АВТОВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ
Сегодня должно состояться первое судебное заседание по делу о расторжении договора аренды между Министерством транспорта и связи, с одной стороны, и арендным предприятием Кишиневский автовокзал - с другой. Инициировал разбирательство минтранс, арендаторы хотели бы сохранить договор, который действителен до 2012 года. Против них выдвинуто обвинение в организации на территории вокзала "бардака", в хорошем смысле этого слова. Кишиневский автовокзал стал арендным предприятием в 2000 году и успешно избежал всех модных в те время нововведений - он не был акционирован и не попал в списки боновой приватизации. Может быть, это его и спасло. Пассажиров мало интересовала форма собственности, а что касается беспорядка, то кто сможет четко провести границу между действительно недоработками арендаторов (трудового коллектива) и объективными проблемами, с которыми сталкивается такое бойкое место, расположенное в самом центре города. Объективные проблемы признавали все, собственно, поэтому и затеяно строительство Северного автовокзала, недоработки, они же - нарушения условий договора, долгое время никто не замечал. До тех пор, пока не потребовалось этот договор расторгнуть. Теперь обнаружено, что часть помещений сдана в субаренду под точки общепита и торговли, платный туалет и т.д. Кроме того, есть какие-то нарушения технологического процесса пассажироперевозок. Но пусть суд разбирается. Интереснее то, что министерство не стало дожидаться решения суда и на том же юридическом адресе оказалось зарегистрировано еще одно, уже государственное, предприятие Кишиневский автовокзал. Пока у него есть только замдиректора и бухгалтер, нет бюджета, но оно уже строит еще один вокзал, нет разделительного баланса, но оно владеет частью имущества автовокзала, принадлежащей государству. Возникнув как корпоративный, этот конфликт неизбежно перерастет в имущественный. Пока что ставка - право на участие в строительстве и эксплуатации Северного автовокзала, который видится сторонам предприятием прибыльным. На самом деле минтранс не держит зла на коллектив, в любом случае кто-то должен будет выполнять работу диспетчеров и кассиров. Его смущает только арендный договор и нежелание другой стороны его расторгать. Добровольно. Но даже при самом благоприятном исходе дела министерству придется столкнуться с такой проблемой, как арендный продукт. Об арендном продукте в Молдове перестали говорить еще лет пять-шесть назад, на излете массовой приватизации. Такое понятие, как "арендное предприятие", вообще отсутствует в Гражданском кодексе, но еще упоминается в Законе о предпринимательстве и предприятиях (ст. 19). Тем более, люди 12 лет работали, ремонтировали здание, платформы, оборудование, оснастили вокзал компьютерами, программа для них тоже чего-то стоила. И все на свои деньги. И теперь они хотят акционировать предприятие подобно тому, как это произошло на сотнях других предприятий в 1991-1993 годах. Никто пока не подсчитал, какая доля в новом акционерном обществе достанется государству, а какая останется за бывшими арендаторами, но руководство вокзала не исключает, что это может быть контрольный пакет. Какое все это может иметь значение для основного дела - переноса чрезмерной транспортной нагрузки из центра города? Очень небольшое. Арендное предприятие Кишиневский автовокзал вряд ли станет акционерным обществом (для этого потребуется согласие министерства, которому это совершенно ни к чему) и, скорее всего, не поучаствует в строительстве Северного. Оно может рассчитывать на сохранение договора аренды, а при самом плохом исходе - ликвидации - на то, что членам трудового коллектива вернут хотя бы часть наработанного за 12 лет арендного продукта.