741

Гарантии демократических процессов и свобода СМИ

ИНИЦИАТИВА Президента Республики Молдова Владимира ВОРОНИНА: «Гарантии демократических процессов и свобода СМИ»К сожалению, в последнее время в ряде средств массовой информации и некоторыми оппозиционными партиями все активнее проводится мысль о том, что будущие парламентские выборы будут, якобы, сфальсифицированы властью, что демократические стандарты в Молдове будут попраны, а независимые и общественные СМИ станут объектом репрессий и преследований. Совершенно очевидно, что это - несомненная провокация, отражающая не только уровень политической культуры некоторых оппонентов нынешней власти, но и их желание создать в предвыборном году обстановку правовой дестабилизации, вызвать недоверие в стране и за рубежом к способности нашего государства развиваться в рамках современных европейских стандартов и ценностей. Такой позиции можно противопоставить только одно - дальнейшую модернизацию демократических институтов в Республике Молдове, совершенствование правовых условий функционирования независимых и общественных средств массовой информации. Выдвижение данной инициативы определяется необходимостью обеспечения стабильного демократического развития Республики Молдова, дальнейшего совершенствования демократических институтов и обеспечения реальной независимости средств массовой информации. Тезис первый. Всем политическим силам в нашей стране следует исходить из того, что при любом исходе будущих выборов, действенная и ответственная система правового демократического государства должна оставаться незыблемой. Тезис второй. Независимо от политического веса и электорального успеха все политические партии должны быть в равной степени заинтересованы в обеспечении и гарантировании прав человека и свободы слова.Тезис третий. Все политические партии и движения, органы власти и средства массовой информации должны в равной степени подчиняться не только букве закона, но и разделять моральные ценности демократического общества, избегать использования грязных технологий в процессе избирательной кампании, непроверенной, ложной информации, информации, содержащей призывы к этнической дискриминации и нарушению прав национальных меньшинств. Тезис четвертый. Все участники политических и общественных процессов должны в равной мере считать недопустимым применение административного, экономического или криминального давления на процесс выборов, в том числе на свободу волеизъявления и свободу слова. Тезис пятый. В равной степени все партии и движения, ответственные средства массовой информации должны считать недопустимым в своей деятельности апелляцию к идеям территориальной дезинтеграции, сепаратизма или присоединения Республики Молдова к другому государству.Данные этические и правовые обязательства являются нормой любого демократического общества, однако их открытое еще раз подтверждение всеми политическими движениями и партиями создаст ту почву доверия и стабильности, которая будет крайне необходима в предвыборный период.Наряду с данными обязательствами, которые власть готова исполнять в одностороннем порядке, считаю необходимым предложить ряд дополнительных гарантий необратимости демократических процессов в Республике Молдова.Во-первых, в целях усиления независимости средств массовой информации, содействия усилению их роли и значения в формировании ответственного демократического общества считаю целесообразным выступить с законодательной инициативой по изменению отдельных положений Гражданского кодекса, предусматривающих ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Мера ответственности в подобных случаях должна иметь конкретное финансовое ограничение и не становиться способом расправы со СМИ. Во-вторых, инициируется создание Национальной коллегии по контролю за соблюдением прав человека в нашей стране, компетенцией которой будет рассмотрение апелляций в области защиты прав человека.В-третьих, с целью усиления роли судебной власти инициируется утверждение эффективной системы исполнения судебных решений, основанной на европейских стандартах и рекомендациях Совета Европы.В-четвертых, наблюдательным советам всех общественных вещательных компаний Республики Молдова рекомендуется принять за основу в области функционирования электронных СМИ совместный проект Миссии ОБСЕ в Республике Молдова и специального представителя Генерального секретаря Совета Европы, предложенный в качестве компетентного и экспертного заключения.Выдвигаемые предложения открыты для обсуждения всеми политическими движениями, партиями, неправительственными организациями, осознающими необходимость дальнейшего демократического развития Молдовы в качестве суверенного и правового государства, всеми теми, кто готов к открытой политической конкуренции, кто во имя получения властных полномочий не пренебрегает условиями свободного демократического волеизъявления.
0