770

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЕВРОПЕ

Билет по Европе дешевле, чем такси до аэропортаЕсть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. (Шекспир) На рынке авиаперевозок происходит передел сегментов рынка. Государственные авиакомпании стран СНГ при поддержке "тяжелой артиллерии" государственного аппарата, стремятся к доминированию на рынке. Свободная и честная конкуренция быстро расставила бы всех по "гамбургскому счету" и была бы на пользу пассажирам, имеющим свободный выбор направлений и тарифов. Тем не менее, тенденции рынка уже достаточно хорошо просматриваются и в скором времени часть авиакомпаний будут закрыты ("помножены на ноль"), другие переведут свой бизнес в соседние страны. За последние годы на основе двусторонних межгосударственных соглашений пришли и постепенно отвоевывают свою долю рынка иностранные авиакомпании: AUSTRIAN AIRLINES, TAROM, TRANSAERO, TURKISH AIRLINES и др. Эти авиакомпании продуманным менеджментом стараются влиять на монополизацию рынка. В рамках сковывающих их двусторонних соглашений иностранные авиакомпании, тем не менее, снижают тарифы, демонстрируют более высокий уровень сервиса, гарантированную безопасность. В последние годы очень популярны в Европе низкотарифные (Low cost) авиакомпании, такие как ирландская RYANAIR, британская EasyJet, немецкая Germania Express и другие. Их еще называют авиакомпании-без-излишеств, бюджетные авиакомпании, дисконтные авиакомпании, дешевые авиакомпании. Они завоевали высокую популярность невероятной (для эсэнговского, молдавского пассажира) стоимостью авиабилетов. Так, например, стоимость авиаперелета Лондон - Париж составляла 2 доллара в начальный период, а затем поднялась до 20 евро в настоящее время. Стоимость авиабилета не является фиксированной величиной и рассчитывается специальной программой при покупке авиабилета. Билет может стоить 120 евро, если вы хотите лететь завтра, или 10 евро, если вы покупаете билет за три недели до вылета. В Европе авиакомпании, работающие в сегменте "дешевых перевозок", появились давно и они весьма популярны. Родоначальником этого направления выступила в 1971 г. американская компания Southwest Airlines. В Европе американскому примеру первой последовала ирландская компания Ryanair, начавшая полеты в 1985 г. Однако расцвет европейских "дешевых авиакомпаний" начался с 1997 г., когда Евросоюз ввел принципы "открытого неба": авиакомпании стран - членов ЕС получили возможность летать между любыми городами без дополнительного согласования на межправительственном уровне. Низкотарифные компании противопоставили себя "флагманским" перевозчикам, которые до демонополизации могли назначать высокие тарифы за перевозки, умело используя монополизм, дарованный им межправительственными соглашениями. Например, средние тарифы на билеты в Европе компании Ryanair составляют 49 евро, EasyJet - 83 евро, Lufthansa - 268 евро, British Airways - 321 евро. Феноменальный успех низкотарифных авиакомпаний на фоне общего спада всей авиаиндустрии привлекает к себе пристальное внимание специалистов и пассажиров. В то время, когда многие компании не смогли пережить "кризис 11 сентября", низкотарифные компании увеличили свои прибыли до невиданных масштабов. Чистая прибыль авиакомпании Ryanair составила 235 млн евро в 2003 году. В то время, когда "киты" авиабизнеса банкротятся, сокращают рейсы, парк самолетов и сотрудников, выпрашивают государственные субсидии, низкотарифные компании сумели сломать стереотипы, перепрограммировать свой бизнес, сконцентрировали внимание на том, что до последнего времени казалось не заслуживающей внимания рутиной и, тем самым, доказали правоту своего видения бизнеса. Мало того, при этом достигнуты результаты, о которых другим авиакомпаниям остается только мечтать. В 2003 году авиакомпании RYANAIR и EasyJet перевезли по 21 млн. пассажиров, что в сумме в полтора раза больше чем объем перевозок всех авиакомпаний России. Низкая стоимость авиабилетов достигается: - грамотным менеджментом. Вся политика менеджмента подчинена одной задаче - доставить пассажира из пункта А в пункт В, избавившись от лишних расходов. Среди главных причин успеха низкотарифных авиакомпаний отраслевые аналитики называют жесткую систему управления и контроля издержек, а также постоянное стремление к экспансии. В таблице приводится среднее количество пассажиров, перевезенных авиакомпанией, в пересчете на одного работника авиакомпании. Например: в авиакомпании RYANAIR на одного работника приходится 9492 пассажира в год, в авиакомпании Аэрофлот этот показатель составляет 350. Ryanair - 9 492 пассажиров EasyJet/Go - 5 500 пассажиров Air Berlin - 4 200 пассажиров Deutsche BA - 3 600 пассажиров Germanwings - 1 096 пассажиров Alitalia - 1 150 пассажиров Iberia - 1 000 пассажиров Lufthansa - 996 пассажиров British Airways - 620 пассажиров Aeroflot - 350 пассажиров Таким образом, можно сделать вывод, что каждый работник авиакомпании RYANAIR работает в 27 раз эффективнее, чем его коллега из Аэрофлота. - недорогими муниципальными или частными аэропортами. Средние или небольшие аэропорты, находящиеся на некотором удалении от крупных городов, устанавливают сравнительно скромный сбор (этот сбор фактически оплачивается пассажирами). Более того, многие провинциальные муниципалитеты Бенилюкса, Франции, Италии оказались весьма рады низкотарифным авиакомпаниям, в которых быстро разглядели источник неплохих поступлений за счет многократного увеличения пассажиропотока. На эту категорию перевозчиков буквально посыпались разного рода льготы и преференции, включая денежные субсидии, только бы они открывали свои терминалы. Авиакомпания RYANAIR выкупила бывший американский военный аэродром Ханн около Франкфурта. В настоящее время он используется как узловой аэропорт. Этой же компанией выкуплен бывший военный аэродром Центральной Группы Войск Варшавского Договора - Божий Дар в 40 километрах от Праги. Стоимость покупки составила 448 тысяч долларов. Но для того, чтобы довести его до уровня современного международного аэропорта, нужно будет вложить не менее 30 миллионов долларов. Хотя у них и был конкурент, предлагавший в три раза большую цену, однако предпочтение было отдано RYANAIR. Это говорит о том, что авиакомпания умеет работать на восточном рынке. Муниципалитет Кракова решил построить в пригороде терминал аэропорта, для обслуживания рейсов Ryanair. Терминал будет сдан в эксплуатацию в 2004 году. Для низкотарифных авиакомпаний строится аэропорт на юге Польши в Катовице. Аэропорт Шарлеруа (Брюссель) в короткое время превратился из чуть живого аэропорта в главный транспортный узел на континенте. Однако Европейская комиссия по конкуренции усмотрела нарушения в получении субсидий авиакомпанией и обязала RYANAIR вернуть в казну около 4 млн. евро. Результат - депутатов Европарламента теперь транспортирует государственная авиакомпания и стоимость билетов стала 800 евро вместо 19 евро у компании RYANAIR. - однотипными самолетами. Все низкотарифные авиакомпании оперируют парком, состоящим из однотипных самолетов. Это сокращает численность обслуживающего персонала. Чаще всего используется Boeing 737 - эти самолеты составляют примерно 90% парка европейских "дешевых" компаний (на них летают RYANAIR и EasyJet, хотя последняя в октябре прошлого года приняла решение в перспективе поменять свой флот на семейство Airbus A320). Разумеется, самолеты используются в одноклассной компоновке. У RYANAIR в Boeing 737-800 размещается 189 кресел (для сравнения: "Аэрофлот" эксплуатирует Boeing 737 в 132-местной компоновке). При этом "дешевые" компании стараются оперировать новыми самолетами. Это позволяет не закладывать в себестоимость расходы на наиболее затратные формы обслуживания - периодически обменивать у лизинговой компании эти самолеты на новые получается дешевле. Самолеты закупаются крупными партиями с большими скидками и с рассрочкой платежей. Авиакомпания Ryanair в рамках программы повышения доходности намерена заменить все кресла в своих самолетах. Новые кресла будут иметь неотклоняемую спинку, а карман на спинке самого кресла будет ликвидирован. Компания заявляет, что обычные кресла с отклоняемой спинкой часто ломаются и ежегодно приходиться менять по 40 кресел в каждом самолете. Кроме того, новые кресла примерно на 15% дешевле и легче обычных, а отсутствие кармана в спинке сокращает время обслуживания между полетами, поскольку избавляет уборщиков салона от необходимости проверять их содержимое. Ликвидируются не только отклоняемые спинки и кресельные карманы. Новые заказываемые Ryanair самолеты не будут комплектоваться также пластмассовыми шторками на иллюминаторах. Хотя одна шторка стоит всего несколько долларов, на каждый из 122 заказанных Ryanair 170-местных самолетов Boeing 737-800 таких шторок полагается примерно по 100 штук. Авиакомпания подсчитала, что благодаря новым креслам и отсутствию шторок она сэкономит 2,55 млн и 250 тыс. долл. соответственно Можно добавить, что сейчас авиакомпания всячески уговаривает своих клиентов отправляться на рейс только с ручной кладью. Пассажирам, таким образом, не придется тратить время на оформление, сдачу и получение багажа, а перевозчик опять же существенно сократит время на межполетное обслуживание. - минимум услуг на борту. Никакого питания, напитков, газет, все это не включено в стоимость авиабилета, но можно получить за дополнительную плату. (Реклама: "если хотите пообедать в самолете - доплатите 300 фунтов и летите с государственной компанией). Как правило, полеты по Европе не превышают 1.5-2 часов, и в течение этого времени можно и потерпеть. - продажа авиабилетов через Интернет, экономия на содержании дорогостоящих офисов и касс. Заказ авиабилета производится через Интернет, оплата по кредитной карте. Пассажир получает не билет, а сразу посадочный талон в аэропорту при регистрации. Билетов туда - обратно не существует, вам придется зарезервировать два билета в нужном направлении и на нужные даты. Из цепочки "авиакомпания - агентство - пассажир" исключается звено "агентство". Средние тарифы на билеты в Европе компании Ryanair составляют 49 евро, EasyJet - 83 евро, Lufthansa - 268 евро, British Airways - 321 евро. - "правило 25 минут". Время между посадкой самолета и очередным взлетом по новому маршруту не должно превышать 25 минут. Самолет приносит прибыль только в воздухе, время простоя в аэропорту должно быть сведено к минимуму только для выполнения необходимых технических и санитарных процедур. Вероятность того, что низкотарифные авиакомпании придут на рынок авиаперевозок СНГ, снижается по следующим причинам: - небольшой, по европейским меркам, потенциал пассажиров (в Молдове 342 тыс., на Украине свыше 3 млн. в год), - высокая стоимость обслуживания в аэропортах (взлет, посадка и т.д.), - непрогнозируемое отношение к иностранным инвесторам, хитросплетения протекционистской политики, - необходимость получения молдавскими гражданами шенгенской мультивизы. Кроме экономического фактора, препятствующего развитию в Молдове "дешевых" авиакомпаний, остается и важный юридический аспект. В Европе "дешевые" авиаперевозчики появились в результате демонополизации рынка, когда авиакомпании получили возможность "вставать" на любой маршрут. Для привлечения пассажиров естественно нужно было снижать цены, а для сохранения прибыльности пришлось изобретать новые эффективные технологии. В странах СНГ до "открытого неба" еще далеко - на самые привлекательные маршруты власти в лице Государственных администрации гражданской авиации выдают лицензии и квотируют число рейсов. Тем не менее: Низкотарифные авиакомпании постепенно продвигаются на Восток. Авиакомпания RYANAIR, известная своими более чем доступными ценами на билеты, рассматривает возможность начать полеты в Ригу, Прагу, Краков, Катовице и др. "Дешевые" авиаперевозчики наконец-то добрались до России. Немецкая компания Germania Express предлагает россиянам лететь в Германию всего за 111 евро. Несмотря на то, что эта цена по меньшей мере в два раза ниже стоимости билетов в других компаниях, российские авиаперевозчики не считают новичка конкурентом. Строительство бизнеса в России Germania Express начала по классической для бюджетных компаний схеме - массовая услуга по минимальной цене. В отличие от других иностранных авиакомпаний, также начавших полеты в Москву, немцы предпочли не тратить денег на активную рекламную кампанию. Предложенные тарифы оказались лучшей рекламой : Эксперты полагают, что рост числа авиапассажиров в странах СНГ является весьма привлекательным рынком для "дешевых" авиакомпаний. К тому же большинство пассажиров по-прежнему не прочь сэкономить там, где это только возможно. В этом году ряды европейских низкотарифных авиакомпаний пополнились. В мае 2004 г. к Европейскому Союзу присоединились десять новых членов, власти которых будут вынуждены отказаться от нерыночных методов защиты своих национальных авиакомпаний и проводить политику открытого неба. Несмотря на заявления традиционных перевозчиков о том, что низкотарифные авиакомпании не являются конкурентами, приход на рынок СНГ низкотарифных авиакомпаний может до основания потрясти создавшуюся ситуацию. Низкие тарифы таких авиакомпаний можно сделать доступными для пассажиров Молдовы в сотрудничестве с одной из местных авиакомпаний. Расчеты показывают, что стоимость полетов по Европе будет если не на порядок, то в 2-3 раза дешевле, чем полеты по ныне существующим тарифам.
0