922

Пиво становится главным напитком россиян

Россияне постепенно изменяют водке, отдавая предпочтение более легким напиткам. В особенном почете теперь пиво. По данным Минсельхоза, за прошедший год в России было сварено рекордных 732 млн декалитров этого напитка. Специалисты считают такое изменение вкуса потребителя признаком наступления экономической стабильности в стране, поясняя, что водка – напиток кризиса и депрессии – мало привлекает человека, уверенного в завтрашнем дне. По прогнозу пивоваров, рынок пива должен вырасти в РФ в 2004г. еще на 7%. Во втором квартале этого года россияне уже раскупили на 6,8% пивной продукции больше, чем за тот же период 2003 года. Причем больше всего этот напиток уважают в холодном Санкт-Петербурге, его расход здесь составляет79 л на душу населения в год, в Москве – 75 л, в остальных крупных городах – в среднем 55 л, а в глубинке – чуть больше 40 литров.Доля импортного пива вРоссии составляет не более 1% рынка. Сегодня на российском рынке пива присутствуют около 300 компаний-производителей. Но крупных из них только порядка 20. Безусловным лидером является ПК "Балтика". Ее доля на рынке составляет 20,8%. Титульным владельцем ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика" является компания Baltic Beverages Holding АВ (ВВН), созданная в 1991 году и принадлежавшая тогда (50/50) датской компании Carlsberg Breweries A/S и финской пивоваренной компании Hartwall. Помимо «Балтики» ВВН владеет еще 18 пивными заводами в России и странах ближнего зарубежья, в том числе и недавно приобретенной челябинской пивоварней "Золотой Урал".ВВН держит74,47% акций ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика". Последний крупный "передел" активов состоялся в 2002 году, когда финны за $1,7 млрд. продали свой пакет английской Scottish & Newcastle. На сегодняшний день ВВН демонстрирует свою заинтересованность в сборе по крайней мере 75%-ного пакета «Балтики». Поофициальным данным, президенту ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Таймуразу Боллоеву принадлежит 1,31% акций компании. В его планах – активно развивать компанию, чтобы занять четверть российского пивного рынка. То, чтоэти планы вполне серьезны, подтверждает энергичная политика менеджмента компании. В состав концерна входят пять пивоваренных заводов: в Санкт-Петербурге, Туле, Ростове, Самаре и Хабаровске. По итогам прошлого года объем экспортных продаж составил 992,3 тыс. гл.. На экспорт идет весь ассортимент продукции - все многочисленные сорта бренда "Балтика", "Арсенальное", "Дон", "Медовое", "Парнас" и ряд других. Бренд "Балтика" вобщем объеме экспорта составляет 74%. В 2003 году компания осуществила первые поставки в Канаду, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Иран. Ее продукция составила 72% всего российского экспорта пива в Великобританию, 75% - в США, 91%- в Израиль, 61% - в Германию. Можно без преувеличения сказать, что для внешнего мира российское пиво – это "Балтика", так же как ирландское – это "Гиннесс". В 1-ом квартале 2004 года экспортные продажи увеличились на 17% по сравнению с прошлогодними показателями. С марта этого года "Балтика N°7 Экспортное" «оторвалось от земли»: теперь его предлагают на борту авиалайнеров "Аэрофлота", курсирующих в крупнейшие города мира: Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Токио, Гонконг, Шанхай, Сеул, Вену, Женеву, Брюссель, Хельсинки, Прагу, Копенгаген, Франкфурт, Берлин, Дюссельдорф, Гамбург, Мюнхен, Цюрих. В апреле появилисьдочерние предприятия ОАО «Пивоваренная компания "Балтика" в Казахстане, Киргизии, Молдавии и на Украине. Они отвечают за поддержку экспортных операций. С 2002 года дочернее предприятие "Baltika Deutschland GmbH" действует в Германии. Плюс ко всему компания "Балтика" построила в Туле самый современный в России и ближнем зарубежье солодовенный завод, открытие которого состоялось в августе 2004 года. Его мощность - 105 тысяч тонн солода в год. Объем инвестиций составил 32 млн. долларов США. Ранее, в 2000 году, совместно с Group Soufflet (Франция) "Балтика" уже участвовала в подобном проекте, открыв завод в Петербурге (ЗАО "Солодовенный завод Суфле Санкт-Петербург").Персонал тульского завода прошел обучение на Санкт-Петербургском заводе "Суффле", а также стажировался за рубежом. При реализации проекта было задействовано более 700 специалистов различных профессий. Около 40 организаций Тулы стали поставщиками материалов и приняли участие в строительстве. Инвестиции пивоваров в переработку ячменя выводят Россию на международный рынок солода. Высококачественный солод, полученный на новой солодовне из элитных семян ячменя сортов Скарлетт, Селар, Гонар, Анабель, закупленных за рубежом и выращенных в России, составит серьезную конкуренцию мировым производителям. Основной конкурент ОАО «Пивоваренная компания "Балтика" на российском рынке – компания SUN Interbrew, принадлежащая бизнесменам из Индии, которая в 2003 г. отвоевала у «Балтики» 4% российского пивного рынка (ее доля – около 14%). Особенно агрессивно SUN Interbrew продвигает марки 'Толстяк" и "Сибирская корона". Немало поклонников сегодня у "ПИТ", "Ярпиво" и "Тинькофф", которые хотя и имеют весьма скромные доли, но работают в том же сегменте рынка, что и "Балтика". Что касается развитияструктуры рынка, то эксперты предрекают "вымывание" с него средних компаний. В этом прибыльном и не слишком капиталоемком бизнесе останется 3-4 крупных игрока. Хотя параллельно вполне могут работать и "микрозаводы", которые не делают погоду на рынке, но приятно разнообразят региональный ассортимент.Пока большинство работающих в России пивных компаний имеют иностранный капитал, технологии и часто работают под всемирно известными брендами. На такие приходится порядка 60% рынка. Тем не менее в России все же есть вполне окрепшие чисто национальные производители. Это "Очаково" и "Красный Восток". Хотя в ближайшее время на российском пивном рынке возможен серьезный передел. Уже в этом году ожидается приход мирового лидера – американской компании Anheuser-Busch. Поговаривают, что данный гигант может поглотить одного из национальных производителей. Несмотря на все достижения, российскиепивовары все же настроены пессимистично относительно динамики развития рынка, поскольку рост производства замедляется. Основную причину сокращения прироста в отрасли они видят в непопулярных действиях российского правительства. Одно из них – повышение ставки акциза: "пивной акциз" был введен в 2002 г. и составлял 12%, а в 2003 г. вырос до 25%. С 1 с.г. января ставка акциза была еще раз увеличена – на 10%, в связи с чем пиво снова подорожало. Серьезныеубытки предрекают пивоварам и в связи с принятыми Госдумой РФ поправками к закону "О рекламе", ограничивающими рекламу пива, которые вступили в силу 5 сентября. Новая версия закона предписывает отдавать 10% площадей или времени рекламных сообщений предупреждению о вреде употребления пива. Реклама не должна сообщать, что употребление пива "имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха, либо для улучшения физического или психического состояния" или "является одним из способов утоления жажды". Реклама пива не должна идти в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. А с 1 января 2005 г. в рекламе пива будет запрещено использовать образы людей и животных. Аналитики оценивает убытки пивоваренных компаний от отказа трансляции рекламных роликов в $10 000 в день из расчета, что типичный бюджет известной марки пива составляет в среднем около $4 млн в год.Однакопредставители власти считают, что основные проблемы российской пивоваренной отрасли во внутренних противоречиях. Главное из которых – слабая сырьевая база. Так, по данным Минсельхоза РФ, потребности в солоде за счет внутреннего производства удовлетворяются только на 30%, в хмеле – на 10%. Импорт же основных компонентов не способствует стабильности производства пива и его удешевлению. Что же касается перспектив развития пивного рынка в России, то самым динамично развивающимся считается лицензионный сегмент. Его стремительное развитие в РФ началось 2002 году с началом производства чешских марок Staropramen и Kozel. В 2003-ем здесь получили прописку такие бренды, как Altstein, Heineken, Warstеiner и Carlsberg. В нынешнем году компания Sun Interbrew начала выпускать в России марку Stella Artois. На осень намечен старт еще нескольких брендов: ПИТ ведет переговоры с голландской компанией Bavaria N. V. о розливе пива Bavaria, а британский концерн Scottish & Newcastle собирается запустить на «Вене» производство марки Kronenbourg 1664.
0