1801

История духов.

Известная экологическая организация "Greenpeace" обнародовала доклад под названием "Eau de toxines", в котором приведены результаты анализа 36 широко известных ароматов. Несмотря на то, что действующим законодательством Евросоюза не предусматривается контроль за содержанием в парфюмерии фталатов и синтетических мускусов, "зеленые" решили все-таки попытаться выявить их. Но пока ученые спорят и рисуют бензольные кольца, любители ароматов, к которым в равной степени относятся и мужчины, и женщины, покупают "концентрированные молекулы удовольствия", известные с глубокой древности. Египет - родина духов Магическая сила ароматов известна с библейских времен. Рецепты их приготовления можно найти в Талмуде и Ветхом Завете. О применении душистых веществ и их удивительных свойствах записано в индийских "Махабхарате" и "Рамаяне", в арабских "1000 и одной ночи". Там упоминаются ароматические палочки и курильницы, которые использовали для создания благоприятной атмосферы в домах, а также при проведении магических ритуалов. Гораций и Овидий в своих сочинениях пишут об ароматических средствах и маслах, применявшихся при утреннем туалете и после бани - розовом, лавандовом, абрикосовом масле. Древние были уверены, что масла и другие вещества, используемые в ароматерапии, оказывают благотворное воздействие на физическое и психоэмоциональное здоровье человека. Людям свойственно приписывать магические силы тому, чего они не знают или не понимают. Издревле считалось, что аромат каким-то мистическим образом взаимодействует и влияет на нашу жизнь, поэтому масла применяют в религиозных практиках всех вероисповеданий. Их восхваляли, как бесценный дар богов, их запрещали, считая творением черной магии. Им приписывали исцеляющие свойства, использовали как предмет роскоши и средство обольщения Жрецы Египта обязательно использовали во всех своих молитвах и ритуалах мирру и ладан, амбру и сандал, чтобы пробудить прекрасными ароматами статую уснувшего бога. В Древнем Египте искусство парфюмеров было уникальным: они умели готовить ароматические масла, мази и бальзамы, некоторые из которых, будучи найденными много столетий спустя, продолжали благоухать.. Жители Ахетатона, столицы Древнего Египта, любили отдыхать в послеполуденное время на крышах своих домов, уставленных горшками и вазами с благоухающими цветами. Дочери фараона Эхнатона во дворце своего отца в специальной комнате смешивали пахучие смолы, кренья и травы и поджигали их. Обнаженные, они садились вокруг сосуда с тлеющими благовониями, накрывали себя плотной тканью - так, чтобы ароматный дым пропитал все тело. Прочие египтянки всегда носили с собой пахучие травы, зашитые в небольшие мешочки, и смазывали волосы ароматическими бальзамами. Из древних манускриптов известно, что в XVI веке до нашей эры в качестве духов египтянки пользовались растительными маслами, добавляя в них сок водяной лилии и лотоса. "Ароматное влияние" Египта быстрее дуновения ветра распространилось на Месопотамию. Храмы Пальмиры и Вавилона возводились из благоухающих пород деревьев, чтобы задобрить богов, а наиболее часто употребляемыми в религиозных обрядах становятся мирт, аир, кедр. В X веке до нашей эры царица Савская преподнесла в дар Соломону, царю Иудейскому, драгоценную шкатулку с благовониями. Александру Македонскому такая шкатулка досталась в качестве военной добычи - после победы над Дарием. При археологических раскопках на берегу Мертвого моря была обнаружена целая парфюмерная фабрика - жернова со следами измельченных трав и растений, котлы для приготовления ароматических составов. Этой огромной древней лабораторией владела Клеопатра. Первый флакончик появился в Риме Историки и археологи считают, что пальма первенства в применении душистых веществ принадлежит именно храмам. Это подтверждают иероглифы на стенах древних египетских святилищ и античные легенды Греции, донесшие до нас некоторые тайны ароматов. По одной из легенд греческий паромщик Фаон был обделен любовью и весьма безобразен. Его пожалела богиня любви Афродита и подарила ему маленький волшебный флакончик с благовонной жидкостью. Смазав лицо духами Афродиты, Фаон преобразился настолько, что обворожительная Сафо с острова Лесбос, известная своей эротической поэзией, влюбилась в него. Душистая божественная вода изменила всю жизнь паромщика, сделав самым счастливым человеком. Древние греки были первыми, кто стал добавлять в состав духов пряности и специи. Уже тогда знали, что запах роз восстанавливает силы при переутомлении, а аромат мяты поднимает настроение. В Греции появляются и первые парфюмеры - "винокуры мазей", составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Каждый уважающий себя грек не выходил из дома, не воспользовавшись ароматизированной водой, а древнегреческие красавицы прятали в сложные прически маленькие кулечки с козьим жиром и экстрактом жасмина. Под солнцем жир плавился и распространял аромат цветов. После Греции и Востока ароматный эфир проник в Древний Рим. Именно римлянам удалось открыть целебные свойства многих ароматических веществ. Но самое главное их открытие - стеклянный флакончик для духов, заменивший глиняные сосуды, используемые греками. Жизнь древних была насыщена ароматами. Они пропитывали туалетной водой навесы в амфитеатрах, фонтаны розовой воды били на площадях античных городов. На знаменитых пирах Нерона в перерывах между блюдами из специальных серебряных труб летели благоухающие брызги, доводя порой гостей до сладких обмороков. Но ароматы летучи, их жизнь недолговечна. С появлением христианства парфюмерное искусство практически исчезает. Но в средние века о лечебной силе ароматов вспомнили вновь. Страшные эпидемии чумы, холеры, тифа, туберкулеза отступали перед эфирными маслами гвоздики, базилика, мирта, розмарина, померанца, чеснока и лука. Ароматами отгоняли злых духов, исцеляли больных. В то же время на Востоке производство благовоний достигает наибольшего расцвета. Ароматы ценились столь же высоко как, и драгоценные камни. Например, амбра ценилась наравне с золотом и невольниками. Открытие арабами в XII веке процесса дистилляции спирта стало началом производства духов в нашем сегодняшнем понимании. И вскоре крестоносцы через Венецию вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке "искусство очищать и украшать свое тело ароматическими веществами и запахами". Королевская парфюмерия против старости и вони Историки парфюмерии считают, что первые духи в Европе появились в 1367 году. Это была "Вода венгерский королей" ("Eau de Hongarie"), приготовленная королевой Елизаветой Венгерской по рецепту монаха-отшельника. Существует легенда, что именно благодаря этим духам королева до глубокой старости сохранила свою удивительную красоту - когда ей было уже 72 года, к ней посватался 25-летний польский король. Следующий виток в истории парфюмерии ведет во Францию. В XVI веке супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи, приехав во Францию из Италии, основывает в Грассе первую парфюмерную лабораторию. Грасс был еще и крупным кожевенным центром, и именно отсюда пошел обычай ароматизировать перчатки с помощью экзотических специй, мускуса, амбры, жасмина. Это была не только дань моде - на городских улицах в то время царила невыносимая вонь и аристократы могли хотя бы отчасти защитить свои чувствительные носы, закрыв их благоухающей перчаткой. У Екатерины был даже свой парфюмер - Рене, флорентиец, парфюмерные опыты которого подробно описал Александр Дюма. Исторический факт, что производство духов расцвело во французском королевстве более четырехсот лет назад, как реакция на нестерпимое "амбрэ" больших городов. Как писал Патрик Зюскинд в уникальном романе "Парфюмер", "в городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - скверным углем и бараньим салом; не проветренные гостиные воняли слежавшейся пылью. из каминов несло серой, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и не стиранным платьем. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах". Дальнейшему развитию парфюмерии поспособствовал французский король Людовик XIV - по его приказу все придворные должны были использовать новый аромат чуть ли не каждый день. В то время духи были привилегией аристократии и нередко изготавливались на заказ. При этом король-солнце и его надушенное окружение пренебрегали просто водой и не утруждали себя столь неприятной процедурой мытья в ванной. Для того, чтобы заглушить свои естественные запахи они обильно использовали специальные ароматические препараты, поставляемые придворными парфюмерами. Одеколон как средство от чумы В 1694 году было сделано мировое открытие - изобретена "кельнская вода" (Eau de Cologne), с которой и начался отсчет в истории современной парфюмерии. Легенда гласит, что однажды итальянский цирюльник Джан Паоло Феминис в поисках счастью покинул родину и отправился в Германию. Там удача улыбнулась ему, и он создал "восхитительную воду" (Aqua Admirabilis), состоящую из виноградного спирта и масел нероли, бергамота, лаванды и розмарина - одеколон. В то время кельнская вода подавалась не как ароматическое средство, а как чудодейственный эликсир, исцеляющий почти от всех болезней, в том числе от чумы и оспы. Во время эпидемии оспы в Германии к каждому флакончику прилагалась инструкция: "Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы, она лечит желтуху, катар, обмороки, колики в животе, боку и груди, исцеляет от ожогов, придает силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабляет звон в ушах, прибавляет красоту, так как делает кожу гладкой и наделяет ее прекрасным цветом". Популярность одеколона была невероятной. Филиалы по изготовлению средства, возглавляемые братьями и племянниками Джованни открывались во многих городах страны. А после Семилетней войны 1756-1763 годов "кельнскую воду" узнали во всей Европе. В России эта "водичка" более известна как "Тройной одеколон". Стать "тройняшкой" "кельнской воде" помог Наполеон. В 1810 году он издал декрет, требующий открыть рецепты всех лечебных средств. Чтобы сохранить секрет производства "Кельнской воды", ее объявили парфюмерным средством, добавив в ее состав душистые компоненты. Император был в восторге от новинки. Благодаря ему этот одеколон стал популярен в высшем свете. Но только в 1828 году с появлением фирмы Пьера Франсуа Паскаль Герлена начинается промышленное развитие парфюмерии. Благодаря открытию способа получения ароматических субстанций путем химического синтеза происходит революция в производстве духов. Цитрусовая "Eau de Fleurs de Cedrat" от Герлена впервые превратила туалетную воду из упрощенной версии духов в нечто большее. Именно французские флакончики с ароматной жидкостью впервые появились на туалетных столиках знатных дам царского двора. Массовое производство парфюмерной продукции в России было основано также французским подданным - Генрихом Брокаром. Обосновавшись в Москве, он принял православие и стал именоваться Андреем Афанасьевичем. К концу XIX века он учредил парфюмерное товарищество "Брокар и К°". В 1873 году Москву посетила великая княгиня Мария Александровна. Во время приема в Кремле Брокар преподнес ей букет восковых цветов, каждый из которых имел присущий ему природный запах. Дар был оценен по достоинству, и с 1894 года Брокар - "поставщик государыни великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской". А в 1889 году на Всемирной выставке в Париже его продукция была удостоена большой золотой медали. Духи "Персидская сирень", созданные Брокаром как подарок жене ко дню их серебряной свадьбы, получили Гран-при Вскоре малюсенькое товарищество Брокара, в котором поначалу, кроме него самого работали всего две человека (мыловар Алексей и рабочий Герасим), становится одной из крупнейших фабрик в Европе. В 1917 году фабрику национализировали, а через пять лет она получило название "Новая заря". А в 1925 году визитная карточка дома Брокара - духи "Любимый букет императрицы" переименовали в "Красную Москву", предел мечтаний советских модниц. Валерия Павлова Колдовство аромата или химические формулы Все-таки алгеброй измерить гармонию можно, ну а химией - магические, колдовские, обворожительные ароматы. Все запахи поддаются классификации, потому что духи - это на самом деле смесь различных ароматических веществ, растворенных в самом качественном из имеющихся спиртов. И все-таки запахи "должны быть похожи на шепот, но никогда - на крик". "Колдовские" свойства духов зависят от рецептуры пахучей смеси, но создание настоящих духов - все-таки не наука, а искусство в основе которого не только расчеты и знание законов физики и химии. Успех парфюмера во многом зависит от его интуиции и эстетического вкуса, потому что сама цель эфемерна и неосязаема. Она существует только в воображении маэстро. Механизм действия аромата на организм человека изучен недостаточно. Считается, что обычный человек различает 10 тысяч запахов. Сначала на запах реагируют органы обоняния, от которых соответствующий сигнал поступает в мозг. Затем вступают в дело гормоны, которые в свою очередь влияют на эмоциональное состояние, здоровье, на конкретные действия и поступки человека. Потенциал возможностей запаха огромен. Ему вполне по силам оказать как негативное, так и позитивное влияние на человека - на его чувства, эмоции и даже мысли. Современные парфюмеры, комбинируя запахи, смогли создать около 3 тысяч ароматов, которые делятся на женские и мужские, теплые и холодные, а в последнее время стали популярны запахи unisex. В мире до сих пор не существует универсальной системы классификации ароматов, каждая фирма-производитель разрабатывает под себя свою "табель". Но есть и общепризнанные системы, как, например, Haarmann & Reimer, Dragology 2000, La Parfumerie. При этом все попытки классифицировать ароматы довольно схематичны. Эмоциональное восприятие запаха и фантазии парфюмеров с трудом помещаются в 14 основных групп: ШИПРОВЫЕ (женские и мужские) Ароматы этого семейства - это шалфей, лаванда, дубовый мох, пачули и смола. Название "шипровые" связано с островом Кипр в Средиземном море, и его первым использовал Francois Coty, выпустив духи с тем же названием. Они сочетают в себе изысканную сладость и бодрящую свежесть с привкусом легкой горечи. ЦИТРУСОВЫЕ (женские и мужские) Эти ароматы включают лимон, мандарин, грейпфрут, и бергамот. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для как для отдыха на природе, так и для особых случаев. ЦВЕТОЧНЫЕ (женские) Ароматы в этом семействе включают фиалку, гвоздику, розу, гардению, лилию, туберозу и нарцисс. Цветочные духи обычно состоят из комбинации нескольких различных цветочных ароматов. ЦВЕТОЧНО-ВОСТОЧНЫЕ (женские) Ароматы этого семейства - жасмин, гардения, мандарин, фрисия; конечные ноты сандалового дерева, мускуса, янтаря, и абрикоса. Цветочно-восточный тип - это подкатегория цветочного семейства и достаточно обширен, чтобы дать ему точное определение. Духи этого семейства рекомендуется использовать днем и ночью, так как они содержат экзотические цветы и пряности. ФУЖЕРНЫЕ или ПАПОРОТНИКОВЫЕ К этой группе относятся в Основном мужские запахи. Чаще всего папоротниковые сочетают в себе запахи лаванды, бергамота, кумарина с ароматами древесных нот и дубового мха. Название группы произошло от прототипа, которым были духи Fougere royale (Королевский папоротник), выпущенные в 1882 году. ФРУКТОВЫЕ (женские) Ароматы в этом семействе включают яблоко, абрикос, мандарин, бергамот, нероли, ананас, и папайю. Эти духи чистые и свежие как цитрусовые, мягкие и теплые как персик. ЗЕЛЕНЫЕ (женские) Ароматы в этом семействе включают розмарин, лаванду, сосну, можжевельник, гиацинт, и гальбанум. Это запах зеленых листьев и свежесрезанной травы, смешанной с осенними бризами. АЛЬДЕГИДНЫЕ (женские) Ароматы этого семейства синтезированы из альдегидов, что обеспечивает большое разнообразие нюансов в ароматах этого семейства. Взаимодействуя с температурой кожи, эти ароматы приобретают насыщенность, становятся более яркими, кроме того, альдегиды усиливают другие ноты в духах. ОРИЕНТАЛЬНЫЕ или ВОСТОЧНЫЕ (женские и мужские) Восточные духи обладают яркостью и пряным оттенком с экзотической нотой. Запах этих духов несколько тяжеловатый и густой, а иногда сухой с бальзамическими оттенками. Ароматы в этом семействе - это янтарь, ваниль, сандал, мускус, амбра, перец и гвоздика. МОРСКИЕ, ОЗОНОВЫЕ, ОКЕАНИЧЕСКИЕ (женские и мужские) Ароматы в этом семействе - это полностью синтетические ароматы, напоминающие о таких эмоциях, которые невозможно уместить во флаконе: утренний бриз, брызги волн, воздух в горах, природные стихии. ПРЯНЫЕ (женские и мужские) Ароматы этого семейства включают запах имбиря, корицы и кардамона, а также цветы, имеющие пряные ноты, такие как гвоздика и лаванда. АМБРОВЫЕ или ЛАВАНДОВЫЕ (мужские) Это семейство включает в себя лавандовые масла и лавандовые растения, которые растут на юге Франции. Самые древние, ароматы лавандовых являются чистыми, яркими, натуральными запахами и идеальны для повседневного использования. КОЖАНЫЕ (мужские) Масло, можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы. Насыщенная комбинация дымного и мягкого запаха делает это семейство ароматов часто используемым в одеколонах, дезодорантах, гелях и т. п. ДРЕВЕСНЫЕ (мужские и женские) Это семейство состоит из ароматов сандалового дерева, розового куста, кедра, vetiverа, а также содержит подсемейство морских (океанских, озоновых) древесных ароматов: мирта, мускуса и голубого ирисаhttp://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=5606149
0