армия пмр-овцев
Одной из составных частей потенциала ненадежности и нестабильности в регионе является и приднестровский конфликт, неразрешенная проблема 1 для нашего государства. Нерешенность данного конфликта накладывает свои отпечатки не только на безопасность нашей страны, но и на стабильность и безопасность региона в целом. Наличие данного конфликта генерирует разногласия в области регионального сотрудничества; создает условия для грубого и безнаказанного попирания основных прав и свобод человека; мешает созданию в регионе единого таможенного пространства и эффективного таможенного контроля; не дает возможности полномасштабной и надежной охраны границ, что ведет к недоверию между государствами и процветанию контрабанды, нелегальной миграции, торговле живым товаром и человеческими органами; не позволяет осуществить выполнение предписаний саммита ОБСЕ по выводу вооружения Российской Федерации; позволяет самозванным правителям содержать незаконные вооруженные формирования, незаконно и бесконтрольно производить и сбывать оружие и различное вооружение, которое по нелегальным каналам растекается в первую очередь в страны региона, что способствует росту преступности и укреплению криминальных структур. Справка: Список предприятий и образцов вооружения, производимых на предприятиях Приднестровья: Рыбницкий Металлургический завод: (82-мм минометы, противопехотные мины); Рыбницкий насосный завод: (гранатометы ГП-25); Тирасполъский завод "Электромаш": (122-мм минометы, пистолеты ПМ); Тирасполъский завод "Литмаш ": (гранатометы ГП-25). Бендерский завод "Прибор": (гранатометы СПГ-9, ручные противотанковые гранатометы РПГ-7; запчасти для ГП-25; пистолеты на базе ПСМ; запчасти для пистолетов ПМ). Кроме данных образцов вооружения, на предприятиях Приднестровского региона Республики Молдова производятся реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град" и это далеко не полный список производимых вооружений. Также угрозу региональной стабильности несут тенденции к росту устойчивости коррупции в регионе, и имеющиеся каналы и механизмы незаконного отмывания финансовых средств в крупных масштабах банками находящихся в неконтролируемых зонах. Справка: Только в прошлом году три коммерческих банка Приднестровья посредством Петрол Банка отмыли порядка 584 млн. $ США, из которых 80 млн. $ наличными при годовом бюджете самопровозглашенной республики, составляющем доходную часть 33млн. $, расходную 37,7 млн. $ и дефицит бюджета 4,7млн. $. Наряду с этим угрозу региональной безопасности представляют многочисленные теневые сторонники и пособники сепаратистского режима Приднестровья из стран региона. Эти третьи силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в регионе с целью сохранения доминирующих позиций, могут в любой момент применить методы апробированные в Приднестровье в любой другой стране региона. Деструктивные силы устраивает состояние бедности и незащищенности социальных масс. Такое состояние позволяет теневым воротилам пытаться диктовать и навязывать свою волю официальным правительствам традиционных государств манипулируя большими группами социальных слоев населения, умело используя их недовольство. Немалую угрозу будущему региональной стабильности и безопасности представляет идеологическая составляющая конфликтных зон. В Приднестровье, как впрочем, и в других конфликтных зонах государств региона, под прессом пропаганды искаженных общечеловеческих ценностей, подрастает и формируется новое поколение, готовое по зову своих лидеров крушить демократические начинания в любое время и в любой точке региона. Справка: Наличие групп людей кочующих за деньги по различным горячим точкам, зарабатывающих таким способом себе на жизнь и теневых структур предоставляющих данные услуги. Теневые воротилы и правители незаконных режимов, заинтересованные в сохранении и расширении своих сфер влияния, претворяют в жизнь свои замыслы, посредством действий, способствующих обнищанию и запугиванию народов, проживающих не только на ими контролируемых территориях, но и на сопредельных с ними, что наносит значительный урон и составляет реальную угрозу региональной стабильности и безопасности. Мне как представителю оборонного ведомства, близка и понятна важность решения вопросов безопасности и стабильности в регионе, в которых у нас имеется немало общих, как внутренних, так и внешних нерешенных проблем, требующих совместных усилий для их решения. Полагаю не для кого из нас не секрет, что стабильность и безопасность региона в целом зависит от стабильности и безопасности отдельно взятых стран составляющих его. Нынешнее руководство Республики Молдова с первых дней пребывания у власти выделило задачу урегулирования приднестровского конфликта в качество приоритетной и объявило, что Республика Молдова остается приверженной политике мирного разрешения приднестровского конфликта, в связи с чем. Президент Республики Владимир Воронин, объявил ее главной задачей особой важности для органов публичного управления, решаемой на принципах суверенитета и территориальной целостности государства. В этом направлении, руководство нашего государства, на первоначальном этапе добилась определенных результатов. За короткий период был возобновлен переговорный процесс, подписано ряд взаимоприемлемых деклараций, соглашений и нормативных актов, в том числе непосредственно влияющих на укрепление безопасности, среди которых протокольное решение Об укреплении мер доверия между военными ведомствами Республики Молдова и Приднестровья . В ракурсе этих идей. Президент Республики Молдова выдвинул инициативу подписания договора О поэтапном объединении Вооруженных Сил Республики Молдова и вооруженных формирований приднестровского региона с последующим переходом под единое командование. К сожалению, период позитивной деятельности по выполнению положений подписанных ранее документов и переговорный процесс в целом продлились недолго и в очередной раз были приостановлены приднестровской стороной. Если проблемы, имеющие место в регионе, ранее были большей частью проблемами самого региона, то с течением времени, становится очевидным, что они обретают международный характер. Ключевым моментом решения которых является претворение в жизнь различных инициатив и проектов политического и экономического плана, формирующих условия благоприятного климата региональной безопасности. Наглядным примером тому является проект, предложенный ОБСЕ и государствами гарантами Россией и Украиной по урегулированию приднестровской проблемы посредством федерализации государства предусматривающий и регламентирующий наряду с другими, и военные аспекты. Проект определяет, что в ведении Республики Молдова находятся вопросы войны и мира, обороны и безопасности государства, обеспечение, определение и защита государственной границы и воздушного пространства. Приднестровские лидеры видят решение военных аспектов в ракурсе отличном от взглядов на эту проблему в Кишиневе, ОБСЕ и стран гарантов, а именно в полной ликвидации вооруженных сил с обеих сторон. Справка: Вооруженные формирования Приднестровья состоят воинских частей и подразделений министерства обороны, министерства внутренних дел и министерства безопасности. В ведении министерства обороны находятся: 4 пехотные бригады, (расположенные в годах Тирасполь, Тигина, Рыбница и Дубосары); танковый батальон (с. Глииное), противотанковый дивизион (г.Тигина); артиллерийская часть и инженерно-саперная часть (с.Парканы); отдельная авиационная эскадрилия (г.Тирасполь); центры подготовки и переподготовки (Тигина, Кобасна, Афанасиевка). Эти воинские части и подразделения вооружены: танки Т-64 - 18 ед.; разного рода бронетранспортеры -69 ед; 122мм гаубицы -18 ед; 85мм пушки -12 ед.; 120мм минометы -69ед.; имеется и другое вооружение более мелких калибров включая 15 тыс. автоматов Калашникова. Авиация состоит из 6 вертолетов Ми-8Т вооруженных ракетными установками, двух Ми-2, одного самолета АН-26, двух самолетов АН-2 и двух Як-18. Численный состав армии в мирное время составляет 4500 человек, по штатам военного времени эта цифра возрастает в несколько раз. Министерство внутренних дел располагает батальоном Днестр численностью в 500 человек и девятью отделами милиции численностью около 500 человек каждый. В подчинении Министерства безопасности находится батальон Дельта (называемый стальным кулаком ) который в зависимости от необходимости может быть укомплектован численностью от 2000 до 2500 человек личного состава. Также в ведении этого ведомства находятся 7 батальонов народного ополчения численностью около 2000 человек и 7 отрядов черноморского казачьего войска (расквартированных в Тирасполе, Каменке, Рыбнице, Дубоссарах, Григориополе, Тигине и Слобозее). При этом нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в Приднестровье налажено собственное производство оружия и вооружений о чем уже говорилось выше. На первый взгляд может показаться, что для решения вопросов стабильности и безопасности лучшего решения, чем ликвидация армий обеих сторон, и быть не может. Но, проанализировав глубже это предложение, быстро приходишь к выводу, что в данной ситуации это очередной пропагандистский трюк. В данных условиях государство, становится полностью беззащитным перед лицом новых угроз, и никак не будет способствовать усилению региональной безопасности. Республика Молдова согласна с предложениями посредников и предлагает идти по пути объединения армий с одновременным сокращением личного состава и вооружений до разумных пределов военного потенциала. Единая армия, под единым командованием, явится наилучшим гарантом от внутренних конфликтов и внешних угроз. События 11 сентября 2001 года, призывают нас обратить пристальное внимание на меры совместного противодействия новым угрозам в регионе, и полагаю, что руководством к действию должны послужить определения, касающиеся сферы безопасности, из заявление глав государств и правительств Черноморского региона, входящих в Организацию черноморского экономического сотрудничества, на внеочередном саммите (ОЧЭС) посвященном 10-летию сотрудничества и прогресса. Это заявление может служить мерами по противодействию межрегиональным угрозам и включает в себя: - анализ вклада государств в развитие и укрепление добрососедских отношений, региональной и межрегиональной интеграции, сотрудничества и мира, стабильности и безопасности; - рассмотрение новых возможностей и путей усовершенствования деятельности стран в вопросах региональной безопасности; - способствование продвижению странами региона политики демократии, рыночной экономики и, тем самым, открытого общества, поддерживая усилия по удачному позиционированию нашего региона в современном мире, в котором государства сообща двигаются к открытости и интеграции; - освоение общих ценностей, углубление и расширение международного сотрудничества и его направлений; - преобразование отношений взаимозависимости стран региона в постоянную взаимосвязь на благо народов наших стран; - признание факта, что любые разногласия и конфликты в регионе мешают сотрудничеству, и общим усилим по преодолению этих препятствий, а также разрешению конфликтов на основе норм и принципов международного законодательства; - осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях. И в заключение хотелось бы отметить, что приложив совместные усилия, черноморский регион, может стать одними из островов или территорий экономического благосостояния и политической стабильности, позитивно влияющих на безопасность континента и всего мира. Благодарю за внимание! Генерал-лейтенант Ион КОРОПЧАН, Начальник Главного Штаба Национальной Армии Республики Молдова 28 сентября 2002 г., Ливадийский дворец, Крым