998

С ОТВЕРТКОЙ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК

До конца года в Молдове будет организовано производство плазменных телевизоров и ноутбуков. Пока для внутреннего рынкаТелеканал "Евроньюс" сообщил, что правительства некоторых стран Западной Европы обеспокоены планами крупных корпораций, которые собираются переносить свои трудоемкие производства в страны с дешевой рабочей силой. В частности, в Болгарию и Румынию, где зарплаты на порядок ниже, чем во Франции. Готова ли Молдова откусить свой кусочек от этого инвестиционного пирога? Глобализация мирового рынка породила такое понятие, как "отверточная" сборка. Ее еще называют "чистым производством", не связанным с переработкой и изменением свойств товаров. Есть узкоспециализированные компании, являющиеся лидерами или даже монополистами в своих областях. И есть компании, которые под свои проекты заказывают им продукцию определенной номенклатуры. Пример - компьютерная отрасль. Основу любого ПК - процессор, можно купить только у двух компаний: "Интел" или АМД. Третьего просто не дано, а начать собственное производство не решается даже "Майкрософт". Плазменные панели для телевизоров производят четыре или пять заводов в мире. И так далее. Пионер отверточной сборки бытовой техники в Молдове ООО "Альфа-агил" продвигает товары с торговой маркой "Альфа". "У этой торговой марки, - говорит директор предприятия Мария Соломоненко, - сложная судьба. Поэтому мы используем и вторую торговую марку "Вестел", для покупателей, не лояльных к брэнду "Альфа". Сегодня "Альфа-агил" производит телевизоры, газовые плиты и видеомагнитофоны. "Мы работаем только на внутренний рынок, - рассказывает Мария Соломоненко. - Связано это, в первую очередь, с тем, что соседние страны: Россия, Украина, Белоруссия "закрылись" от нас таможенными пошлинами. При импорте же в Молдову до августа с.г. действовали следующие ставки: готовая техника из стран дальнего зарубежья - 15%, из России - 0%, комплектующие - 5%. В августе были внесены изменения. Комплектующие теперь можно завозить с нулевой пошлиной, готовую технику из дальнего зарубежья со ставкой 5%. Однако если в автофургон входит 250 комплектов для сборки телевизоров, то готовых изделий входит 340-370 штук. Транспортные расходы экономию в 5% просто съедают. Так что мы от таких "защитных" мер только проигрываем". "У меня есть письмо из министерства промышленности, - продолжает Мария Соломоненко, - где ясно сказано, что "отверточные" производства минпром не интересуют. Так как это малый-средний бизнес, обеспечивающий занятость 50-100 работникам. Им же нужны "масштабы", способные прекратить отток рабочих рук из страны. Я не понимаю: а если те люди, которые сейчас работают в "Альфа-агил" (а это специалисты с 15-20-летним стажем) тоже уедут, от этого кому-то станет лучше? Ветераны готовят молодежь, которая приходит к нам из училища или после окончания курсов телемастеров без опыта практической работы. Тем более, что при переходе на новую продукцию мы приглашаем инженеров с завода-изготовителя, которые объясняют и опытным рабочим, и новичкам, какие изменения сделаны в платах и процессорах, как их следует регулировать и т.д. То есть мы создаем то, что во всем мире называют "квалифицированными кадрами". "Альфа-агил", - говорит Мария Соломоненко, - осваивает сборку новых групп товаров. - Например, холодильники, DVD-плееры, акустические системы, автоматические стиральные машины и сплит-кондиционеры с торговой маркой "Альфа". Мы заказываем ограниченные партии на заводах-партнерах, изучаем спрос, качество, наши гарантийные и сервисные возможности. Если результат нас удовлетворяет, мы приступаем к сборке изделий в Молдове". "В январе-феврале будущего года, - заявила Мария Соломоненко, - в продажу поступят плазменные телевизоры "Альфа" диагональю 107 см и стереотелевизоры на ТФТ-матрице диагональю 51 и 39 см. По ценам могу сказать только то, что они будут ниже, чем у импортных аналогов. По качеству - судить покупателю, однако напомню, что мы все-таки местный производитель, вся гамма деталей постоянно присутствует в Кишиневе и неисправности устраняются, как правило, в течение часа. Не приходится ждать две недели-месяц, как это случается с импортной техникой". Отечественному потребителю "отверточное" производство больше всего знакомо по уже развитой у нас системе сборки компьютеров необходимой конфигурации "под заказ". "Такая сборка начала развиваться лет 6-7 назад, - вспоминает директор компании "Риском компьютерс" Илья Багдасаров. - В те времена она осуществлялась "на коленках" по системе "я его слепила из того, что было". "Риском компьютерс" первым начал ломать эту систему, указывая тип и характеристики материнской платы, видеокарты, соединительных кабелей, шин и пр. В этом году мы переходим к очередному этапу - серийному производству. Для этого был подготовлен цех, закуплено соответствующее оборудование. Кстати, часть его: монтажные столы, конвейерные линии, камеру газового анализа и пр. - это то, что было завезено в свое время для компьютерного завода, но даже не было распаковано. Крупнейшим мировым производителям мы заказали комплектующие под нашими брэндами, включая чипы памяти с логотипом "Риском". Это стандартная практика всех мировых производителей, работающих по системе brand name и готовых отвечать за качество своей продукции". "1 декабря мы представим два новых брэнда, - говорит Илья Багдасаров. - Для настольных ПК это будет "Доминатор", причем этим словом будет промаркировано все, кроме мониторов. Также мы открываем серию ноутбуков под брэндом "Легенда". На них мне бы хотелось остановиться отдельно. В мире существует только 10-11 заводов, освоивших технологию производства переносных компьютеров. Семь из них находятся на Тайване, два - в Китае и один (я не уверен, работает ли он по сей день) - в Японии. И все! Все компьютерные гиганты, включая Sony, HP, Dell, Toshiba, Compaq и пр., заказывают ноутбуки у них. Дизайн иногда разрабатывают сами, иногда закупают готовую, разработанную китайцами модель (дело даже доходит до аукционов). Плюс отдельно доплачивают за собственные "фенечки": вплавленный в крышку логотип, характерный изгиб и т.д. Мы, к примеру, базу для наших ноутбуков заказываем на заводе Acer. Но довольно большой объем работ будем проводить на месте: установку трехъязычной клавиатуры (государственный, русский, английский); 14- или 15-дюймового дисплея по желанию заказчика (на некоторых моделях); памяти требуемого объема; DVD или CD-RW; некоторых других деталей. Причем эта технология отличается от той, которая используется при сборке настольных ПК. Три года мы продавали компьютеры "Ровербук", наш сервисный центр осуществлял гарантийное и постгарантийное обслуживание, ремонт дисководов и матриц. Только когда мы осознали, что можем квалифицированно собирать их и обслуживать, решились начать производство". В 2005 году "Риском компьютерс" намерен продать в Молдове от 500 до 1000 ноутбуков собственного производства. Продажа будет осуществляться и в кредит, в перспективе планируется ввести систему обмена старых "буков" на новые. Зарождающееся производство "благословил" побывавший на этой неделе в Кишиневе генеральный директор представительства корпорации "Интел" в странах СНГ Ян Дрю. "Интел" признала "Риском компьютерс" "производителем компьютерной техники" и включила компанию в программу Intel Inside. Теперь молдавская фирма с полным правом может размещать этот гордый логотип на корпусах своих изделий. Также Ян Дрю встретился с премьер-министром Молдовы Василием Тарлевым и в беседе с ним высказал интерес корпорации "Интел" к реализации некоторых конкретных инвестиционных проектов в области информационных технологий в нашей стране. Итак, в Молдове появляются производители, с которыми готовы сотрудничать крупнейшие иностранные компании. "В прошлом году, - рассказал руководитель департамента по привлечению иностранных инвестиций МЕРО Серджиу Гециу, - мы принимали бизнесменов из венгерского представительства транснациональной корпорации "Орион", они хотели разместить заказ на изготовление компьютерных "мышек". Из всех наших предприятий подобного профиля их требованиям удовлетворил только "Топаз". Однако стоимость перевозки деталей из Венгрии в Молдову и готовой продукции обратно сделала эту сделку нерентабельной". Конечно, оптимальной была бы схема работы под конкретный заказ, но без посредников. Однако здесь есть еще одно законодательное "но" с большой буквы. Торгово-промышленная палата, в полном соответствии с законодательством, отказывается выдавать подобным производствам сертификаты происхождения "Made in Moldova". Хотя преференции Евросоюза, распространяющиеся на Моодову, позволили бы в данном случае нашим производителям работать не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Можно, конечно, сослаться на международные правила и нормы, однако они пишутся в развитых странах в интересах своих крупных корпораций. И в них оставляются лазейки. К примеру, "Хьюлетт Паккард", пользуясь ими, пишет на своих лаптопах "Сделано в Ирландии". Игорь ФОМИН
0