Enigma
... Enigma = загадка ... Для того чтобы можно было создать нечто совершенно новое, нужно оставить в стороне все старые правила и привычки", - заявил Майкл Крецу (Michael Cretu), и, поступив соответствующим образом, создал проект Enigma. Произошло это в конце 1990 года. Вопреки представлениям очень многих людей, Enigma (что в переводе с греческого означает "загадка") - не группа, а проект, предпринятый под руководством Майкла Крецу (более известного как Curly M.C.). Самый первый сингл Enigma под названием "Sadeness part 1" был выпущен без особой шумихи. Даже на обложке самого сингла не было указано никаких реальных имен, кроме Дэвида Фэйрстейна (David Fairstein). А все из-за того, что проект Enigma изначально задумывался Майклом Крецу как нечто таинственное, при этом никто не должен был знать исполнителей, можно было лишь слушать музыку. В декабре 1990 года Майкл Крецу объяснил в своем интервью, что он лишь хотел, чтобы люди реагировали непосредственно на музыку. Таким образом отсутствовали предвзятые суждения, как если бы исполнители были заранее известны. Тайна, окружавшая Enigma, порождала многочисленные слухи о том, кто же все-таки участвовал в создании дебютного сингла. Пронырливые журналисты упоминали имена таких исполнителей, как Майк Олдфилд (Mike Oldfield) и Алан Парсонс (Alan Parsons). Имена истинных исполнителей - Майкла Крецу и Сандры (Sandra Cretu)- не были раскрыты вплоть до возбуждения судебного процесса, на котором против них выдвигались обвинения в плагиате (заимствование идеи соединения монашеских песнопений и ритмов хип-хоп). Конечно же, тот факт, что тайны больше не существует, очень разочаровал Майкла Крецу, но он все же очистил свое имя, выиграв судебное разбирательство, а также выпустив дебютный альбом проекта Enigma под названием "MCMXC a.D.". Первоначальное желание сохранить исполнителей в тайне в дальнейшем подтверждается текстом на альбоме и статьей 16 февраля 1991 года в журнале "Billboard", где отмечается, что в пресс-релизах, посвященных выходу альбома, продюсер предпочитает оставаться анонимным, несмотря на то, что его имя было хорошо известно в Европе. В интервью, опубликованном 19 декабря 1990 года в Норвегии, Крецу отметил, что его начало работы над проектом Enigma было очень простым: он хотел создать музыку, которая нравилась ему самому, и которая обратилась бы к мистицизму. Далее он заявил, что в Enigma не было ничего спекулятивного, и что его целью было разрушение всех общепринятых в музыке правил. Говоря о композициях Enigma, он отметил, что в них нельзя разделить слова и музыку, лишь все это вместе как единое целое создает определенное настроение и атмосферу. Над альбомом "MCMXC a.D." Майкл Крецу работал совместно с Фрэнком Петерсоном (Frank Peterson, он упомянут на альбоме под псевдонимом F. Gregorian), а над альбомом "The CROSS of Changes" - с Энди Хардом (Andy Hard, псевдоним Angel), Луизой Стенли (Louisa Stanley), Дженсом Гэдом (Jens Gad) и Питером Корнелиусом (Peter Cornelius). Над обоими альбомами он работал со своей женой, Сандрой Крецу (ее имя вообще не появляется в альбоме "MCMXC a.D.", а в альбоме "The CROSS of Changes" она упомянута как Sandra) и Дэвидом Фейрстейном. Что представляет собой музыка Enigma?Композиции Enigma описываются как "музыкальные произведения, едва ли имеющие что-то общее с обычной музыкой и общепринятыми представлениями о ней" и "сравнительно новый коллаж звуков, ритма и чувств". Первый альбом был сосредоточен на монашеских песнопениях, скомбинированных с танцевальными ритмами, в то время как второй альбом, "The CROSS of Changes", видится как музыкальный шаг вперед, объединяющий все основные элементы альбома "MCMXC a.D.", но делающий это совершенно по новому, с использованием песен аборигенов вместо монашеских песнопений. Описывая свою музыку, Крецу отметил в статье журнала "Billboard" 18 мая 1991 года: "В противовес обычной философии звукозаписывающей компании, люди непредубеждены и жаждут чего-то уникального. Это музыка, которая отличается от любой другой, существующей сейчас. Я думаю, люди отреагировали на это". Он продолжил: "Я создал законченное музыкальное произведение, и я хотел, чтобы оно находилось по ту сторону от всей остальной музыки. Есть ощущение тайны в этой музыке, которую я хочу оставить нетронутой восприятиями и предубежденными идеями, которые обязательно привносятся продюсером или композитором".