747

Россия продолжает рассматривать Приднестровье как свою вотчину ?

Некоторые политические силы в России продолжают рассматривать Приднестровье как свою вотчинуКак очень верно заметил недавно эксперт российского Института политических и военных исследований Сергей Маркедонов: "Работая с непризнанными государствами, Москва почему-то категорически не хочет наладить нормальный диалог с государствами признанными". Почему вообще российский политбомонд считает достойным взаимодействие с сепаратистскими режимами? Откуда берутся все эти тиражируемые и муссируемые интервью лидеров таких режимов? Кому нужны сопровождающие их комментарии политологов и политтехнологов? Почему, в конце концов, кто-то постоянно пытается опротестовать легитимность реинтеграции суверенных государств? Что происходит?Виртуальная реальностьНе хочется ерничать и утрировать, но активность ряда российских политиков и средств массовой информации пространства для других методов не оставляют. Так вот, предлагаю читателю представить себе, какую реакцию со стороны Российской Федерации вызвала бы публикация в центральной молдавской газете интервью, скажем, с Асланом Масхадовым. При этом последний должен быть представлен в качестве президента признанной рядом арабских стран Республики Ичкерия, руководящего борьбой своего народа за независимость. При этом следует, конечно, стыдливо промолчать о методах и последствиях этой борьбы. Далее целесообразно было бы организовать визит в ичкерийские горы группы депутатов парламента Молдовы. А отчет об их визите снабдить пространными комментариями и цитатами на тему агрессивной политики некоторых государств. И в качестве завершающего штриха, например, ректор Улима господин Галбен объявляет о присвоении тому же Масхадову или покойному Басаеву, звания почетного доктора политологии. Представили? Я тоже. Дорогой лжи и провокацийРуководство непризнанной ПМР не в первый раз и с постоянным успехом разыгрывает сценарий, в основе которого подмена понятий. Говоря проще, что-то вроде детской игры в испорченный телефон. Помните, конечно, - один игрок говорит что-то на ухо второму, тот передает третьему и так до конца цепочки. По большей части - то, что слышит последний, существенно отличается от того, что сказал первый. Так и в нашем случае. Руководство Молдовы выражает озабоченность в связи с возможностью организации приднестровской стороной вооруженных провокаций в Зоне безопасности. Свидетельство тому - повышенная активность силовых структур непризнанной республики. Искушенный в играх для взрослых Игорь Николаевич Смирнов немедленно лично отправляется в Москву, где якобы "доносит до российского руководства реальную картину событий". То есть в кругах, близких к высшим эшелонам власти Большого северного соседа, начинает гундеть и канючить на тему, что, мол, "провокаторы-молдаване говорят, что я готовлю против них войну, а я не готовлю войну, и не хочу ее готовить, а это все они - провокаторы-молдаване". Заметьте, речь идет уже о войне, а не о провокациях, об опасности которых заявлено в обращении Молдовы! В свою очередь высшие эшелоны, кстати, и так обеспокоенные неким колебанием авторитета Большого северного соседа на значительной части постсоветского пространства, направляют группу депутатов для "разбирательства на месте". При этом, принимая во внимание "экстренность" повода, о визите этой "следственной группы" даже не информируют компетентные структуры Молдовы, на территории которой происходят события. Представительная комиссия прибывает на место и после широкомасштабных исследований, заключавшихся в выслушивании того же бреда и нытья, дает авторитетное заключение, суть которого сводится примерно к следующему: дескать, ни о какой подготовке к войне со стороны Приднестровья не может быть и речи. А вот молдаване действительно что-то замышляют". При этом мысль выслушать мнение молдавской стороны никому даже в голову не приходит. Древний китайский мудрец точно подметил: "Очень трудно найти в темной комнате кошку, особенно, если ее там нет". Так вот, оценивая стратегическую возможность начала военного конфликта, особенно если делать это без желания "копнуть поглубже", очень легко упустить из вида подготовку вооруженных провокаций на оперативно-тактическом уровне. Конечно, Приднестровье не готовятся к войне против Молдовы. Равно как и Молдова не собирается реинтегрироваться под залпы артиллерийских батарей. Даже если бы эта бредовая идея у кого-нибудь возникла, наличный военный потенциал конфликтующих сторон попросту не позволит провести мало-мальски значительную войсковую операцию. И эта реальность прекрасно известна и в Российской Федерации. За примером далеко ходить не надо. 26 января в российском издании "Зарубежье" некий политолог Алексей Матвеев опубликовал материал под громким названием "Россию выдавливают из Приднестровья". Суть материала сводится к "оранжевым революциям" и "нет - американцам", однако в контексте автор касается и возможности возникновения вооруженного противостояния. Цитирую: "Для того чтобы успешно реализовать силовой сценарий на территории ПМР и попытаться утвердить там власть, Молдавии необходим ряд условий: во-первых, сосредоточить и подготовить на границе с ПМР значительные силы, во-вторых, иметь поддержку со стороны НАТО и других европейских стран, в-третьих, исключить военное присутствие в регионе российских войск. Ни одно из этих условий сейчас не выполнимо. Укрепление молдавской армии в силу экономических причин не состоялось. Большинство боевой техники находится в нерабочем состоянии, авиация распродана. НАТО, ОБСЕ и другие институты, как известно, против силовых сценариев решения проблем на территории СНГ. Физический вывод ОГРВ сейчас и в обозримом будущем невозможен - 70% личного состава группировки в Приднестровье - местные жители". Добавить нечего. Замечу лишь, что если вышеизложенное понятно рядовому российскому политологу, то уж в информированности руководства страны сомневаться не приходится. Суровая реальностьТак, что же искали в Приднестровском регионе Республики Молдова депутаты Госдумы РФ во главе с господином Алкснисом? Ответ тривиален - они искали там того, чего не смогли найти несколько раньше. Небольшой экскурс в историю. В конце июня 2002 году в Тирасполе проходил представительный форум, называвшийся "Мы - Россия". В целом ход сего действа разительно отличался от названия. Докладчики приднестровской стороны, начиная с министра иностранных дел непризнанной республики Валерия Лицкая и заканчивая штатными провокаторами-общественниками, выразили возмущение отказом России открыто признать претензии приднестровского руководства на суверенитет региона. В действительности с приходом к власти президента Владимира Путина Россия долгое время с большой прохладцей относилась к режиму Игоря Смирнова. Кстати, именно на этом форуме Валерий Лицкай впервые заявил о возможности подключения к процессу приднестровского урегулирования европейских структур и США. Тогда же впервые заговорили о возможности применения сценария, сработавшего в Сербии и Черногории. В целом же вектор приднестровской политики отклонился тогда в сторону Украины, которая рьяно боролась за влияние в Приднестровье. Российские депутаты, участвовавшие в дебатах, были шокированы сложившейся ситуацией и потребовали объяснений лично от Игоря Смирнова. А он их даже не принял. Эффект превзошел все ожидания. Публичная пощечина российской политике обернулась прекращением работы думского комитета по приднестровской проблематике. А руководил российской делегацией на том памятном форуме, кто бы вы думали? Правильно - депутат Алкснис. Нынче, с приходом к власти в Украине Виктора Ющенко ситуация зеркально изменилась. В СМИ подконтрольных режиму Смирнова ведется массированная кампания по дискредитации нового украинского президента. Забыты прошлые обиды - депутат Алкснис вновь в Приднестровье и обласкан вниманием и почтением местных чиновников. Неизменны только разговоры о сербско-черногорском сценарии разрешения конфликта. Следует отдельно остановиться и на самом сценарии. Для непосвященных кратко изложу его суть. В ходе переговоров определяется срок, в течение которого конфликтующие стороны реинтегрируются. Однако по его завершении любая из сторон имеет право получить независимость. Буде возникнет такое желание. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что подобный "сценарий урегулирования" Республику Молдова вряд ли удовлетворит. Однако и для Приднестровья это не более чем разменная карта в торговле с Россией, тайная поддержка которой Игорю Смирнову и иже с ним жизненно необходима. Но самое нелицеприятное, то, что Россия готова участвовать в этом торге. Подтверждением тому служит, например, недавно сделанное специалистами российского оборонного ведомства открытие. Оказывается боеприпасы, складированные на российском складе в Колбасне, "не подлежат вывозу". Виновато конечно, проклятое время, сделавшее снаряды и ракеты нетранспортабельными. Проконсультировавшись с несколькими бывшими военнослужащими, знакомыми со складами в Колбасне и их содержимым с уверенностью говорю - это самая настоящая липа! Просто кому-то выгодно затянуть время и продлить пребывание на территории Молдовы контингента российских войск, вывод которого должен был завершиться еще в 2001 году. Выводы напрашиваются следующие. Если Республика Молдова намерена действительно поставить точку в затянувшемся конфликте на Днестре ей необходимо четко и последовательно добиваться поддержки интернациональных структур. Для стабилизации обстановки в Зоне безопасности и Приднестровье в целом сторонам-участникам урегулирования надо прекратить безответственный треп, в частности о необходимости усиления контингентов различных сторон, и добиться эффективной миротворческой деятельности наличными силами. Которых, кстати, для этого вполне достаточно, о чем недавно заявил для СМИ лично командующий Оперативной группой российских войск в Приднестровском регионе Молдовы генерал Борис Сергеев. А еще многие проблемы, и на международном и на внутигосударственном уровне, Молдове удалось бы разрешить, если бы наконец-то руководство республики добилось четкой юридической оценки деятельности сепаратистского режима в Приднестровье. Отсутствие таковой оценки не только осложняет деятельность всех государственных структур Молдовы, причастных к приднестровскому урегулированию, но и позволяет некоторым странам использовать режим Смирнова в своих исключительно корыстных целях.
0