2614

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА. МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ ТОЛЬКО ТАКТИКОЙ?

К вопросу разработки Генерального плана Кишинева Вопрос, вынесенный в название, выглядит абсурдом. Любому человеку ясно, что Стратегия определяет Тактику. Однако это не всегда так на практике. Возьмем, к примеру, процесс разработки Генерального плана муниципия Кишинев. В настоящее время ведется разработка этого документа. В этом году планируется освоение 2,5 млн. лей из 16 млн. лей, выделенных на эту тему. Иными словами, работа идет. Но Генеральный план никогда не был Стратегическим документом в вопросах развития города. В условиях плановой экономики роль Стратегии выполняли программы, разрабатываемые Госпланом, как СССР, так и союзных республик. Генеральный план разрабатывался на базе исходных данных, определенных Госпланом. Это касалось размещения новых и развития существующих предприятий, что является основным градообразующим фактором. Отсюда определялось и количество жителей города на перспективный срок и многие другие исходные данные. Другими словами, это был тактический документ, разработка которого основывалась на жесткой Стратегии, разработанной Госпланом. В новых условиях нет Госпланов, нет жестких планов, нет, в конце концов, стратегических планов развития города, на базе которых можно было бы определить исходные параметры для разработки и разрабатывать Генеральный план. Разработчики могут мне возразить, что получить исходные данные можно методом экстраполяции, опираясь на данные прошлых лет. Наверное, теоретически можно, но что это будут за данные? Какие прошлые годы можно взять за основу? Последние 10 лет? Если мы будем экстраполировать развитие экономики и развитие отраслей на основе данных последних 10 лет, то нетрудно представить себе наше будущее. Экстраполировать данные советского периода представляется еще более абсурдным. Так стоит ли разрабатывать Тактический документ, не разработав Стратегический? Мне кажется не стоит никому доказывать, что в таких условиях мы получим очередной материал, который ляжет на полку, как это было до сих пор. Где же выход? Последнее десятилетие во всех странах бывшего СССР знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию, как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию. Стратегии развития в современном виде получили широкую популярность в Европе относительно недавно - в конце восьмидесятых годов. Главными причинами стали: - обострение международной конкуренции, - усложнение механизмов управления, - стремление продвинуться в решении классических городских социальных проблем. В ходе спада начала девяностых отмечалось ускоренное снижение числа рабочих мест в обрабатывающей промышленности: например, только в 1993 г. Кельн и Мюнхен потеряли по 10 тыс. рабочих мест. Доля занятых в обрабатывающей промышленности в городах Европы изменяется от 40% (Катовице, Нюрнберг) и примерно 30% (Кельн, Бирмингем) до 12,5% (Копенгаген) или 11% (Хельсинки). Размах вариации показывает масштаб структурных преобразований, которые еще предстоят городам с относительно большим промышленным сектором. Дальнейший спад в обрабатывающей промышленности неизбежен в большинстве городов. Глобализация экономики, повышение мобильности отраслей и усиление международной конкуренции, негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе. Это усиливает необходимость проведения городами политики инноваций и повышения конкурентоспособности. В результате многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом. В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. Имея в виду возможности неоднозначного перевода, их названия в разных городах звучат как "стратегия экономического развития", "экономическая стратегия города", "стратегический план", "стратегическая концепция развития", "стратегия развития торговли и промышленности" и т.п. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие: - выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним; - определение направления развития экономики города; - выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики; - создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий; - содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий. Как видим, среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. В большей части стратегий: - фиксируются цели и задачи; - определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития; - проводится SWOT анализ (сильные и слабые места, возможности и опасности); - формулируется стратегический план; - стратегический план дополняется планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий). Отметим растущую популярность подходов, основанных на применении к управлению городом методов управления предприятиями. Города рассматриваются как сложные предприятия, в управлении которыми применимы те же инструменты менеджмента, что и в частном секторе. Соответственно стратегии развития года строятся по образцам стратегий бизнеса. Почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например: - быть "открытым городом" (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам), - стать "столицей информации ЕС" и "центром транспортных перевозок ЕС" (Кельн), - развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер), - стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг), - создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт), - реализовать "триединую политику модернизации" (пространственно- экономическая, социальная, управленческая модернизация) и "развиваться в направлении метрополитенской агломерации" (Роттердам). Такая специфическая цель крайне важна для формирования четкого имиджа города. Стратегический план - короткий документ. Он концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития собственной страны и внешнего мира. Стратегический план содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях. Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему городу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. Работа над планом не заканчивается с его принятием и публикацией. Ведется мониторинг его выполнения, сохранены созданные организационные структуры, ежегодно проходит оценка хода реализации и корректировка плана. По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также, конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. В идеале стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов. Стратегический план, в отличие от комплексного плана, должен затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде. Если попытаться обобщить эти задачи, то получается, что стратегический план является в определенной мере формой целенаправленной образовательной деятельности по отношению к населению и муниципальной власти отдельного региона, города с целью формирования их гражданской компетентности. Именно потребность в ориентации на интересы горожан объясняет особенности стратегического планирования в большей степени ориентированного на процесс разработки и соответственно на процесс вовлечения горожан в разработку, нежели на результат в форме завершенного документа. Стратегический план является не столько документом, задающим обязательную для выполнения цель, сколько документом, создающим условия для реализации инициатив и самостоятельной деятельности каждого жителя города. В педагогической интерпретации такой документ трактуется как образовательный заказ общества к системе образования. Для педагогической общественности важно, чтобы он отвечал на вопросы: Какие качества личности будут востребованы в перспективе в обществе? Какие отрасли производства, специальности и уровень образованности человека окажутся наиболее востребованными? Чтобы стратегический план стал реальным мотивом, стимулом, направлением для развития подрастающего поколения, мало сделать его еще одним предметом для изучения в школе. Он должен быть "прожит" сегодняшними подростками, стать органичной частью их жизни, и добиться этого возможно лишь в том случае, если в его разработке и воплощении в жизнь примет участие вся заинтересованная молодежь города, региона. Если гражданское общество является показателем способности человеческого социума жить, руководствуясь внутренне принятыми, а не навязываемыми извне нормами организации своей деятельности, то стратегический план является формой организации воли человеческого социума соблюдать эти нормы. Результативность развития любой социальной системы на 70% определяется отношением руководства данной системы к самой проблеме развития. Готовность руководителя к принятию ответственности проявляется в решении создать специальную аналитико-проектную группу специалистов по методикам стратегического планирования. Группа создается не для написания документа, а для организации долгосрочного процесса стратегического планирования, поэтому в ее основе должны быть представлены жители данного региона специалисты в разных областях деятельности. Ни для кого не секрет, что общество в нашей стране пока слабо влияет на власть и при принятии важных управленческих решений общественное мнение мало учитывается. С другой стороны, само население, как показал опрос, проведенный в рамках разработки Стратегического плана, не готово к активному участию в управлении городом. Идею расширения участия горожан в управлении поддержали только 4% жителей Петербурга, принявших участие в опросе (1011 человек, выборка репрезентативная по полу, возрасту, образованию и социальному положению). Таким образом, проблема отстраненности населения города от управления существует, и она обозначена как со стороны властных органов, так и со стороны общества. В этих условиях Стратегический план как документ гражданского партнерства предоставляет большие возможности для выявления, учета и использования мнений различных категорий горожан и, тем самым, вовлечения их процесс принятия управленческих решений. В результате, несмотря на трудности начального периода, Стратегический план Санкт-Петербурга получил высокую профессиональную оценку в качестве одного из лучших документов подобного рода в Европе. Библиотеки муниципалитетов ряда европейских городов обратились в Бюро Стратегического плана с просьбой выслать им экземпляр Стратегического плана Санкт-Петербурга. Стратегическое планирование - процесс, при котором город создает образ своего будущего и разрабатывает необходимые действия для его достижения. Этот образ будущего определяет направление движения и дает энергию движения. Это формирование образа желаемого будущего коренным образом отлично от долгосрочного планирования - экстраполяции существующих тенденций и прогноза. Это скорее СОЗДАНИЕ БУДУЩЕГО, чем планирование. Стратегическое планирование особенно необходимо при быстро меняющихся и трудно предсказуемых внешних условиях. В случае если город не имеет такого плана, движение хаотично. Стратегическое планирование не есть просто продукт воображения. Требуется постановка ясных целей и этапов и определение временных рамок их достижения. Для того, чтобы стратегический план "работал", необходимо, чтобы он был полностью понят и принят всеми, от кого зависит его выполнение. Это возможно в полной мере только в том случае, если он разрабатывается теми же людьми, которые будут его реализовывать, и окончательное решение базируется на консенсусе. На основании всего вышесказанного хотелось бы надеяться на то, что муниципальный совет Кишинева, руководство примэрии с пониманием отнесутся к данной проблеме и в ближайшее время займутся все-таки разработкой Стратегии, а не Тактики. Анатолий ГОРДЕЕВ, архитектор
0