека, осознающего себя частью своего народа.И тут надо сказать отдельное спасибо госпоже Вике-Фрейберг и всем прочим, кто своими оскорбительными выпадами в адрес России заставляют ее вынырнуть из полу-беспамятства и, снова окунувшись в дела минувших дней, вспомнить о "гордости великороссов".Прямо по Пушкину, который признавался: "Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно".Или еще, в письме к Чаадаеву: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории своих предков, такой, какой нам Бог ее дал".Примечания:1 Это не фигура речи. Дочка моих вполне интеллигентных друзей, которая вполне успешно учится по всем предметам, задала этот вопрос своим родителям, поскольку "объективная" подача материала на уроках истории не подразумевала внесения ясности в этот вопрос.2 Это почти прямая цитата из рассуждения еще одного одиннадцатиклассника.