2743

Что такое СИБ в Молдове?

В мае делегация Службы информации и безопасности Республики Молдова принимала участие в работе 16-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-членов СНГ, а также в третьем Международном совещании около 70 представителей спецслужб, органов безопасности и правопорядка из 46 стран. Информационное агентство "Молдпрес" обратилось к директору Службы информации и безопасности генералу Иону Урсу с просьбой дать оценку результатам этих форумов и деятельности возглавляемой им организации. - Служба информации и безопасности - государственный орган, специализирующийся в области обеспечения государственной безопасности. Каковы ее принципы и направления деятельности, на основании каких законодательных актов вы осуществляете свою деятельность?- Юридическую основу деятельности СИБ составляет прежде всего Конституция Республики Молдова, а также Концепция национальной безопасности, Закон о Службе информации и безопасности, Закон об органах государственной безопасности. В своей деятельности мы руководствуемся и другими законодательными актами, указами президента страны, постановлениями правительства, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. В Уголовном кодексе Республики Молдова есть целый раздел преступлений, уголовное преследование которых относится к комптенции СИБ. Хочу отметить, что Служба информации и безопасности строит свою деятельность на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, непредвзятости, конспирации, сочетания методов и средств открытой и скрытой деятельности, других принципах, предусмотренных Законом о СИБ Республики Молдова. Что касается направлений деятельности, отмечу направления информационного и контринформационного характера, а также борьбу с преступлениями, уголовное преследование которых отведено в нашу компетенцию действующим законодательством. - Назовите возможные главные факторы риска для государственной безопасности Республики Молдова. - Сегодня можно говорить о существовании внутренних и внешних факторов с негативными последствиями для процесса сохранения государственной независимости и территориальной целостности Республики Молдова, консолидации ее экономического и оборонного потенциала. На безопасности отрицательно сказывается и неразрешенность приднестровского конфликта, амбициозное сопротивление сепаратистского режима усилиям руководства страны, направленным на возвращение восточных районов в республиканский конституционный ареал. Политический экстремизм, практикуемый в некоторых кругах - вот главный фактор, способный привести к насилию против конституционного режима. Деятельность мафиозных структур и группировок оргпреступности, коррупция продолжают наносить урон экономическим интересам республики. Выявлены попытки проникновения и коррумпирования руководящих звеньев органов публичной власти для достижения целей групп. Потенциальный риск для государственной безопасности представляют и посягательства на мораль общества. Следует отметить и опасность такого нового понятия, как кибер-информационный терроризм. Он негативно влияет на психику и нравственность граждан, будучи "благоприятной почвой" для преступности и экстремизма. Наша задача заключается в выявлении, предупреждении и пресечении такого рода правонарушений. - Известно, что такие явления, как экстремизм, радикализм порождают терроризм. В какой мере Служба информации и безопасности располагает рычагами, позволяющими пресекать эти явления на начальной стадии? - В оценке явления терроризма будем исходить из того, что это - крайнее выражение экстремизма. Терроризм порождают политический, религиозный, этнический и другие факторы. Под борьбой с терроризмом следует понимать целый комплекс мер законодательного, организационного и оперативного порядка. В рамках Службы информации и безопасности функционирует подразделение, специализирующееся на борьбе с терроризмом. Его деятельность в значительной мере заключается в заблаговременном получении информации о намерениях или конкретных планах террористического характера неких лиц или группировок и в пресечении таких действий. Эта работа была и остается спецификой деятельности спецслужб. Нашей стране, как и многим другим государствам мира, может угрожать террористическая опасность. Пока что таких попыток нет. Можно с уверенностью заявить, что в настоящее время в Молдове нет активистов международного терроризма, а тем более таких лиц местного происхождения. Общими усилиями с другими правоохранительными органами удалось предотвратить намерения некоторых международных террористических центров создать в республике организованные структуры. Сотрудники подразделения делают все возможное, чтобы не допустить появление неких сил, стремящихся реализовать свои намерения или политические амбиции методом насилия. К сожалению, общество не всегда адекватно реагирует на проявления экстремизма - фактор, порождающий терроризм. Очевидно, СИБ не использует все имеющиеся возможности для привития в общественном сознании чувства отрицания любых проявлений экстремизма, массового насилия и других благоприятных условий для развития "вируса" терроризма. Это аксиома, что ни одна спецслужба, какой бы сильной она ни была, не может справиться с подобной опасностью без поддержки всего общества и международного сотрудничества в этой области. Именно из этих соображений регулярно проводятся международные совещания по вопросам борьбы с терроризмом, подобные состоявшемуся недавно в Сочи. - Какова роль СИБ в этой антитеррористической системе? - Как вытекает из вышесказанного: борьба с терактами - первостепенная задача спецслужб во всем мире. Парламент Республики Молдова ратифицировал международные конвенции, регламентирующие борьбу с терроризмом. Благодаря этому, а также в целях достижения конкретных результатов и высокой эффективности специализированные органы проводят совместные действия. Сотрудники Службы принимают участие в международных форумах, где обмениваются опытом со своими зарубежными коллегами. Они совершенствуют свои знания и опыт и на международных семинарах. Опыт регионального сотрудничества в пресечении действий международных преступных и экстремистских группировок, а также события 2001 года в США, теракты в Саудовской Аравии, Марокко, Израиле, Испании и последние события в России ясно доказывают: необходимо обеспечивать более тесное взаимодействие в борьбе с терроризмом и выявлением каналов его финансирования. - Налажено ли сотрудничество в этом плане в СНГ? - Разумеется, такая деятельность осуществляется и в странах Содружества. Следует отметить, что 5 июня 2003 года парламент назначил Службу информации и безопасности компетентными органом Республики Молдова по официальным связям с Антитеррористическим центром СНГ. Этот центр - специализированная структура, в задачи которой входит разработка предложений и планов антитеррористических операций, согласование взаимодействия спецслужб стран СНГ в области борьбы с международным терроризмом и другими экстемистскими проявлениями. Именно посредством службы обеспечивается обмен информацией компетентных органов Республики Молдова, занимающиеся непосредственно борьбой с терроризмом, с центром. - Выше Вы упомянули о кибер-информационной опасности. Как это может повлиять на безопасность государства, и в какой мере СИБ противостоит так называемым "информационным террористам"? - По оперативным данным, Молдова сталкивается с настоящим информационным нашествием. Ввиду тенденций развития современного информационного общества, предполагающих перспективу расширения информационных сетей и служб в госорганах и иных структурах, где хранятся государственные тайны или же засекреченные данные, мы столкнулись с увеличением рисков, вызванных слабой возможностью реагирования на информационные преступления. Другим фактором риска безопасности секретных данных, хранящихся в госучреждениях, является неавторизованный доступ отдельных лиц или организованных групп к базам данным. А это может обернуться хищением или передачей засекреченной информации, ее изменения или уничтожения. Осознавая опасность, о которой говорилось выше, мы организуем свою деятельность таким образом, чтобы доступ к закрытой информации был ограниченным и находился под строгим контролем. Один из конкретных шагов в этом направлении - создание, в соответствии с постановлением правительства, Центра специальных телекоммуникаций, в задачи которого входит обеспечение безопасного информационного обмена между государственными органами Республики Молдова и государственными органами других стран, защита государственно важной информации, создание, управление и обеспечение функционирования и развития специальных национальных систем телекоммуникации. - Вернемся к состоявшемуся в Сочи заседанию. Какие проблемы затрагивались и в какой мере они представляют интерес для нашего государства? - Антитеррористическое сотрудничество в рамках СНГ включает различные направления. Основные формы взаимодействия заключаются в обмене информацией, юридическом, оперативном, методическом, техническом сотрудничестве и т.д. На последней встрече, которая состоялась в Сочи, затрагивались различные аспекты работы спецслужб. Особенно важными были дискуссии по проблеме пресечения международного терроризма. В нынешних условиях терроризм превратился в сложнейшее общественно-политическое явление. Он основывается на налаженной системе. Терроризм порождают основные противоречия политической, экономической и социальной жизни. Терроризм, как форма насилия, все шире применяется для решения и преодоления таких противоречий. Чтобы уменьшить угрозу терроризма и выполнять стоящие перед спецслужбами задачи на заседании отмечалась необходимость совершенствования механизмов, позволяющих проводить совместные оперативные исследования с целью выявления лидеров, тренировочных баз и каналов финансирования международных террористических группировок. Кроме того, были проанализированы попытки экстремистских и террористических группировок проникнуть в электронное информационное пространство спецслужб и способы защиты от этого. Все это жизненно важно для стран Содружества, в том числе и для Молдовы. - Сотрудничество спецслужб основывается только на обмене опытом и информации или же предполагает и практическое взаимодействие? - Разумеется, эффективность борьбы с терроризмом зависит не только от информационного сотрудничества и теоретического обмена опытом между спецслужбами разных стран. В Положении Антитеррористического центра стран СНГ предусмотрены и практические учения по борьбе с терроризмом. С 2001 года на территории СНГ проводятся совместные учения антитеррористических подразделений спецслужб. В 2001-2002 гг. они проходили с участием отрядов спецназа Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана ("Юг-Антитеррор"), а в 2003 году с участием России и Украины ("Азов-Антитеррор"). В соответствии с решением Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ и с согласия высшего руководства страны нынешним летом совместные антитеррористические учения будут проходить на территории Молдовы ("Запад-Антитеррор-2004"). Подобные учения будут проводится ввиду необходимости закрепления практических навыков взаимодействия в экстремальных условиях, а также для привлечения служб с более богатым опытом пресечения терроризма, равно как и необходимости практического применения механизма взаимодействия, предусмотренного национальным законодательством. Все эти действия вытекают из совместного плана Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Как и на предыдущих учениях, предусмотрено проведение операций по освобождению заложников и обезвреживанию террористов - разумеется условных. cominfo.md
0